Оригинальность позиции Ренэ Декарта, ее оппозициональность медицинскому эмпиризму и английскому философскому вкусу
вызвала, естественно, критическую реакцию. Лидером в критике
картезианства стал английский философ и врач Джон Локк
/1632-1704/.
Локк родился в семье состоятельного адвоката, закончил Оксфордский университет /медицинский факультет/ и был оставлен в университете для преподавания греческого языка и риторики. Затем стал домашним врачом в семействе лорда, стал заниматься образованием его детей, втянулся через общение с лордом в политику и, наконец, пришел к философии.
Основной трактат Дж.Локка называется "Опыт о человеческом разумении" /1690/. Основное его содержание посвящено теории познания, или гносеологии, которое строится на противопоставлении Декарту.
Занимаясь воспитанием маленьких детей, Локк пытается обнаружить, какие же "врожденные идеи" им присущи. И обнаруживает:
никаких. Сознание ребенка есть, по выражению английского философа, tabula rasa, "чистая доска". Все, что на ней пишется, начинается с обычных ощущений: общупывания, оглядывания, обнюхивания, вслушивания и пр. Затем ребенок узнает от взрослых имена вещей и, оперируя именами как знаками, начинает мыслить. Правильность мышления проверяется новым обращением к чувственным данным, или опытом.
|
|
Главная трудность, стоящая перед Локком, состояла в том, чтобы дать собственное объяснение возможности достоверного знания, в частности, математических аксиом, которое было бы равносильным декартовскому. Локк проявил достаточно остроумия в решении этого вопроса.
Во-первых, Локк заявил, что ощущения никогда не обнанывают человека, а если человек ошибается, то это связано с тем, что обманывается разум по поводу ощущений. Разум, а не ощущения, является источником ошибочных мнений.
Во-вторых, Локк дал собственное обоснование, почему ощущения не обманывают человека, и в принципе не способны на это. Ощущения, по Локку, есть результат воздействия тел природы на тело человека, то есть это природный процесс, объективный и от человека независящий. Ощущения в теле человека возникают подобно отпечатку перстня на воске /пример Аристотеля/ при нажиме. То есть ощущение подобно отпечатку, слепку, отражению: и потому ощущение всегда похоже на то, чем оно вызывается. Позднее учение Локка об ощущении как достоверном отображении вещи стало так и называться -"теория отражения".
Человеческое познание начинается только тогда, когда появляются ощущения, отражающие воздействие на человека вещей
физического мира. Задача разума состоит в том, чтобы по отражению сделать заключение об оригинале, то есть на основании ощущений судить о физическом мире. На этом пути и возможны ошибки разума. Отдельные ощущения всегды истинны, но разум ошибается в их комбинации. Математические аксиомы потому абсолютно достоверны, что они основаны на чистом ощщущении, без участия разума.
|
|
Разум не является самостоятельным источником познания, он целиком зависим от данных ощущения. Как говорил Локк, "нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущении". Ощущения - это как бы единственные ворота, через которые человек разумный связан с внешним миром. Процесс получения новых ощущений называется опытом. Поэтому познание вне опыта невозможно. Оно начинается с опыта и проверяется опытом. Опыт является и источником познания, и критерием истины. Способность разума ошибаться при комбинировании ощущений усугубляет необходимость опытного контроля за ходом размышления.
Теория познания, в которой ощущение рассматривается как отражение вещи, а опыт - как единственный источник первичных знаний о мире, получила название сенсуализма /от латинского sensus - чувство, ощущение/.
Сенсуализм получил широкое распространение в методологии науки и в теории педагогики. Сам Локк уделял педагогике большое внимание и был для Англии самым большим авторитетом в области образования.
3. Влияние гносеологии на другие разделы философского знания.
Гносеология или теория познания - как один из разделов философии - сформировававшись под влиянием методологии науки, стала активно влиять на формирование других разделов философии Нового времени. Уже на раннем этапе четко определились две различные европейские традиции: с одной стороны, эмпиризм /Ф.Бэкон/ и сенсуализм /Дж.Локк/, которые прочно укоренились в Англии, и, с другой стороны, рационализм /Р.Декарт/. Соответственно, развитие философской мысли шло с ориентацией либо на эмпиризм и сенсуализм, либо на рационализм.
Рационализм Декарта в глазах современников выглядел несколько чудаковатым учением. Тонкие и проницательные замечания Декарта об опыте как поводе для познания, но не как его источнике казались излишне умными. Эмпиризм и сенсуализм были проще и доступнее. "Опыт - лучший учитель", или "доверяй только тому, что сам видел, слышал, ощущал",- подобные сентенции более всего оказывались созвучными времени. Поэтому метод опытного познания, личной проверки "старых истин" или новейших "гипотез" привлекал к себе больше сторонников, особенно в массе образованных людей. Самотоятельно проведенные "опыты" становились просто модными. Ими занимались в усадьбах, в кабинетах и в монастырях. Декарт лично резал лягушек, а Бэкон, бывший генеральным прокурором Англии, лордом-хранителем Большой печати и лордом-канцлером королевства, сам набивал тушки куриц льдом, чтобы на опыте установить время возможного консервирования мясных продуктов методом замораживания. Лорд Кавендиш сделал из своего кабинета настоящую лабораторию, где годами изучал посредством "опытов" эклектрические и магнитные явления. Мода на "опыты" не только способствовала развитию естествознания,
но и оказывала влияние на формирование философских учений.
Очень показательна в данном случае философия английского мыслителя Томаса Гоббса /1588-1679/. Гоббс прожил очень длинную жизнь, более девяноста лет. Он был лично знаком с Бэконом, дружил с другом Декарта, встречался с Галилеем, был живым авторитетом для Локка. Сферой философских интересов Гоббса были онтология /"физика", "метафизика"/, логика, политология и этика.
Онтология, или учение о сущем, "о бытии". Если мир дан человеку только через ощущения, то этот мир всегда телесен и представлен совокупностью тел. Ничего, кроме тел - больших и малых,- в природе не существует. Если слову или термину не соотвествует никакое тело или телесное качество, то это слово является "фантасмой". Мир как совокупность тел называется материя. После встречи с Галилеем Гоббс уделяет внимание роли движения в телах и во всей материи. Все телесные качества- или акциденции, как раньше говорили,- есть результат движений тела. Жизнь - это тоже особое движение тела. Способность ощущать обусловлена действием одного тела на другое, результатом которого является впечатление - реакция собственного тела на внешнее воздействие. Совокупность таких реакций /рефлексов/ задает телесную основу души. Душа есть особая акциденция тела.
|
|
Человек, по Гоббсу, есть прежде всего только тело, как часть материи, часть природы,"фюсис". Душа человека есть акциденция его тела. Чтобы лучше понять человека, Гоббс вводит специальное понятие -" природа человека ". Природа человека определяется двумя условиями. Во-первых, тело человека полно движений: "усилия" /appetitt/ собственных желаний, порывы
/conatus/ в ответ на внешние воздейстаия, их взаимодействие,-
все акциденции тела регулируются ощущением удовольствия-страдания или влечения-отвращения. Во-вторых, тело человека, движимое эгоистичными аффектами, живет среди других человеческих тел, совокупность которых образует государство как искусственное тело общества. В результате у Гоббса получается так, что природа человека определяется жизнью естественного человека в условиях огромного в сравнении с ним искусственного тела - государства. Государство Гоббс образно называется старым названием кита -"Левиафан", подчеркивая его огромность и телесный характер. Так же как в живом теле существуют разные органы, выполняющие различные функции, точно так же и в искусственно созданном теле государства есть свои функции головы /управления/, рук, ног, нервов и пр.
Политология. Основой социально-политических размышлений Гоббса является понимание природы как материи - совокупности физических тел, понимание человека как естественного тела, части природы, и понимание того, что человек живет в государстве как искусственном теле. Государство - плотная, тяжелая телесная среда, обладающая мощью и силой, и таковым оно должно быть. Назначение государства Гоббс подчеркивает уже в самом названии трактата: "О политическом теле, или элементы закона морального и политического" /De corpore politico or the Elements of Law Moral and Politic/.
|
|
Естественный человек, вне государства, не зол, но эгоистичен. Всеобщий эгоизм оборачивается в совместной жизни людей всеобщим озлоблением, так что каждый человек становится злым. Возникает ситуация, когда "человек человеку - волк" /homo ho-
mini lupus est/ и начинается война всех против всех. Впоследствии другой англичанин, Чарлз Дарвин, назвал подобное состояние "борьбой за существование".
Для того, чтобы положить предел взаимному истреблению, люди объединились, чтобы заключить договор о мирном сосуществовании. Общественный договор положил начало государству и переходу людей из естественного состояния в общественное. Для государства главной целью является гражданский мир; главным недугом - гражданская война.
Для достижения собственной цели государство должно быть способным сдерживать эгоизм и индивидуализм собственных граждан - для их же пользы. Ясно, что чем больше в гражданах эгоизма, жадности, индивидуализма, тем более сильным должно быть государство. Только при этом условии сохраняется общественное состояние людей, гражданское общество, а человек остается общественным. Для усиления государственной власти власть должна суммироваться, сосредотачиваясь в одном лице или в таком органе, который действует как одно лицо. Максимально сильным государством является монархия; республика будет сильной властью только при единомыслии правителей. Говоря о монархии, Гоббс, естественно, предполагал, что монарх управляет государством на благо народа, поскольку "государство установлено не ради себя самого, а ради граждан".
Этика. По Гоббсу, ни о какой этике в естественном состоянии людей говорить не приходится; этика появляется только после установления общественного договора и благодаря жизни в государстве."Вне государства - владычество страстей, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в
государстве - владычество разума, безопасность, блаженство,
благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность".
Государство и является высшим этическим достижением людей. Люди-эгоисты, признавая за собой грех индивидуалилизма, отчуждают от себя часть прав, передавая их государству для установления мира и справедливости. Поэтому высшим этическим проявлением общественного человека, гражданина, является законопослушание и смирение перед общественной волей государства,"искусственного человека". Сама мера для хорошего и плохого определяется государством:"Только в государстве существует всеобщий масштаб для добродетелей и пороков. И таковым масштабом могут поэтому служить лишь законы каждого государства".
В этике Гоббса, основанной на понимании мира как материи или совокупности физичесских тел, нет места для религиозных идей об исключительности духовного начала человека. Человек живет среди физических тел и сам есть такое тело. Поэтому и мораль может быть основанной только на физической силе; такой физической силой для внедрения норм морали является государство. Государство силой подавляет зло взаимного эгоизма, и только эта искусственная мера позволяет не злому по природе человеку вести себя естественно, не вредя при этом другим. Страх перед силой государства заставляет человека не вредить другим, - в этом и состоит назначение морали. В политическом отношении религия - как идеология, признающая правомерность страха,- может использоваться государством, хотя никакого объективного содержания она, по мнению Гоббса, не имеет. Сам Гоббс тщательно соблюдал религиозные обычаи, предписываемые государством, хотя на деле был одним из последовательных сто-
ронников атеизма.
Логика. Эмпиризм и сенсуализм начали оказывать свое влияние на очень консервативную часть философского знания - логику. Фрэнсис Бэкон считал индуктивный вывод более полезным для науки, чем дедуктивный. Томас Гоббс продолжил влияние эмпиризма на логику, введя учение о знаках /позднее такое учение получило название "семиотика"/.
Если познание начинается с ощущений, то с чего начинается логика? Логика, как известно, работает с понятиями, а не с ощущениями. Следовательно, должно быть какое-то посредствующее звено между ощущением и понятием. Таким звеном и являются знаки.
Знаки бывают естественными, как, например, туча есть знак дождя и произвольными, как, например, слова какого-либо языка, которые выступают как бы метками ощущений. Бывают и знаки знаков - к ним относятся понятия. В процессе познания человек помечает ощущения, затем дает им имена и, наконец, давая имена именам, получает понятие. С понятиями можно работать "методом a priori", до обращения к опыту - когда речь идет о дедукции и синтезе. Можно работать и "методом aposteriori", после опыта - когда используется метод индукции и анализа. Учение о знаках Гоббса и его терминология позднее получили широкое распространение.
Значительное влияние методология эмпиризма оказала на образование. Еще гуманисты эпохи Возрождения опытному изучению природы придавали огромное значение. Выдвигались идеи организации загородных школ, чтобы дети могли получать знания о природе при непосредственном общении с нею под наблюдением учите-
ля. Почти за полтора столетия до Локка испанский гуманист Хуан
Луис Вивес /1492-1540/ высказывал идею, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в ощущениях. В своем трактате "De anima" /"О душе"/ Вивес давал обоснование новой, эмпирической психологии. Он настаивал на ведущей роли ощущений в познании, преимуществе индуктивного метода перед дедуктивным, разрабатывал идею ассоциативных связей. В области образования идеи гуманистов легко состыковывались с методологией эмпиризма и сенсуализма Нового времени. Вероятно, именно поэтому педагогические идеи Джона Локка нашли в Европе широкое распространение.
В трактате "Мысли о воспитании" Локк дал целостную систему педагогики. Будучи по университетскому образованию медиком, Локк значительную часть своего учения отводил проблемам здоровья ребенка: закаливанию организма, пище, одежде, кровати
маленького джельтмена. В данном вопросе Локк не склонен был
нежничать. В качестве будущего средства отдыха Локк рекомендовал занятия садоводством, столярные, плотницкие и токарные работы, для чего им надо учиться с детства. Одна из самых фундаментальных идей Локка состояла в том, что в деле воспитания учеба - не главное. "Вы, может быть, удивитесь, что я ставлю учение на последнем месте, особенно если я скажу вам, что придаю ему наименьшее значение..." Самым главным Локк считал восписпитание характера и добрых привычек, позволяющих мальчику расти дженльменом."Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств". Рекомендации Дж.Локка во многом легли в основу английской системы образования.
Методология рационализма, имея меньше своих сторонников, оказала не меньшее влияние на развитие философского знания. Уже трудами самого Декарта была намечена собственная онтология рационализма.
Если новое достоверное знание достигается только логическим путем, исходя из интуитивно заданных аксиом, при этом опыт задает тему исследования, но не является источником знания /то есть опыт может быть источником знания, но лучше таким источником не пользоваться/, то это означает, что разум и чувства у человека работают параллельно, не пересекаясь. Чувства связаны с телом и их область ограничена опытом как процессом телесного взаимодействия тела человека с окружающими телами природы. Что касается разума, то он связан не с телом человека, а с его "я",- чем бы оно ни было. Человек может оказаться в ситуации, в которой ему будет ничего не известно о внешнем мире и его собственном теле /например, он в больнице и тело в гипсе/,но если он осознает:"Я мыслю",- то он будет уверен в своем существовании. Это "Я", переживаемое как бытие, в более поздней гносеологии получит название "суъект познания", но введено это понятие было Декартом.
Итак, у человека есть тело, и есть его "я". "Я" мыслит логично, а тело задает ощущения. При этом мышление "я" и ощущения тела не пересекаются. Из этого Декарт делает вывод, что они принадлежат разным субстанциям. Одна субстанция телесна и характеризуется протяженностью. Вторая субстанция духовна и характеризуется способностью мышления. Эти две субстанции: телесная и духовная,- образуют мир. Они независимы друг от друга.
Человек есть существо, в котором представлены обе субстанции, поэтому он, с одной стороны, животное, а с другой стороны, дух.Это рассуждение вполне соответствует и христианскому учению, что лишний раз свидетельствует в его пользу. Мир, по Декарту, телесно-духовен, или телесно-логичен, телесно-рационален. Научное познание состоит в познание его рациональности, в том числе рациональности его телесности. И этим научное познание отличается от художественно-образного. Сам факт возможности истинного логического мышления свидетельствует в пользу того, что мир устроен по формам мышления. Как бы иначе в процессе абстрактного рассуждения вывод совпал бы с действительностью, которая может и не быть данной в ощущениях /например, при математических расчетах/?
Размышления над сочетанием телесносной и рациональной субстанций в человеке привели Декарта к так называемой психофизической проблеме. Каким образом тело человека может "слушаться" его мысли? Человек говорит себе:"Сядь!",- его тело сгибается и он садится. Но если его говорящее "я" принадлежит одной субстанции,а тело - к другой, причем обе субстации несопоставимы между собой, то каким образом они взаимодействуют друг с другом? В поисках ответа на этот вопрос Декарт и ввел понятия рефлекса и рефлекторной дуги, хотя психофизической проблемы этим не разрешил. Тело человека отражает, рефлектирует его мысли, одновременно рефлектируя и внешние воздействия. Каким-то образом возникает замкнутая цепь: от внешнего мира к телу человека и от него - к мысли и, точно так же, обратная последовательность: мысль - тело человека - внешние преобразования /перемещение, деятельность, труд и пр./. Постановка проблемы Декартом сыграла свою роль в развитии физиологии и
психологии.
В философии проблема параллельного существования в мире двух субстанций, возникшая после картезианского утверждения о независимости теоретического /логического, духовного/ от эмпирического /чувственного, телесного/, вызвала разные попытки ее разрешения. То есть Декартовская постановка психофизической проблемы оказалась очень плодотворной для развития онтологии.
Первая ее попытка связана с группой поледователей Декарта под названием "окказионалисты" /от лат. occasio - повод/. Если опыт в рационализме - лишь повод к теоретическому разворачиванию идей, лишь тема для размышления активного мыслящего "я", то вся активность принадлежит духовной субстанции, в то время как телесная субстанция мира следует за ней параллельно, как отражение, тень или рефлекс света. Поскольку установить рациональный характер этой связи не удается /и Платон "увяз" в этой проблеме/, то можно предположить иррациональный ее характер, не физический и не логический. Мир так устроен Богом, что при мысленном изменении порядка вещей физический порядок меняется соответственно. Как писал Н.Мальбранш /1638-1715/, "это он /бог/ пожелал, чтобы моя рука совершила движение в тот момент, когда я сам этого желаю". То есть Бог приводит в соответствие между собой обе субстанции мира: духовную и телесную. При этом физическая причина на самом деле ничего не объясняет: это просто промежеточное звено в механизме согласования двух субстанций.
Другое онтологичемское решение Декартовской психофизической проблемы предложил Барух Спиноза /1632-1677/, еврей по происхождению, проживающий в Голландии. Голландия того времени
была единственной страной, где иудейская религия в традициях
Торы и Каббалы не притеснялась. Поэтому многие еврейские семьи со всей Европы, особенно из Испании, эмигрировали в Голландию. Молодого Спинозу наука интересовала больше, чем религия. Дело закончилось тем, что его отлучили от синагоги и, проведя жизнь в бедности, Спиноза рано умер от туберкулеза.
Спинозовское решение декартовской проблемы состояло в следующем. Вместо того, чтобы говорить о двух несопоставимых между собой субстанциях и Боге, вынужденным их связывать между собой, лучше представить обе субстанции атрибутами /свойствами/ одной субстанции, которой и будет бог. По Спинозе получается так, что нет отдельно Бога и природы. Есть бог-в-природе
- как ее рациональная организация, поэтому природа разумна, а бог природен. Эту природно-божественную реальность Спиноза называет субстанцией. Субстанция является причиной самой себя /substantia est causa sui/, поэтому в ней рациональное и телесное всегда совпадают. "Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей". На этом основано и человеческое мышление: оперируя с символами /порядок идей/, человек приходит к правильному выводу /соответствующему порядку вещей/.
Еще одно решение психофизической проблемы предложил немецкий мыслитель славянского происхождения Готфрид-Вильгельм Лейбниц /1646-1716/. Лейбниц родился в семье профессора философии /по кафедре морали/, и стал одним из гениальнейших людей Европы. В математике им введены понятия функции, интеграла, дифференциала, в физике - понятие кинетической энергии, в логике сформулирован закон достаточного основания.
По мнению Лейбница, мир состоит не из двух субстанций,
как у Декарта, и не из одной, как у Спинозы, а из бесконечного
их числа - подобно идеям атомистики. Каждая субстанция - монада по терминологии Лейбница,- является самодостаточным духовно-телесным центром. Все монады взаимно отражают друг друга, рефлектируют на весь мир. В результате они оказываются тесно связанными между собой. Отношения между монадами Лейбниц назвал предустановленной гармонией. Духовно-телесные движения одной монады вызывают рефлекторную реакцию во всем мире. Поэтому движения человеческой мысли вызывают гармоничное им /соответсвующее/ движение как тела человека, так и рефлексию со стороны других монад. Размышления Лейбница по поводу возможной онтологии мира, как нетрудно заметить, тесно перекликаются с идеями оккультизма. Это связано с самой постановкой Декартом психофизической проблемы.
Нельзя не упомянуть и о влиянии рационализма на развитие логики. Средневековая логика обрасла огромным количеством правил, выражающих тонкости логической мысли. Эти правила были полезными для практики общественного диспута, в процессе которого логика тесно переплеталась с риторикой. Однако для целенаправленного поиска решения поставленной задачи эти правила оказывались излишними. Как писал Декарт, "Я заметил, что в логике ее силлогизмы и большинство других ее предписаний служат более к тому, чтобы изъяснять другому то, что нам известно... Правда, логика содержит немало правил, очень верных и очень хороших, но к ним привешено столько вредных и излишних, что разделить их столь же почти трудно, как вызвать Диану или Минерву из необделанного еще куска мрамора". Поэтому "я,- пишет Декарт,- вместо того большого числа правил, из каких слагается
логика,думал: довольно мне четырех правил, только бы я решился
твердо и постоянно соблюдать их без отступления.
Первое: принимать за истинное лишь то, что с очевидностью познается мною таковым...
Во-вторых: дробить каждую из трудностей, какие буду разбирать, на столько частей, сколько только можно, дабы их лучше разрешить.
В-третьих: всякие мысли по-порядку начинать с предметов, простейших и мельчайших, и восходить мало-помалу как по ступеням до познания более сложных...
В-последних: делать всюду перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено".
Идеи Декарта очень пришлись по вкусу ученым монахам из монастыря в Пор-Рояле, в котором проживал удалившийсяся от мира Блез Паскаль, сам последователь Декарта. В 1662 году из монастыря Пор-Рояля вышел учебник логики, который был признан лучшим в последующие два столетия, и который выглядит современным и до сих пор -"роялем" на фоне остальных учебников логики. История написания этого учебника довольно забавна. Его авторам: Антуану Арно и Пьеру Николю,- кто-то похвастался, что обучил годовому курсу логики всего за месяц. На что будущие авторы "логики Пор-Рояля" заявили, что они могут в считанные дни написать учебник, по которому логику можно будет изучать за несколько вечеров. Они действительно написали очень хороший учебник логики, по которому стала учиться вся Европа.
Литература
История философии.Т.2, М., 1941.
Маковельский А.О. История логики. М., 1947.
Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1985.
Нарский И.
Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950.
Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х томах. М.,1964.
Локк Дж. Избранные философские сочинения в 2-х томах. М.,1960.
Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л.,1936.