В чём состояла особенность положения «чёрного» населения города?

1) платило налоги и подати
2) было освобождено от налогов
3) было обязано получать профессию
4) было обязано носить чёрные одежды

 

Ответы:
1-2; 2-3; 3-3; 4-2; 5-1

Приложение В

Конспект урока

 

Тема урока: «Российское общество в XVI веке: служилые и тяглые».

Класс: 7

Вид урока: урок беседа.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создание условий для формирования коммуникативных умений в рамках изучения структуры российского общества XVI века.

Задачи:

образовательная – ознакомить учащихся со структурой российского общества и особенностями формирования сословий;

воспитательная – воспитание уважения к представителям разных сословий;

развивающая – развитие коммуникативных навыков через диалоговые формы работы.

Средства урока: ПК, мультимедийное оборудование, учебник, раздаточный материал.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Переход к изучению нового материала (5 мин.).

3. Изучение нового материала (26 мин.).

4. Подведение итогов (6 мин.).

5. Организация домашнего задания (2 мин.).

Литература: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч. 1/ [Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение 2018. – 128 с.


 

Конспект урока

План урока:

1. Европа в начале XVI века.

2. На государевой службе.

3. Крестьянский мир.

Методический аппарат Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент (1 мин.) Учитель входит в класс, приветствует учеников.

Приветствуют учителя.

Переход к изучению нового материала (5 мин.) Целевая установка. А теперь попрошу вас сосредоточиться и обратить внимание на слайд «Россия и Европа в XVI веке». -Что изображено на иллюстрациях? Какие существенные отличия вы видите? Вывод: основное занятие европейцев ремесло и торговля, а россиян – сельское хозяйство. Отсюда возникает проблемный вопрос: «Почему Европа и Россия в конце XV начале XVI века в социально-экономическом развитии пошли разными путями?» Анализ Российского общества в XVI веке, позволит нам получить ответ на этот вопрос. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Российское общество в XVI веке: служилые и Тяглые). Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы: План урока: 1. Европа в начале XVI века. 2. На государевой службе. 3. Крестьянский мир. Вспомните из каких слоев, групп состояло население стран Европы в начале XVI века? О каких социальных группах населения России вы уже знаете? Кто такие «удельные князья»? Что такое «местничество»? Какова была роль местничества в системе управления государством? За счет каких доходов существовало Российское государство?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.

Записывают план в тетрадь.

 

 

Беседа. Слушают учителя отвечают на вопросы.

 

 

Изучение нового материала (26 мин.)     1. Европа в начале XVI века. Работа с текстом. Перед вами текст «Европа в конце 15 начале 16 века) (см. Приложение А). Вопросы к тексту: 1. Когда в Европе начинается экономический подъем? 2. О каких технических открытиях говорится в документе? 3. Назовите важную особенность в социально-экономическом развитии Европы.

Работа с текстом. Читают текст. Отвечают на вопросы по тексту.

Вывод: Изменения в Европе привели к радикальным изменениям в социальной структуре европейского общества.

  2. На государевой службе. Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа. Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.? Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»? Какие обязанности накладывала на человека государева служба? Кто такие бояре и, кто такие дворяне? Чем регулировались отношения между членами государева двора?

Беседа. Работа с текстом учебника и словарем.

 

Вывод: В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

    3. Крестьянский мир. Кто составлял большинство населения России в XVI в.? Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями. На какие категории делилось российское крестьянство? Что являлось центром крестьянской общины? Каковы были обязанности крестьянина? Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным? Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»? Изобразите схематически структуру российского общества в XVI в.

Беседа. Записывают определения в тетрадь.

 

 

Работают с учебником. Отвечают на вопросы.

 

 

Составляют схему.

Вывод: Выполнение повинностей крестьян по отношению к знатным сословиям, было основным источником их существования, в отличие от Европейского общества, где как мы видим широко развивалось ремесло и торговля. В конце 16 века массовый отток крестьянского населения из - за не урожайности и возросших налогов заставили правительство ввести Заповедные и Урочные лета. Таким образом в России продолжается законодательное оформление крепостного права.

Подведение итогов (6 мин.)  

Как формировалось сословное общество в России XVI в.? Какие факторы влияли на этот процесс? В чём состояли отличия от подобных процессов в Западной Европе?

Объясните смысл фразы: «Чей род любится - тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать? Существуют ли в наше время пережитки такого подхода?

Какое событие можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах? Способствовала ли такая система управления развитию России?

Беседа. Дебаты.
Организация домашнего задания (2 мин.)

Параграф 9, устно ответить на вопросы для работы с текстом. Вопрос № 1. Подготовка к самостоятельной работе.

Записывают домашнее задание в дневник.
Вывод

Российское общество в XVI веке было сословным. Но тягловое население находилось в большей степени поземельной и личной зависимости, чем в Европе, которая активно в тот момент включалась в товарно-денежные отношения и мировой рынок. Отсюда и разные пути Европы и России в социально-экономическом развитии.

       

 


 

Приложение Б

Фрагмент текста для работы на уроке

 

Как необходимо работать с фрагментами исторических источников

1. Прочитай заголовок.

2. Просмотри текст.

3. Определи причины, побудившие автора написать работу.

4.Внимательно прочитай текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное.

5. Раздели текст на смысловые части. В каждой части выдели основное слово, значение.

6. Еще раз просмотри весь текст. Составь план.

7. На основе плана выпиши главные мысли в тетрадь.

 

Диодор Сицилийский.

 

Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С Запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние.… Из частей же страны, обращенной к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

Четвертая сторона омывается Египетским (Средиземным морем), почти не имеющим пристани.

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий – 184, 97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.

вступив в Египет. Нил имеет ширину десять или менее стадий и течет не по прямому направлению, а, образуя всяческие извивы, ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много рукавов. Образует называемую так по очертанию дельту. Стороны её образуют крайние из рукавов реки. Основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями.

Дельта очертания похожа на Сицилию. Этот остров разделяется многими каналами. Сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи, орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил. …Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом.

Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: