ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Психологическое просвещение родителей
План
1. Психологическое просвещение, как одно из направлений деятельности практического психолога, цели и задачи психологического просвещения родителей
Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у воспитателей и родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей детского учреждения, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы
—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований;
— формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
2. Формы и методы работы в психологическом просвещении родителей
Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера.
К вербальным относятся:
—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.
— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.
— выступления на методических совещаниях, деловые игры.
Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.
К не вербальным (наглядным) формам просветительской работы относятся:
· стендовая информация;
· памятки для родителей,
· сайт педагога.
3. Информирование, как одна из форм работы в рамках психологического просвещения родителей
Одним из способов освещения вопросов является родительское собрание.
Одна из задач общения педагога-психолога с родителями — раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов незаменимы родительские собрания, которые являются действенной формой общения психолога с родителями. Педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание. Именно на собраниях у педагога-психолога есть возможность ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка ложится на информационную часть. Этот материал может быть использован и для проведения устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы.
От психолога требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров; использование своих методов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
Родительские собрания в ДОУ могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей.
4. Тренинг, как одна из эффективных форм работы в рамках психологического просвещения родителей
Педагог-психолог любой образовательной организации в своей работе постоянно должен контактировать с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.
Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с родителями (законными представителями). Использование данной формы способствует повышению у родителей уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию и лучшему пониманию детей.
Правила тренинга:
1. Общение по принципу «здесь и теперь» - для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т.п. это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений лучше узнать себя и свои личностные особенности.
2. Принцип открытости, искренности - говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто, выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
3. Принцип конфиденциальности - все, что происходит во время занятий, не выноситься за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не бояться, что содержание их общения может стать общеизвестным.
4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) - отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа: «Большинство моих друзей считают, что…», «некоторые думают…», на суждения: «я считаю, что…», «я думаю…» и т.п.
5. Недопустимость непосредственных оценок человека - при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравиться твоя манера общения» и т.п.
6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того, чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.
Цель тренинга:
- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей;
- расширить представления родителей об общении с ребенком;
- познакомить со стилями общения в семье;
- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.
5. Психологическое просвещение и тренинг родительской компетентности как базовые технологии работы с родителями для обеспечения гармоничного развития личности детей
По мнению Овчаровой Р.В., технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условии, для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка.
Основные технологии данного сопровождения:
- технология психологического просвещения педагогов и родителей;
- технология психологической диагностики;
- технология психологической профилактики;
- технология коррекционно-развивающей работы.
Особого внимания требует рассмотрение технологии психологического просвещения родителей, целью которого является формирование психологической культуры родителей. Абрамова Г.С. раскрывает понятие «психологическое просвещение» как формирование у детей и их родителей, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Технологии психологической профилактики и коррекционно-развивающей работы реализуются путем тренинга, как одна из эффективных форм работы в рамках психологического просвещения родителей. Использование данной формы способствует повышению у родителей уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию и лучшему пониманию детей.
6. Семейное воспитание как ранняя профилактика девиантного поведения и наркологических заболеваний у детей.
Семья – это микросоциальная среда, где наследуются и формируются здоровье и образ жизни новых поколений.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило психологам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах — социальной.
Влияние семьи:
- семья осуществляет социализацию личности;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Примерно с 11 до 15 лет подросток переживает «гормональную бурю», наступает время физиологической и психологической зрелости. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Тогда еще не взрослый, но и уже не ребенок, заявляет миру о своем существовании. И, как театр начинается с вешалки, так самоутверждение подростка начинается с семьи.
Многие подростки имеют внутренний радар, чутко улавливающий всё, что раздражает взрослых. Если мы ценим аккуратность, наш подросток будет неряшлив, в его комнате будет беспорядок. Если мы настаиваем на хороших манерах, он будет влезать в разговор, сквернословить. Если мы высоко ценим хорошие отметки, он будет учиться хуже всех в классе.
Сбитые с толку, взрослые реагируют предсказуемой последовательности отчаянных мер. Во-первых мы становимся жесткими. Если это не помогает, Мы переходим к мягкости. Когда и это оказывается безрезультатным, мы пытаемся действовать методом убеждения. В случае, если и наши мягкие убеждения не достигают цели, мы прибегаем к насмешкам и упрёкам. Затем мы возвращаемся к угрозам и наказаниям. Это модель повсеместного воспитания.
Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем это обусловлено?
- Процесс полового созревания на определённых стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга не справляется с функцией контроля.
- Возрастающее стремление ребёнка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречает с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению.
Типичной ошибкой родительского воспитания является дефицит внимания к ребёнку. Когда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения и переживаниям никому нет дела. Если ребёнок комфортно чувствует себя в семье, то он, скорее всего, не станет ни пробовать наркотики, ни совершать противоправные поступки.
Дети часто начинают воровать,
когда чувствуют себя лишенными
чего-то очень важного для их жизни.
Альфред Адлер
Если ребенок не будет чувствовать,
что ваш дом принадлежит и ему тоже,
он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Создать таблицу, в которой перечислить цели и задачи психологического просвещения родителей
Цели | задачи |
Создание условий для повышения психологической компетентности родителей -актуализация и систематизация имеющихся знаний -повышение уровня психологических знаний -включений имеющихся знаний в деятельность. | Знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития |
Получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамики процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам | Популяризовать и разъяснять результата психологических исследований |
Выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения | Формировать потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребёнком или в интересах развития собственной личности |
Определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних | Достигать понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детских образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, и др.) |
2. Перечислите формы и методы работы в психологическом просвещении родителей и продукты, использующиеся в данном виде работы
Формы и методы психологического просвещения родителей | Продукт деятельности |
Вербальные *беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией) *выступления на родительских собраниях, *организация родительских клубов. * выступления на методических совещаниях *интерактивные (презентации, видеоролики) | Продуктами деятельности будут являться: *знания-образы, представления и понятия, необходимые для организации и регулирования деятельности, *Умения – возможность выполнить действие практически, возникает на основе знаний, в результате подражания или самостоятельных проб и ошибок *навыки – автоматизированный способ выполнения действий. Формируется в результате упражнений. |
Не вербальные * стендовая информация; *памятки для родителей, *сайт педагога *публицистика (печатные и электронные СМИ) | Продуктом деятельности будут знания, научно-методический материалы, документы, отчеты о проделанной работы |
3. Перечислите тренинги для родителей, использующиеся в рамках психологического просвещения, укажите их цель
Тренинг | Цели и задачи |
Тренинг родительской компетентности: «Как мне тебя понять?» | Цель тренинга: оптимизация взаимодействия детей и родителей, повышение родительской компетенции в вопросах по преодолению проблемного поведения ребенка в период взросления. Задачи тренинга: 1. Повышение психологической культуры родителей; 2. Обучение умению изменять и преодолевать проблемные ситуации с детьми, а также поиск и апробация конструктивных выходов из конфликтных ситуаций; 3. Активизация процесса восприятия родителями личной семейной ситуации, своей роли в семье; 4. Создание условий для переосмысления своих стереотипов в воспитании ребенка; 5. Развитие интернальности – принятие ответственности за свои действия. 6. Повышение толерантности и стабильности личности родителя; 7. Развития навыков взаимодействия с ребенком и другими членами семьи; 8. Развитие рефлексии – осознание своих переживаний, чувств, поступков. |
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения» | Тренинг направлен на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми. Цель практического занятия: - повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста; - расширить представления родителей об общении с ребенком; - познакомить со стилями общения в семье; - способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком. |
Тренинг сплочения в семье «Семейные ценности» | Цель: актуализация ценности семьи, особенности семей. Задачи: · формирование умения слушать, слышать и давать обратную связь, · способствовать формированию целостности семьи, · актуализация жизненных ценностей семьи. Ожидаемый результат: · развитие рефлексивных особенностей, · снятие напряжения, · развитие эмпатии, · выявление семейных ценностей, · сплочение членов семьи. |
Формирования жизненных навыков «Жизнь и жизненные навыки» | Цель:обучение тому, как ставить цели; отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; обсуждение правил групповой взаимопомощи, создание благоприятной психологической атмосферы. Основные задачи: - развивать навыки постановки и достижения жизненных целей; - объяснить необходимость приобретения жизненных навыков; - развивать навыки эффективного взаимодействия; - ознакомить с олимпийской формулой успеха; - создать позитивный микроклимат. |
Тренинг «Супружеские отношения» | Цель и задачи: 1. ориентация системы психологических взаимодействий на изменение межличностных отношений в семье. 2. разрушение внутрисемейных стереотипов, создание атмосферы благополучия, оказание психологической поддержки. 3. создать благоприятные условия для работы в группе, способствовать самоанализу участников, раскрыть качества, необходимые для эффективных межличностных отношений в семье. |