Заложите на каждом из обследуемых участков площадку размером 25 х 25 см или 50 х 50см. Снимите последовательно три слоя - подстилку, собственно почвенный слой и подпочву. Каждый слой исследуйте с целью обнаружения особей или личинок различных видов беспозвоночных животных. Для последующего определения образцы следует заложить в пробирки. Фиксация образцов производится так же, как и в исследовании напочвенных беспозвоночных. Исследование лучше выполнять с помощью бинокулярной лупы. Составьте описание многообразия видов каждой пробной площадки - по каждому почвенному слою и по участку в целом и проведите сравнительное описание видов на двух площадках. Сделайте вывод о возможных причинах различия видов и их численности на каждой из площадок. Заполните таблицу:
Беспозвоночные животные, обитатели почвы
Черви | Личинки | Многоножки | Ногохвостки | Жуки | ||
кольча-тые | круглые | жуков | двукры-лых | |||
|
|
Следует помнить, что многообразие насекомых очень велико, поэтому педагогу необходимо привлекать всю доступную для школьников литературу. Список рекомендуемых источников приводится в конце работы.
Изучение дождевых червей
Впочву лесов ежегодно может поступать до 70 кг/га азота только за счёт естественной гибели дождевых червей и около 30 кг/га азота за счёт их прижизненных выделений. Количество экскрементов дождевых червей за вегетационный период – 2.5-3.0 т/га. В Московской области верхний горизонт дерново-подзолистой почвы целины (после раскорчевки леса) может состоять сплошь из выбросов дождевых червей, а пахотный слой полей - иногда на 90%.
Заложите в разных типах леса три пробные площадки 1 х 1 м. Рано утром перекопайте почву глубиной на штык лопаты. Соберите всех дождевых червей. Подсчитайте их количество и определите их общий вес, после чего всех животных отпустите. Рассчитайте, сколько дождевых червей приходится на 1 га каждого типа леса. Сравните данные, установите причины различий.
Сравните комковатость и пористость почв, в которых обитает разное количество дождевых червей. Установите причины различий, сделайте выводы. Оформите выводы в виде таблиц, диаграмм.
Количество и вес дождевых червей на разных участках.
Под кострищем | Тропа на лугу | Лесная тропа | Почва леса (тип) | ||||
кол-во | вес | кол-во | вес | кол-во | вес | кол-во | вес |
Заложите две пробных площадки размером 50 х 50 см в местах с разной степенью уплотненности почвы. На них подсчитайте число особей дождевого червя по скрученным листьям, затянутым в подземные ходы. Опишите кратко увлажнённость, тип и возраст леса, где была заложена площадка. Сравните данные, полученные на первой и второй площадках. Сделайте вывод о возможных причинах различия.
|
|
Статья перепечатана в сокращённом и обработанном виде из книги:
Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. - М.: ФЦДЮТиК, 216 с. илл.
Литература
Бухвалов ВА., Богданова Л.В., Купер Л.З. Методы экологических исследований: Пособие для учащихся 7-8 кл. общеобразов. сред. шк. - М.: ЛА «Варяг»,1995.
Жадин В.И. Жизнь пресных вод т.1-2. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1940 -1949.
Кулёв А.В. Беспозвоночные животные как объекты исследований школьников // Биология в школе - 1995.- № 6.- С. 64-66.
Обручев СВ. и др. Изучай свой край: Книга юного краеведа. - М.: Молодая гвардия, 1951.
Преображенская Е.С. Участие школьников в исследовательской работе: На пр. работы биол. кружка Дарвинов. музея на Костромской биостанции Ин-та проблем экологии и эволюции РАН// Биология: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 1996.- № 37.- С. 6.
Примерные темы исследовательских работ школьников. // Школьные лесничества. Сборник материалов по организации работы с детьми в объединениях юных лесоводов: Метод. пособие./Составители: С.А. Верещагин, С.А. Яновский. – Сыктывкар: Коми РЭБЦ, 2008. – С. 29-34.
Школьный экологический мониторинг: Учеб.-метод, пособие для учителей и учащихся / [Т.Я. Ашихмина, Г.Я. Кантор, А.Н. Васильева и др.]; Под ред. Т.Я. Ашихминой.- М.: Агар: Рандеву-АМ, 2000.
Яновский С.А. Наука о первой капели: Метод. пособие по организации фенологических наблюдений. – Сыктывкар: КРИРОиПК. 2004. – 74 с.
Яновский С.А. Организация и ведение фенологических наблюдений //Биология в школе. – М.: Педагогика. 2000. № 3. – С. 50-57; № 4 – С. 70-75.
Яновский С.А. Программа организации и ведения фенологических наблюдений: Метод. пособие. - М.: Экосистема, 1996.