Лекция 8.
Методология науки и гносеология Нового времени.
П л а н
1. Рационализм Ренэ Декарта.
2. Сенсуализм Джона Локка.
3. Влияние гносеологии на другие разделы философского знания.
Рационализм Рене Декарта.
Возникновение физики из духа живописи "эпохи Возрождения" /название эпохи введено А.Вазари, современником Микельанджело/ привело к опытно-математическому ее оформлению. /Напомню, что опыт для живописцев и скульпторов заключался в эскизах с натуры и измерения натуры с целью правильного изображения ее пропорций. Математическое описание состояло в составлении пропорций гармонического строения тела, в теории пропорций, в теории перспективы и в теории композиции/. Этот дуализм знания немедленно сказался в методологии не только физики, но и всего последующего за ней естествознания.
Ученые Европы приняли живейшее участие в дискуссии о наиболее эффективном методе научного познания. Вопрос стоял так: Следует ли опираться на логические рассуждения в познании природы, исходя из известных предпосылок /авторитеты древних авторов и современных гениев, самоочевидные истины, проверенное обыденное знание, религиозные сведения, книги, справочные издания и пр./, или же следует опираться только на личный эмпирический опыт, все остальное подвергая сомнению. На последнем
|
|
активно, даже агрессивно, настаивали врачи /Парацельс, Везалий
и др./. Позиция медиков-эмпириков нашла быстрое понимание на
севере Европы, в Англии /Т.Мор, Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк/.
Поскольку именно в этот исторический период началось экономическое и политическое возвышение островного государства, то все, что шло из Англии, носило ореол новейшего, современного и прогрессивного. Короче говоря, ученый мир Европы под влиянием медиков и образованных англичан почти целиком склонялся к эмпирическому методу научного познания.
Совершенно неожиданную позицию в этом вопросе занял авторитетнейший ученый своего времени Ренэ Декарт /1596-1650/.
Имя Декарта Вам известно из курсов школьной физики и биологии: есть"декартовы координаты", есть понятие "количество движения" /"имрульс"/, введенное Декартом, есть Декартовский закон преломления света, учение о рефлексах Декарта. В кабинете нашего знаменитого И.П.Павлова, лаурета Нобелевской премии, стоял бюст Декарта - первого ученого, заложившего основы учения о рефлексах. Сами понятия "рефлекс" и "рефлекторная дуга" введены Декартом. Математики так же хорошо знают Декарта: им было введено понятие переменной величины, заложены основы воссоединения геометрии и алгебры /аналитеческой геометрии/.
|
|
Родился Декарт во Франции, в бедной дворянской семье. Через несколько дней после родов его мать умерла от туберкулеза. Здоровье Декарта всю жизнь оставалось слабым.
С учебой Декарту повезло: в это время по всей Европе шла реформа образования. Связано это было с теми событиями, которые впоследствии были обозначены под именем "эпохи Реформации". От католического христианства с его практикой продажи
индульгенций и властью инквизиции стало отделяться новое направление - протестантизм, в котором верующему надлежало быть связанным с Богом посредсством личной веры и самостоятельного чтения Библии,- без посредства профессиональных священнослужителей.
Реформация христианства потребовала поголовного обучения грамоте всех христиан /для чтения Библии/, и протестанты стали активно создавать школы. Католики сначала растерялись, но в скором времени монахи католического ордена иезуитов тоже стали создавать свои школы, причем с одной особенностью. Если протестанты учили детей сухо и серьезно, то иезуитские монахи создали школы, в которых стремились обучать детей занимательно и устраивать между занятиями веселые перемены. Занятия между переменами стали называться "уроками", а большие перерывы между уроками в течение года - "школьными каникулами".
В конце каждого урока ребятишки повторяли все, что выучено за урок, в конце недели - все, что выучено за неделю, а в конце года - все, что пройдено за учебный год. Школьная система образования, предложенная иезуитами, дала прекрасные результаты: дети учились с желанием, а усвоение знаний было прочным. В последствии иезуиты ввели в своих школах театральные постановки - для дальнейшего оживления учебного процесса. /Этот метод перешел сначала в Польшу, а затем на Украину и с Украины - в Россию: русский публичный театр возник из школьного театра/. Иезуитская метода школьного обучения получила в истории педагогики название классно-урочной системы Я.Коменского, который обобщил опыт германских иезуитских школ. Вы все учились в школах, организованных по этой системе.
Ренэ Декарт как раз попал в новую школу, созданную иезуитами, где и получил хорошее образование. После школы молодому и бедному дворянину очень хотелось посмотреть мир. Но денег для этого не было. Тогда Декарт завербовался в армию, и проходил службу в Голландии и Германии. Ни в каких сражениях принимать участие Декарт не желал, предпочитая быть зрителем, а не актером. Его часто видели с сонным выражением лица. Странное поведение молодого офицера было подмечено, и Декарт вынужден был подать в отставку. Он поселился в Голландии и с головой ушел в науку.
Наукой Декарт занимался тоже не без странностей. На время очередного исследования он становился затворником, прятался от друзей и скрывал свое местожительство. Набрав материал, Декарт иногда сутками не вставал с кровати, а чтобы день не мешал ему предаваться созерцанию, он занавешивал окна плотным материалом и зажигал свечу. Так лежа под одеялом с закрытыми глазами, Декарт делал свои великолепные открытия. Одно из известных высказываний французского мыслителя гласит, что от самого себя - если человек как следует пораразмыслит о том, что он уже знает,- можно узнать больше, чем от всех других людей, вместе взятых. Вот другое высказывание в том же духе: на истину натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ. Мне очень импонирует и такой афоризм: нет для государства большего блага, чем иметь истинного философа /при этом я, естесственно, думаю о России и немного - о себе, сам незная почему/.
В конце жизни Декарт стал общеевропейским авторитетом. Шведская королева Христина пригласила его переехать в Стокгольм, чтобы организовать Академию наук. За Декартом прибыл
|
|
военный корабль во главе с адмиралом, и философ с почетом отправился в северную державу. Но климат Швеции не пошел на пользу: в скором времени он простудился, заболел и умер.
Основными философскими сочинениями Декарта являются "Рассуждения о методе" /"Discours de la methode", 1637/, "Метафизические размышления"- под красивым латинским названием "Meditationes de prima philosophia", и "Начала философии" /"Principia Philosophiae", 1644/.
"Рассуждение о методе"- небольшой трактат, опубликованный в качестве приложения к сборнику работ по математике и физике. С этого "приложения" и начинает свою историю новая гносеология.
Декарт рассуждает изящно, легко, грациозно, восхищаясь /admiration/ "естественным светом" /lumen naturale/ дарованного ему разума. Сонное выражение лица, расслабленная поза, болезненое и хрупкое тело, но, при этом, - острая и резво струящаяся мысль, за которой сам Декарт наблюдает как бы со стороны, как зритель за актером, как мать за дитем, как воин за своим конем на выпасе.
Начинает Декарт с пустяка: науку интересует знание, причем знание должно быть новым и истинным. Чем быстрее будет прирастать знание, тем лучше. Плохо то, что новому знанию трудно быть сразу истинным, а если еще приращению нового знания задать скорость, то истинность его оставит желать лучшего.
Итак, что требуется? - Требуется м е т о д, позволяющий достаточно быстро получать новое научное знание, истинность которого всегда поддерживалась бы на высоте, а в идеале - чтобы новые истины были абсолютными и не страдали от скорости их
получения.
Если новое научное знание будет достигаться опытным путем, то каким оно будет: вероятностным или достоверным?
Опытное знание имеет дело с частными случаями, которые
основываются на данных органов чувств и определяются конкретными обстоятельствами места, времени, условий, в которых они чувственно фиксировались. Но науку интересуют не частные случаи, а общие выводы, которые можно использовать с минимумом ограничений. Общие выводы в опытном методе познания основываются на части всех возможных частных случаев, которых может быть как угодно много, но перебрать их все просто не возможно. Это значит, что общий вывод из частных случаев всегда имеет вероятностный характер. Ограниченность чувств человека /и в их количестве, и в их способностях/, невозможность учесть в с е
|
|
обстоятельства наблюдения или эксперимента и субъективное установление достаточности количества частных случаев для получения общего вывода не повышают вероятность общего вывода, но, напротив, лишь снижают ее, делая достоверное знание не достижимым.
Итак, научное знание, полученное опытным /эмпирическим/ путем, имеет вероятностный характер. Такое знание очень мало пригодно для логического вывода. Во-первых, его условно принимают за достоверное. Например, если в Германии все лебеди белые, и в Англии все лебеди белые, и в Италии все любеди белые, и в России все любеди белые, то можно сделать вывод, что все лебеди по природе белые /кто же раньше мог предполагать, что в Австралии обнаружат черных лебедей? И почему именно черных, а не пятнистых, красных или в крапинку?/. Во-вторых, если посыл-
ки дедуктивного умозаключения носят вероятностный характер, то
естоественно, что и вывод будет тоже вероятностным, причем,
вероятность умозаключения будет ниже, чем вероятность посылок.
В результате логического рассуждения выводы начнут принимать невероятный характер, потеряв всякое отношение к действительности. В-третьих, если посылки умозаключения имели ошибку или погрешность, то в процессе вывода ошибка будет только накапливаться, так что все рассуждение сведется к "работе над ошибками" - и ни о какой скорости научного продвижения к истине нельзя бедет вести и речи. - Таким примерно образом Декарт приближается к убеждению, что "опыт - лучший учитель", к чему склонялось большинство ученых его времени, является ложной формулировкой научного метода познания.
Существует ли возможность не иметь дела в научном познании с вероятностным знанием, целиком оперируя только достоверными истинами? Декарту очень хотелось бы изыскать такую возможность, если она существует.
Можно вновь обратиться к опытному познанию, выискивая в нем элементы достоверного общего вывода. Если вывод делать по частным случаям, целиком исчерпывающим класс предметов, который они характеризут, то такой вывод будет иметь достоверный хапактер. Подобный метод обобщения в логике получил название полной индукции, - в противоположность обобщению по группе частных случаев, не исчерпывающей всех предметов своего класса, называемому неполной индукцией. Итак, метод обобщения, идущий от частного к общему, называется индукцией. Индукция бывает полной и неполной. Неполная индукция дает вероятностное общее знание, полная индукция дает знание и общее, и достовер-
ное. Да вот беда: полная индукия формулируют общий вывод о
всем классе предметов после того, когда изучен каждый предмет
исследуемого класса явлений,- то еть этот вывод уже не даст
ничего нового, он принимает просто банальный вид. Это означает, что полная индукция дает знание общее, достоверное, но не новое. Смысл же науки - получать новое знание. То есть тот редкий выриант, когда опыт дает знание общее и достоверное - вариант с полной индукцией,- науку не устраивает. Так как же найти вариант такого метода, который бы давал научное знание, имеющее характер: 1/общего, 2/достоверного, и 3/нового знания?
Здоровье Декарта было слабым и, немного порассуждав, он тихонько замирал под одеялом; может быть, совсем тушил свет и отдыхал до тех пор, пока мысль сама не начинала "бить копытом".
Декарт сам любил ставить опыты, особенно по физиологии /препарироваа лягушек/, но он много занимался и математикой. В математике Декарта привлекало то обтоятельство, что теоремы всегда имеют общий и достоверный характер. Если сказано, что сумма углов треугольника на плоскости всегда сто восемьдесят градусов, то какой треугольник ни рисуй: ксосоугольный, с прямым или тупым углами, независимо от размеров,- сумма углов абсолютно не изменится. Абсолютная достоверность математического знания приводит к тому, что в процессе логического вывода новой теоремы никакая ошибка не накапливается и ничего вероятностного случайно не возникает, так что новая теорема оказвается столь же достоверной, что и доказанные ранее. Тут Декартовская мвсль оборачивается вопросом: а откуда берется новое
математическое знание?
Откуда, или из чего выводится новая теорема, формула в математике? Вообще говоря, из предыдущих теорем, а те, в свою очередь, из еще более ранних теорем. И так до каких пор? - Пока не дойдут до аксиом. Откуда же берутся аксиомы?
Ответ на этот вопрос напрашивается сам собою: из опыта. Этот опыт огромен: вся практика всего человечества подтверждает истинноть исходных математических аксиом, так что никто ни разу не наблюдал ни одного исключения. "Ну и что?",- усмехнулся бы по этому поводу Декарт. Если человек на Земле живет не вечно, а ограниченное время, следовательно на Земле прожило большое, но ограниченное число людей, которые имели дело с большим, но ограниченным числом частных случаев на пример математических аксиом. Это означает, что если математические аксиомы базируются на эмпирическом опыте - пусть даже огромного числа частных случаев, но неисчерпывающих возможностей всего опыта /например, будущего/,- то эти самые математические аксиомы в таком случае должны иметь вероятностный характер, хотя бы и бесконечно приближающими к достоверному знанию. Но тогда любая, сколь угодно малая, ошибка или погрешность в аксиомах будет накапливаться в процессе логического /математического/ вывода и рано или поздно станет явной. То есть вероятность нового математического знания должна быть меньше вероятности более ранних теорем. Но в математике такого никогда не происходит: новые выводы столь же абсолютно достоверны, что и старые. Это означает, что математические аксиомы являются абсолютно достоверными и, следовательно, они получены не из опыта.
Этот вывод, чувствуюте, уже не плохой результат "рассуж-
дения о методе", не правда ли? Если аксиомы берутся не из опыта, а логически они выведенными быть не могут - на то они и аксиомы,- то откуда они взялись, каким методом получены, на основе каких человеческих способностей? -"Ты хорошо роешь, старый крот!",- как говорят в подобных случаях европейцы.
Сейчас уместно сказать, что я Вам неслучайно подчеркивал внешние условия творческой работы Декарта: сонное выражение лица, постельный режим, затемнение комнаты и пр. Подобное состояние размышления при полном расслаблении физичесого тела и, одновременно, патетическом состоянии души /удивление перед познанием истины, благоговение, восторг, восхищение/, когда ожидают появления мысли как бы в озарении, в "естественном свете разума", - называется, как известно, медитацией. Вспомним и пифагорейское "видение в озарении", которое по гречески называется "теорией". Так вот, Декарт пришел к выводу, что исходные аксиомы математитики носят не эмпирический, а сугубо "теоретический" - в указанном смысле слова,- характер. По всей вероятности, Декарт не особенно знал смысл пифагорейской философии, да и греческий язык - тоже. Свои научные труды Декарт писал на лытыни, и одним из первых начал писать на "простонародном" языке разговорной речи, то есть на французском. Поэтому аксиомы, которые могут появиться в человеческом разуме только в озарении, Декарт назвал новым словом -"интуитивной истиной", а метод умозрительного созерцания истины назвал "интуицией". Способность к интуиции как "естественному свету" разума Декарт считал врожденной, как способности к творчеству. Поэтому и акиомы считал как бы "врожденными идеями". Сам по себе термин не удачен, и научная критика не обошла его молча-
нием. Но важна сама идея происхождения нового, общего и достоверного знания, которое и есть суть научного познания,- идея происхождения математических аксиом не из опыта, а путем интеллектуального созерцания - интуиции.
Общая схема идеального научного познания принимает у Декарта следующий вид. Новое знание должно выводиться исключительно логическим методом из того что было доказано ранее /позднее другой мыслитель, близкий Декарту по духу - Г.Лейбниц, назвал эту особенность логического развития мысли "законом достаточного основания" и присовокупил его к трем старым законам логики/. Доказанное ранее, в свою очередь, восходит к аксиомам, абсолютная достоверность которых основывается на их интуитивной самоочевидности, возникающей в творческом вдохновении гениальных математиков /а не в опыте "человечества";
вспомним: "на истину скорее натолкнется отдельньный человек,
чем целый народ"/.
Роль опыта сводится к тому, чтобы быть поводом для размышления, давать тему научному познанию. Кто своими глазами не видел ничего круглого, тот не будет пытаться вывести формулу объема шара или площади его поверхности. Но само научное знание - не из опыта: так, формула объема или поверхности шара возникает не из измерений его /что дало бы вероятностное знание, которое далее невозможно было бы использовать в процессе математитческого вывода,- на этом сломалась судьба египетской науки/, а из логического вывода на основе ранее доказанных теорем и аксиом.
Система взглядов на метод познания, в котором роль опыта сводится к поводу познания, и в которой опыт сам по себе не
является источником знания, но таким источником считается способность логического вывода на основе интуитивно-теоретических посылок /аксиом/, получила название р а ц и о н а л и з м а.
Ренэ Декарт создал одну из первых моделей гносеологии Нового времени, которая имела вид рационализма. Философия, развитая Декартом на этой основе, получила название в честь его латинского имени - Cartesius - картезианство. В отношении гносеологической проблематики картезианство и рационализм есть, естесственно, одно и то же; это понятия равнозначные.