Метод оценки уровня качества в баллах

При экспертизе качества продукции наиболее часто используют балльные оценки. Балльные оценки даются непосредственно экспертами или получаются в результате формализации процесса оценки. Эта формализация бывает эвристической или экспериментальной.

Непосредственное назначение балльных оценок производится экспертами независимо друг от друга или в процессе обсуждения. Количество баллов в принимаемой оценочной шкале может быть разным. Для оценки показателей качества обычно используют 5-ти, 7-ми и 10-балльные шкалы.

Обобщенный показатель качества, определяемый экспертным методом по балльной системе исчислений, находят как среднее арифметическое значение оценок, поставленных всеми экспертами, т.е. вычисляют по формуле:

где а – количество экспертов;

Qi –оценки в баллах,поставленные экспертами.

Если при экспертизе качества проводят несколько туров опросов, то в этом случае значение показателя качества определяют как среднее арифметическое значение оценок, полученных в каждом туре опроса экспертов по выражению:

где Kэкс.i – значение показателя качества, полученное в каждом туре;

t – число туров опроса.

В тех случаях, когда единичные показатели качества неравноценно влияют на общий уровень, целесообразно использовать коэффициенты весомости:

где mi – коэффициент весомости i -го единичного показателя качества.

Экспертным методом часто пользуются при выборе техники, представленной несколькими предприятиями на тендерные конкурсы (торги).

Эвристическая формализация экспертных оценок заключается в определении зависимости между значениями параметрических показателей и их оценками в баллах. На основании этого строится график или разрабатывается (пишется) математическая формула, которые позволяют выражать балльную оценку показателей качества в натуральных единицах измерений.

При экспериментальной формализации устанавливают соотношение значений балльных оценок со значениями показателей, определяемыми в результате эксперимента. Такой метод является более объективным.

Существует еще и так называемый социологический метод оценки качества продукции. Этот метод, как и экспертный, основан на опросах, на мнениях, но не специальных экспертов, а различных потребителей оцениваемой продукции. Поэтому социологический метод относят к разновидности экспертного. Сбор мнений потребителей производится опросом или с помощью распространения и заполнения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п.

 


 


Лекция № 15

КВАЛИМЕТРИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: