Условия ознакомления детей дошкольного возраста с природой и экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования

Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с природой на участке учреждения дошкольного образования Основные понятия: озеленение участка учреждения дошкольного образования, защитные насаждения, декоративные древесно--кустарниковые насаждения, вертикальное озеленение, газоны, цветники, огород, плодово-ягодный сад. В каждом учреждении дошкольного образования есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно, в теплое время года. Хорошо озелененный участок – это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию дошкольников. Особое значение имеет хороший участок в городском учреждении дошкольного образования, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. Озеленение участка имеет санитарно-гигиеническое и воспитательно-образовательное значение.

1. Санитарно-гигиеническое значение. обогащение воздуха кислородом, уменьшают содержание в нем вредных для человека углекислого газа, углеводов и их производных, в том числе канцерогенных веществ.  уменьшение значительного количества пыли, уменьшая ее концентрацию на огражденной территории в 2-3 раза. Пылезащитными свойствами обладают не только густокронные деревья и кустарники, но и лужайки, цветники, огород и вообще вся территория, засаженная зеленью. очистка воздуха от вредных микроорганизмов и насекомых. Высокая фитонцидная активность, характерна для березы, дуба, черемухи, сирени, черной смородины, хвойных деревьев. Сильными бактерицидными свойствами обладают лук, чеснок, горчица, хрен. Летучие вещества черемухи убивают комаров, мух, мошек и слепней в течении нескольких минут. смягчение колебаний высоких летних и низких зимних температур, установление умеренной влажности воздуха, снижение солнечной радиации, снижение силы ветра, защита участка и здания от уличного шума, успокаивающее действие на ребенка. 2. Воспитательно-образовательное значение. Правильно озелененный участок учреждения дошкольного образования рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера. Требования к планированию озеленения участка. В нормативно-правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» во втором разделе «Участок» в пункте 2.4. отмечается, что площадь зеленых насаждений не должна быть менее 50% всей территории.

Все требования можно подразделить на три группы:

1. Требования к организации ландшафтной среды: контраст; зонирование территории учреждении дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; сочетание особенностей рельефа участка с размещением игрового оборудования; зонирование рельефа участка (склон, засеянный травой, плато, посыпанное гравием, горка с деревом или кустарником на вершине).

2. Требования к размещению озеленения: учет характера подземных и наземных коммуникаций; бережное отношение и сохранение существующих зеленых насаждений; не следует перегружать участок посадками; следует учитывать расстояние до здания учреждения дошкольного образования, в нормативно-правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» указывается, что кустарники следует высаживать не ближе 5 м, деревья – не ближе 10 м от здания; группы деревьев и кустарников на участке размещают с учетом солнечного освещения так, чтобы создать обрамление площадкам различного назначения.

3.  Требования к подбору растений для озеленения участка дошкольного учреждения: не следует применять для озеленения опасные деревья и кустарники (с вредными ядовитыми плодами, с колючками), растения, засоряющие при цветении территорию учреждения, растения, привлекающие большое количество насекомых; следует использовать растения с пестрыми и ярко окрашенными листьями, имеющие разный осенний наряд и форму кроны.

Виды озеленения участка д/у Защитные насаждения Для защиты участка учреждения дошкольного образования от улиц и дорог на его границе создаются плотные полосы из деревьев и кустарников. Такие защитные насаждения украсят участок и надежно защитят от ветра, пыли, шума, выхлопных транспортных газов и копоти. В нормативно-правовом акте «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений» записано, что по внешнему периметру земельного участка должна располагаться полоса деревьев или кустарниковых насаждений шириной 5 м. Обычно растения в живой изгороди высаживают в один ряд: это проще и дешевле, но двурядная посадка лучше она плотнее и, кроме того, дает возможность получить более прочную и более красивую изгородь. Посадка деревьев и кустарников в три ряда применяется в тех случаях, когда требуется создать защитные полосы, например, если участок дошкольного учреждения выходит на магистраль, в межквартальный или внутриквартальный проезд. Декоративные древесно-кустарниковые насаждения Деревья и кустарники определяют облик участку, придают ему рельеф и объемность. Виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений: линейные (аллеи, шпалеры), групповые (однородные, смешанные), одиночные посадки. Вертикальное озеленение В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Оно заключается в декорировании вьющимися растениями фасадов зданий, балконов, оград, арок, пергол (увитая зеленью беседка или коридор из легких решеток на столбах или арках), в создании цветочных пирамид, колонн. Вертикальное озеленение дает возможность увеличить площадь под зелеными насаждениями, изолировать друг от друга площадки различного назначения, затенить места для занятий детей, защитить их от ветра. Для вертикального озеленения широко используются виноград, клематисы, травянистые растения (душистый горошек, ипомея, настурция). Газон – это площадь с естественным или искусственно созданным сомкнутым травянистым покровом. Он служит фоном, на котором располагаются остальные элементы как растительные, так художетсвенноархитектурные. Его можно использовать для озеленения возле цветника, бассейна, беседки. Зеленый цвет газона оказывает благотворное воздействие на детей, снижает возбуждение, дает отдых утомленному зрению.

Виды: цветущий газон (мавританский и пестроцветный); злаковый газон (партерный и луговой). Цветочно-декоративные насаждения. На участке обычно цветочно-декоративные растения располагаются в нескольких местах: при входе, вдоль дорожек, возле здания, на игровых площадках и т.д. Требования к цветникам: для цветника подбирают растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени; растения должны быть неприхотливы, т.е. не требовать сложного ухода; для того чтобы ранее указанные условия были соблюдены, следует подобрать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения; красота и изящество цветника зависит от подбора растений по окраске. Виды цветников: клумба, партер, бордюр, рабатка, цветочная композиция, альпийская горка, миксбордер.

Огород В зависимости от величины земельного участка и количества детей огород может быть общим для всех групп и отдельным для каждой из них. Место для него выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. На огороде разбивают грядки длиной 2,5-3 м. Такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, выращивания рассады и т.д. Ширину грядки следует делать не больше 70 см, чтобы дошкольники могли во время работы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Расстояние между грядками – 50-60 с, а ширина главных дорожек огорода – 1 м. Для выращивания на участке следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, интересны для наблюдения: для детей младшего дошкольного возраста подбирают культуры, у которых семена и луковицы достаточно крупные, чтобы дети могли сажать их сами, например, лук, горох, бобы, редис: для детей среднего дошкольного возраста подбирают те же овощные культуры, что и в младшей группе, однако, для формирования представлений о  разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно садить разные сорта лука, салата, редиса, кабачков: для детей старшего дошкольного возраста подбирают разнообразные культуры: зеленые культуры (щавель, укроп, салат, ревень, спаржа), пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т.д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т.д.), плодовые (кабачок, тыква, огурец, томат, дыня и т.д.), корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свекла, брюква, картофель), бобовые и кукуруза (горох, фасоль сахарная кукуруза), хлебные злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес).

Плодово-ягодный сад Для сада следует выбирать участки, защищенные от ветра, использовать возвышенные участки, чтобы избежать избыточного увлажнения почвы. Для посадки необходимо отобрать наиболее неприхотливые плодово-ягодные растения, хорошо развивающиеся в данной местности: плодовые культуры (яблоня, груша, вишня), ягодные культуры (земляника садовая, смородина (черная, красная, белая), не колючие сорта малины, ежевики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: