Структура и особенности радиовещания сегодня

 

К концу девяностых годов ХХ века в России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

В это время в работах современных исследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций, для чего использовались различные признаки деления. В данной работе мы остановимся на классифкации Е.Р. Раскатовой, предложившей деление радиостанций по признаку «Цель радиостанции».

Деление радиостанций по цели вещания выглядит так.

1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.

К той группе относятся радиостанции, учредителями и/или спонсорами, финансистами которых являются какие-либо политические структуры либо политические силы, в том числе органы власти.

Эту группу радиостанций можно разделить еще на такие подгруппы, как официальные радиостанции, выражающие точку зрения тех или иных органов государственного управления, партийных объединений, политических движений, профсоюзов, т.д., нейтральные, радиостанции, тяготеющие к объективному освещению событий политической жизни общества и оппозиционные.

2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели.

Эта группа радиостанций на сегодня является самой многочисленной. Связано это с тем, что радиовещание в настоящее время стало выгодным бизнесом и позволяет заработать капитал или способствует продвижению того или иного продукта, вида услуг и т. д. на рынке. Эту группу радиостанций также можно разделить на подгруппы: экономически самостоятельные, не имеющие других источников дохода кроме доходов от собственной деятельности (в основном производство и вещание рекламы и рекламных передач); корпоративные, принадлежащие коммерческим структурам, финансируемые ими, обеспечивающие их интересы в вещании.

Говоря о коммерческих радиостанциях, следует заметить, что они в частности, и радиовещание в целом сегодня успешно развивается именно благодаря привлечению радиорекламы.

Благодаря широкому охвату населения радио является одним из наиболее привлекательных средств распространения рекламы. Ещё более привлекательным для рекламодателей является экономичность радио. Бюджет, необходимый для рекламной радиокомпании, намного меньше, чем для рекламы в прессе и по телевидению.

Для рекламодателей особенно важна способность радио повторять рекламу большое число раз в течение дня и усиленно мотивировать потребителей на приобретение товара. Потребитель, читая газету, может просто перелистнуть страницу с рекламой, не обратив на неё внимания. Время телевизионной рекламы телезрители часто используют для того, чтобы выйти покурить, налить себе чаю, или начинают щёлкать кнопками на пульте, перескакивая с канала на канал. Короткие рекламные радиовставки потребитель волей – неволей слушает, продолжая заниматься своим делом, - не отрываться же от дела, чтобы выключить радио на какую – то минуту.

Преимуществом радио является также тембр человеческого голоса, который вносит в рекламу личностный характер, сообщает словам эмоциональность, недостижимую для печатного текста.

Одним из главных преимуществ радио является огромная убеждающая сила. Почему радио имеет такую убеждающую силу? Особенностями человеческого мозга объясняется то, что людей легче убедить в достоинствах товара словами, произносимыми вслух. В этом случае товар им нравится больше, и они готовы больше покупать его, нежели в случаях, когда их убеждают печатными словами. Тем не менее, когда текст рекламного сообщения труден для мгновенного понимания, эффективность работы резко снижается. Это обусловлено динамичностью радиорекламы. Если при чтении рекламного послания потребитель имеет возможность возвратиться к заголовку, перечитать текст, то радиореклама не может быть остановлена и возвращена назад. Поэтому радио неприемлемо для рекламы сложной, в том числе наукоёмкой продукции и технологий, а также товаров и услуг, требующих длительного изложения их сущности и преимуществ.

Динамичность радио требует повышенного внимания к запоминаемости рекламы, её логической выстроенности, чёткости сюжета, ясности выводов. В радиорекламе гипертрофически возрастает роль положительных эмоций.

Для рекламодателей радио представляет дополнительную возможность заявить о себе через спонсорство радиопрограмм.

Спонсорство хорошо тем, что:

- упоминание фирмы в качестве спонсора в передаче и анонсах способствует повышению её престижа среди потребителей, свидетельствует о солидности фирмы и о том, что она думает не только о поучении прибыли, но и об обществе;

- радио позволяет в спонсорской программе не только прокат, но и создание выгодных для неё радиопрограмм, которые объективно не могут быть квалифицированы как рекламные, но фактически мотивировать потребителя на приобретение товаров.

8. Радио – великолепное средство для имиджевой и престижной рекламы.

Кроме рассмотренных преимуществ и ограничений, радиореклама имеет ещё одну, поистине уникальную способность: она воздействует на подсознание потребителей даже тогда, когда они занимаются своими делами и специально не слушают радио, хотя оно и включено. Сознание таких потребителей поглощено выполняемой работой, а бессознательное активно впитывает поступающую информацию.

Мотивированные радиорекламой бессознательные желания заставляют потребителя обратить внимание на другие виды рекламы этих товаров, и в том числе на печатную рекламу. Но если потребителя при совершении покупки спросят, откуда он получил информацию о товаре, то в большинстве случаев будет назван печатный источник, в то время как первый толчок к приобретению товара дала радиореклама.

Поэтому, если говорить о целевой аудитории радиорекламы, то она поистине безгранична. В первую очередь, это лица пожилого возраста, домохозяйки, которые длительное время находятся в домашней среде и чаще всего слушают радио.

Вторую часть целевой аудитории радиорекламы могут составлять водители и работники других видов транспорта, которые во время передвижения слушают радио.

Жители сельской местности также могут быть включены в целевую аудиторию радиорекламы, так как на бескрайних просторах России есть ещё места, где, кроме радио, нет других средств массовой информации.

И, наконец, рекламу на радио могут одновременно услышать по всей стране, так как радийная связь – одна из самых давних и традиционных видов коммуникаций вообще, которая есть во многих семьях.

Таким образом, реклама как таковая стоит на первом месте по своей эффективности в системе маркетинговых коммуникаций, а радиореклама по охвату аудитории является наиболее эффективной из всех видов рекламы[7].

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели.

Эта группа не отличается многочисленностью, т.к. радиостанций, делающих своей целью просветительскую деятельность, сегодня мало. Среди подгрупп выделим культурологические (радиостанции, ведущие просветительскую деятельность в области общекультурных вопросов и вопросов искусства); образовательные (радиостанции, занимающиеся просветительской работой в области науки, ведущие образовательную работу); религиозные (радиостанции, занимающиеся просветительством в определенной области религии, например православные).

4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели.

Высокий уровень потребности общества в оперативной и качественной информации актуализирует именно эту целевую направленность деятельности радиостанций, создает предпосылки для поиска новых концептуальных решений в новостном вещании. Определим градацию радиостанций в этой группе. Это информационные (работающие в режиме оперативного новостного вещания, дающие максимально полную картину событий в их развитии); информационно–аналитические (не только информирующие, но и выражающие и формирующие общественное мнение посредством аналитических программ); специализированные (дающие максимум информации в какой либо определенной области, например, спорте, автомобилизме, музыке, науке, технике и т.д.).

5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели.

Среди радиостанций этой целевой направленности выделяются такие подгруппы: музыкальные (специализирующиеся на музыкальном вещании и отдающие под это вещание практически все время работы в эфире); разговорно-игровые (отдающие предпочтение развлекательным разговорным передачам, таким, как ток–шоу, розыгрыши, викторины, конкурсы, радиоигры); познавательные (в основе вещания которых передачи занимательного и познавательного характера).

Разговорно-игровые радиостанции встречающиеся в российском эфире чаще всего, но по цели они являются коммерческими или сочетающими коммерческую и развлекательную цели.

Познавательные радиостанции на российском радиорынке не представлены[8].

Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов.

Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы — создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ-FM.

До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания - «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности.

Однако реорганизация не сработала, и прежде всего, в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании.

Помимо этого важного психологического фактора, сыграла свою роль объективная ситуация — не только недостаточное финансирование электронных масс-медиа, но и невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовещанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени.

Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера.

В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность».

«Радио России» в значительной степени изменило свою программную концепцию и прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР.

В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров как филиалы государственной компании на местах.

Таким образом воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998—1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям.

В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них 292 государственные.

К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается.

По наблюдениям Ф. Вильямса, консультанта Би-би-си МРМ по региональным вопросам, судьба муниципальных вещателей достаточно сложна, ибо соответствующие власти мало или совсем не финансируют их деятельность. Отсюда низкий уровень программ, устаревшая техника, ограниченное время вещания. Муниципальное вещание постепенно вытесняется другими видами станций. Весьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям.

И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-БМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 — 20, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC — радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые.

Вначале, на рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах.

В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Как правило, учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица.

На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» — также российско-американский проект. С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 — в УКВ-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций.

В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций. Однако к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями — и государственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьба за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения — с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др.

Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания — образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум — частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 — одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ.

Таким образом, сложился полноценный издательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единая информационная политика, совместные мультимедийные акции.

Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например, недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» — проект «Русского радио»[9].

Проведем анализ радиостанций по состоянию на 2009 год.

Наиболее распространенным и технически доступным в России является информационно-разговорное радио, оно представлено двумя сетями федерального масштаба - «Радио России» и «Радио Маяк», прием сигналов этих станций возможен практически во всех населенных пунктах России.

На втором месте (548 городов) – «музыка для взрослых», две наиболее крупные радиостанции, передающие музыку этого направления, – «Авторадио» и «Дорожное радио».

На третьем месте (429 городов) современная западная музыка (хиты): «Европа Плюс», «Love Radio», «Хит FM» и «Радио Рекорд».

Четвертое место (217 городов) занимают радиостанции, передающие современную русскоязычную музыку («Русское Радио»).

Пятое место (209 городов) могут слушать шансон («Радио Шансон» и «Добрые песни»).

На шестом месте (146 городов) - формат «ретро» («Ретро FM»).

Довольно широкое распространение имеет юмористическое радио «Юмор FM»(87 городов), остальные форматы имеют меньшее присутствие на рынке[10].

Структура аудитории радио по России в целом в 2009 году наглядно представлена на рисунке 1.

 

Рис.1. Структура аудитории радио по России в целом в 2009 г.

 

Наконец, еженедельный объем аудитории радиостанций представлен на рисунке 2.


 

Рис. 2. Еженедельный объем аудитории радиостанций в 2009 г.

 


 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в настоящее время значительно возросло влияние СМИ на все стороны жизни общества. По силе воздействия на личность, массы СМИ не имеют себе равных. Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому СМИ для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информации. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса.

Радио как средство массовой коммуникации обладает определенными особенностями. Радио есть разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве

Родившись 7 мая 1895 года, сейчас оно прочно вошло в нашу жизнь благодаря уникальным особенностям:

1. В структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным.

2. Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для восприятия аудиторией.

3. В системе СМИ радио, ориентированное, прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение человека.

Кроме того, радио высвобождает воображение и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в поведении и реакциях, которые выработаны привычным жизненным опытом. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям.

К концу девяностых годов ХХ века в России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6—7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа.

В это время в работах современных исследователей радиовещания предпринимались попытки классификации радиостанций, для чего использовались различные признаки деления. В работе рассмотрена классификация Е.Р. Раскатовой, предложившей деление радиостанций по признаку «Цель радиостанции»:

1. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно общественно-политические цели.

2. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно коммерческие цели.

3. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно просветительские цели.

4. Радиостанции, ставящие перед собой преимущественно информационные цели.

5. Радиостанции, реализующие преимущественно развлекательные цели (музыкальные, разговорно-игровые и познавательные).

Наиболее распространенным и технически доступным в России (на 2009 г.) является информационно-разговорное радио, оно представлено двумя сетями федерального масштаба - «Радио России» и «Радио Маяк», прием сигналов этих станций возможен практически во всех населенных пунктах России.

На втором месте (548 городов) – «музыка для взрослых», две наиболее крупные радиостанции, передающие музыку этого направления, – «Авторадио» и «Дорожное радио».

На третьем месте (429 городов) современная западная музыка (хиты): «Европа Плюс», «Love Radio», «Хит FM» и «Радио Рекорд».

Четвертое место (217 городов) занимают радиостанции, передающие современную русскоязычную музыку («Русское Радио»).

Пятое место (209 городов) могут слушать шансон («Радио Шансон» и «Добрые песни»).

На шестом месте (146 городов) оказался формат «ретро» («Ретро FM»).

Довольно широкое распространение имеет юмористическое радио «Юмор FM»(87 городов), остальные форматы имеют меньшее присутствие на рынке.

 


 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. Развитие радиовещания //История мировой журналистики. Изд. 3-е. - М. - Ростов-на-Дону, 2004.

2. Ворошилов В.В. Техника и технология СМИ //Журналистика. Курс лекций. – СПб, 2004.

3. Ефремов А. Посидим, поокаем // Индустрия рекламы. - № 9. – М., 2003.

4. Клюев Ю.В. Российское радиовещание: Этапы становления Журналистика. Молодые исследователи. - СПб., 2003. - С. 32-38.

5. Ковтун В.Г. Эволюция действенности в отечественной теле- и радиожурналистике // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы. – СПб, 2004. С. 287-289.

6. Кошелева И.Н. Проект «Радиопортал»: Создание единого информационного пространства // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы. - СПб., 2003 - С. 88-89.

7. Кошелева И.Н. Интернет-проекты в системе современного радиовещания Проблемы региональной журналистики. Тезисы. – Тольятти, 2003. - С. 53-55.

8. Кривова Н.Ф. Язык региональной радиорекламы // Средства массовой информации в современном мире. Тезисы. - СПб. - С. 114-115.

9. Муравьева Е. Телерадиовещание государственное и общественное. Рычаги влияния // Медиаальманах. - № 3. – 2004. - С. 26-33.

10. Нерознак В. Новости: Репутация и деньги Время работать на радио. - М. - С. 103-104.

11. Подобед Д А Истоки и предпосылки перестройки современного радиовещания // Средства массовой коммуникации в изменяющемся мире Сб науч тр -Ростов н/Д НМЦ «Логос», 2007. С 136-152

12. Радиожурналистика / Под ред. проф. A.A. Шереля. – М.: Изд-во Московского университета, 2000.

13. Раскатова Е. Типологические подходы к исследованию радиовещания // RELGA. - №18 [120] 16.11.2005.

14. Реполова А.С. Диалог в эфире региональной коммерческой радиостанции. Возможные направления исследования // Журналистика в 2004 году. Тезисы.-М., 2004. С 47-48.

15. Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. - М., 2003.

16. Смирнов В.В. Концепция информационных программ на центральных радио- и телеканалах СМИ и вызовы нового века. Тезисы. - Ч. 8. - М., 2003. -С. 8-9.

17. Смирнов В.В. Проблемы радиожурналистики в контексте современных массовых коммуникаций //300 лет российской журналистики. Тезисы. - СПб., 2003. -С. 113-115.

18. Субханкулова А.Р. Радиовещание последних лет: Библиография и исследование научных материалов // Журналистика в 2001 году. Тезисы. - Ч. 1. -М.-С. 37-39.

19. Телерадиовещание и телекоммуникации - новые технологии и их внедрение // Приложение к журналу «Научно-технический журнал - 625». - № 2. – М., 2003.

20. Упорова Е. As life - как в жизни // Время работать на радио. - М. -С. 75-80.

21. Упорова Е. Социальная информация на радио: современные подходы // Время работать на радио. М., С. 109-119.

22. Шеин В. Н. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики. Курс лекций. Минск: БГУ, 2003.

23. Шеин В.И. Плюсы и минусы радиоэфира // Журналистика в 2002 году. Тезисы.-Ч. 2. -М., 2003. -С. 50-51.

24. PR: современные технологии: Учебное пособие / С.Л. Бровко и др.; под ред. Л.В. Володиной. – СПб.: Юристъ, 2008.

 


[1] Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. - М., 2003. С.22

[2] Телерадиовещание и телекоммуникации - новые технологии и их внедре­ние // Приложение к журналу «Научно-технический журнал - 625». - № 2. – М., 2003. С.11

[3] Телерадиовещание и телекоммуникации - новые технологии и их внедре­ние // Приложение к журналу «Научно-технический журнал - 625». - № 2. – М., 2003. С.10

[4] Радиожурналистика / Под ред. проф. A.A. Шереля. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. С.165

[5] Радиожурналистика / Под ред. проф. A.A. Шереля. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. С.167

[6] Шеин В.Н. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики. Курс лекций. Минск: БГУ, 2003. С.14

[7] Кривова Н.Ф. Язык региональной радиорекламы // Средства массовой ин­формации в современном мире. Тезисы. - СПб. - С. 114-115.

[8] Раскатова Е. Типологические подходы к исследованию радиовещания // RELGA. - №18 - 16.11.2005

[9] Маркетинговое исследование. Анализ радиостанций в 2009г. http://www.restko.ru

[10] Там же.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: