Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется:

а) аксиологией;

б) методологией;

в) онтологией;

г) антологией.

 

2. Категория «бытие» вводится в философский обиход:

а) Парменидом;

б) Ж.П. Сартром;

в) Аристотелем;

г) Буддой.

 

3. Понятие … обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений:

а) пространство;

б) время;

в) сознание;

г) субстанция.

 

4. В истории философии существовали различные мнения о том, сколько субстанций лежит в основе бытия. Дуалистами называют тех философов, которые:

а) признают первичность одного из двух начал – материального или идеального;

б) считают равноправными как материальное, так и идеальное начала;

в) утверждают необходимость учёта множественности факторов (начал), определяющих развитие мира;

г) варианты б и в верны.

 

5. Основными формами бытия являются:

а) «взаимодействие между материей и информацией», «выделение и сохранение единства»;

б) материальное, идеальное, человеческое, социальное;

в) объективное, субъективное, имманентное, трансцендентное;

г) сознательное, бессознательное, подсознательное, духовное.

 

6. Представитель элеатов, Парменид, опровергал существование небытия. Он утверждал, что небытие не существует, потому что оно немыслимо. А немыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли.

Означает ли это, что «можно мыслить и то, чего нет»? Прав ли Парменид, опровергая существование небытия? Если нет, то в чём ошибочность его суждения? Ответ обоснуйте.

 

Научное познание

 

1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определённой области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

 

2. В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) в своём определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) является частью самопознающего субъекта.

 

3. Субъект познания в современной гносеологии – это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный учёный или философ;

в) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.);

г) мыслительный коллектив.

 

4. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

5. Научное познание принципиально отличается от других форм осмысления мира наличием:

а) субъективизма и предвзятости;

б) методов – приёмов, способов организации познавательной деятельности;

в) веры в непогрешимость авторитетных учёных;

г) синкретизма, т.е. слитности материального и идеального, субъективного и объективного, природного и человеческого.

 

6. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средних веков;

в) Возрождения;

г) Нового времени.

 

7. Ученик Пиррона Тимон заявлял: «Я чувствую, что вещь сладкая, но не знаю, сладкая ли она на самом деле». Дайте оценку данному высказыванию. Какое философское направление здесь проявляет себя?

 

8. Можно ли утверждать, что горы, реки, моря, звёзды и т.д. – это объективная истина? Что вы видите общего и в чём различие понятий «объективная реальность» и «объективная истина»?

    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: