Функции СМИ в обществе Подсистемы системы СМИ

 

Термин «средства массовой информации» появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию.

Вне зависимости от того, как определяется понятие «информация», оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия социального мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда интерпретируется.

Понятие «массовость» фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу.

Коммуникация и информирование могут носить непосредственный и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти технические посредники иногда именуются «коммуникативными» средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию.

СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом. СМИ – это социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных средств информации. Он характеризуется следующими чертами:

1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;

2) корпоративным характером производства и распространения информации;

3) социально-преобразовательным потенциалом.

В целом же, система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

─ информативная насыщенность;

─ публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;

─ наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;

─ непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

─ однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;

─ непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радио- или телепередача, пр.).

Информация распространяется по-разному, с использованием различных технических средств. Поэтому вся система СМИ имеет подсистемы:

1) пресса (печать) – средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;

2) радио – передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;

3) телевидение – передача звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн;

4) фактически под определение «СМИ» подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит.

А ведь «коммуникационный взрыв» – это совсем небольшой промежуток времени. Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в ХХ столетии. Связано это, во-первых, с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках такого специфического вида социальной общности как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации.

В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни общества свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. По силе воздействия на личность, массу, СМИ не имеют себе равных. Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса[2].

Во второй главе курсовой работы мы рассмотрим особенности современного радиовещания, его историю, основные проблемы и перспективы.

 


 


Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: