Этапы развития русской философии

Лекция №8

Тема: «Русская философия ХIХ-ХХвв.»

План

Формирование, основные черты и течения русской философии ХIХвека.

Философия всеединства В.С.Соловьева.

Русская философия на рубеже столетий.

Цель: охарактеризовать истоки, основные этапы развития, черты и течения русской философии ХIХ-ХХ вв.

Литература:

1. Кальной И.И. Философия. Учебное пособие. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2002. – 448 с.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В.А.Канке.- М.: «Логос», 2002.-344с.

3. Философия/ Под ред. Кохановского. – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 576 с.

4. Фролов И.Т. Введение в филосо-фию: учебник для вузов. В 2-х частях: Учебник для вузов.-М.,1989.

5 ЛосскийН.С.История русской философии., М.,1991.

Введение

Русская философия прошла длительный путь формирования и развития. Являясь составной частью мировой философии, она имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей.

Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России и неразрывно связано с социально-политическими событиями, с особенностями социально-исторического процесса в России. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

 

Формирование, основные черты и течения русской философии ХIХвека.

Этапы развития русской философии.

1. Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Становление русской философии XI – XVII ст. – влияние византийско- православного богословия.

Важнейшими событиями, определившими формирование философии в этот период, стали принятие христианства на Руси, татаро-монгольское иго, создание централизованного Московского государства. Первым философским произведением на Руси принято считать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – определение места Руси во всемирной истории. Философские идеи в религиозной и литературно-художественной форме 

2. Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век в России – это время преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Большой вклад в развитие философии в этот период внес М.В. Ломоносов. У Ломоносова нет философских трактатов, но для всех его трудов характерен философский уровень осмысления. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человеческого разума. На основе своих естественнонаучных исследований Ломоносов пришел к ряду важных философских идей: атомно-молекулярная картина строения материального мира, закон сохранения вещества, принцип эволюционного развития всего живого и др. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов.

3. Классическая русская философия (ХIХ век – начало ХХ вв.). ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. В середине ХIХ века философия в России выделилась в самостоятельную область духовной жизни. Причинами этого стали: - необходимость систематизации философских идей, накопленных в течение многих веков; - влияние философской культуры Запада; - подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформой 1861 года.

1.1 Истоки и особенности русской философии.

- Источниками русской философии являются:

1) Религиозно-православная традиция, уходящая корнями к временам Киевской Руси («Слово о законе и благодати» м. Иллариона, «Русская, правда» Я.Мудрого, летопись «Слово о полку Игореве» Никона и др.);

2) этно-психологические особенности рус. народа – стремление к прочности формообразования(государства),коллективной жизни и мышления;

 3) Западно-европейская философия, донесенная до просвещенной русской элиты как усилиями предшественников, выходцев из Южной Руси, выпускников КМА, Ф.Прокоповича, Г.Сковороды, П.Юркевича, так и через непосредственное ознакомление с нею, начиная с П.Я.Чаадаева.

4) политическим условием явилось возвышение Москвы, создание русского государства с его уникальным географическим положением – между Азией и Европой, огромной территорией с многочисленными народами и этносами.

 

Эти и другие предпосылки способствовали становлению русской философской мысли, формированию ее особенностей:

- Антропоцентризм. На эту черту обратил внимание известный русский философ В.В.Зеньковский: «Если уже нужно давать какие-либо общие характеристики русской философии …я бы на первый план выдвинул антропоцентризм русских философских исканий». Русская философия не гносеологична (хотя проблемы теории познания включены как составляющие целостного мировосприятия), не   теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских философов), - она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории. Это сказывается в том, насколько всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка: здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования… только по-русски истина и справедливость называются одним и тем же словом «правда» и как бы сливаются в одно великое целое.

- Религиозность Ее своеобразие - в синтезе православия с западноевропейской философией и наукой. В русском церковном сознании живую и даже напряженную работу ума вызывали не общие принципы христианства (по их абсолютной для церковных людей незыблемости), а вопросы конкретного христианства, в личном и историческом его проявлении. "мистического реализма". Уважением на Руси пользовались такие явлениях как юродство и иночество.   Почитаемые юродивые презирают земные удобства, поступают часто вопреки здравому рассудку - во имя высшей правды. Иночество давало образцы духовной силы, чистоты сердца и свободы, а русские монастыри были средоточием духовной жизни, постоянно напоминали людям о той небесной правде, по которой мир же должен быть очищен и освящен, чтобы, в преображении, стать Царством Божиим. В монастырях, по народному убеждению, шла "истинная жизнь", и потому так любили русские люди "хождение по святым местам", к которым их тянула жажда приобщиться к "явленному" на земле Царству Божию.

 

- Историософичность: обращение вопросам о единых для всех людей "смысле" и цели истории, смысл которого в том, что со вторым пришествием Христа наступит вечная жизнь, царство богочеловечества.

- Интегральной чертой 3х указанных явилась разработка духовной основы русских - «русской идеи», суть которой - вера в мессианское (спасительное), высокое, предназначение России и русского народа, стремление к их политическому и религиозному самовеличию. Истоки идеи содержит послание игумена Псковского Трехсвятительского Елиазарового монастыря Филофея князю Василию Ш (между 1514-и 1523гг.) о том, что «все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве-русском: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!». Следовательно, русский царь всем христианам царь». Идея исключительности России в разных интерпретациях сохранялась в мировоззрении россиян вплоть до распада СССР.

Особенности русской философии сформировались в период полувекового противостояния двух культурно-философских течений русской интеллигенции ХIХв. – западников и славянофилов. Общим для тех и других были:

а) «русская идея»- вера в исключительность России,

 б) упование на крестьянскую общину как средство достижения этой цели. Но относительно выбора пути достижения цели мнения расходились.

1.2 «Западники» (либералы и революционеры): первый русский философ-теоретик и писатель П.Я.Чаадаев, объявленный царем Николаем I безумцем, юрист и публицисты К.Д.Кавелин,выходцы из среды разночинцев - литературный критик В.Г Белинский, публицист А.И.Герцен, писатель Н.Г.Чернышевский, революционер-анархист М.А.Бакунин и др.

 Западники критиковали архаичные стороны русского общества – крепостничество, социально-экономическую и культурную отсталость русского общества. Так, П.Я.Чаадаев в «Философических письмах» подчеркивал, что к достижению высшей цели, слиянию с Богом, пока что более влизки европейские народы и «кто знает, когда мы найдем себя среди человечества и кто исчислит те бедствия, которые мы испытаем до свершения наших судеб» (П.Я.Ч.Избр. соч. и письма.,М.,1991,с.28). Для этого интеллигенции нужно возродить религиозное чувство народа, укрепив его через науку. Белинский, Герцен реализовать высокую миссию России через освоения достижений западной науки и просвещения, отбросив при этом характерное для европейский мещанский дух «обывательской кормушки» (А.И.Герцен). Так, крупнейший русский радикал-диссидент Герцен утверждал, что России первой предстоит создать соц. общество, в котором приоритетны, будут интересы личности, ее достоинство и свобода. Ячейкой обновления должна стать русская крестьянская община, а не пролетарская диктатура, как считает К.Маркс.

 

1.3 Славянофильское крыло составляли представителя дворянской элиты, образованнейшие люди своего времени: бартья Иван и Петр Васильевич Киреевские, Алексей Степанович Хомяков, Константин Сергеевич Аксаков, Н.Я.Данилевский… Н.О.Лосский в «Истории русской философии» рассказывает, как 7 летний сын Тульского помещика Иван Киреевский обыгрывал в шахматы плененных французских офицеров в 1813 году, а в 10-летнем возрасте читал классическую французскую литературу. В 1830году И.К. в Германии слушал лекции Гегеля и Шеллинга, позднее с Шеллингом познакомился А. С.Хомяков.

Развитие государства славянофилы связывали с русской традицией, ее тремя столпами: православием, самодержавием,и народностью.

А.Хомяков утверждал,что в православии существует гармония между человеческой свободой и религиозным смирением перед церковью. Гармония реализуется не в логике, а непосредственно, в «живой истине», подобно тому, как действительное ощущение света зрячим отличается от отвлеченных научных знаний о свете. Следуя этой истине человек обретает свободу - «безмятежность внутренней цельности духа». Ранее присуще было лишь отцам Восточной церкви.

 

Православие связано: с народностью – неким отвлеченным набором идеализированных качеств (сельская общинная жизнь, правдолюбие, боголюбие, свободолюбие и проч.). Сочетание народности с религиозностью представлено и в понятии «соборности» - духовной общности множественности народов России в православной вере. Для осуществления этой идеи в народе обязательно должны соблюдаться все семь таинств христианства (религиозный культ).

Самодержавие для России, заявляли славянофилы,- лучшая форма правления, ибо царь желаем народом и понимается им как Богом назначенный посредник между церковью и народом. И все же славянофилы высказывали и новые идеи. Так, К.Аксаков в записке императору Александру II в 1855 году "О внутреннем состоянии России"призывал государя ограничить функции правительства - оставить неограниченную власть государственную, а народу вернуть свободу жизни, нравственности, устного и печатного слова.   Н. Данилевский в кн. «Россия и Европа» определил культуру сущностью любого общества. Из 10 цивилизаций он выделил 4 типа: религиозный (Индия, Египет..), художественный (Др.Греция), политический (Др.Рим) и экономический (Романо-германский.) Россия представляет молодой тип, в котором все 4 вида деятельности сочетаются.

1.4.Литераторы-философы. В заключение первого вопроса о философском вкладе русских писателей-классиков, получивших мировое признание. Выделим среди них два имени – Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Все творчество Ф.М. Достоевского пронизывает тот же, что и у И.Канта, философичный последний вопрос: «в чем тайна человека?». Гениальный писатель хотя и не смог разгадать эту тайну, но сделал почти невозможное – заглянул в сердце этой тайны. Он открыл противоречивость человеческой души, в которой Дьявол борется с Богом. С одной стороны, «красота спасет мир», с другой, «красота страшная и ужасная вещь», ибо может служить злу. С одной стороны, «человек там человек, где живет по своей воле», но с другой, - «свобода ничто без правды, добра и любви». Выше истины, свободы и красоты, по Достоевского, – любовь к И. Христу.

Л.Толстой признает в христианстве главной этическую составляющую. Церковь – это внешнее явление, а нравственность и свобода – причастны к миру внутреннему. Путь добра – индивидуальное и непосредственное общение с богом, а не религиозные и социальные институты, нравственное совершенствование личности в форме «непротивления злу насилием».

2 вопрос. Философия всеединства В.С.Соловьева.

Как для украинского народа Г.С. Сковорода, так для русского наиболее выдающимся философом является Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).Сын выдающегося историка, автора 20томной «Истории русского государства», С. М.Соловьева, В.Соловьев, от отца и деда воспринял глубокое религиозное чувство, а из Московского университета, где изучал историю, филологию и естественные науки – страсть к знаниям. В 1880 году в Петербургском университете Соловьев защитил диссертацию «Критика отвлеченных начал» и получил степень доктора философских наук. Пройдя трудные духовные испытания в поисках смысла жизни В.Соловьев имел, по свидетельствам очевидцев вид святого отшельника, а по нравственным качествам – был и остается для многих идеалом русской интеллигенции. В отличие от сторонников двух идейных течений своего века, славянофилов и западников, В.С.Соловьев интегрировал и переплавил в своем философско-мистическом духе их лучшие идеи. Соборность он распространил за пределы нации на все человечества, религиозность как высшее проявление духовности связывал не только с православием, но со всем христианством, а ученость считал - необходимым условием духовного совершенствования.

В.С.Соловьев создал оригинальную целостное философское учение -   «философию всеединства и вечной женственности», ориентированную на совершенствование человека и человечества, на воспроизведение идеала богочеловечества - единения божественной энергии во втором пришествии с энергией человеческого естества. Средством этого единения должны стать достижения европейского рационализма и религиозного-мистический духовного опыта русского народа и всех христиан.

Главные идеи:

онтологии В. Соловьев:

1) убежден в единстве бытия в Боге –творце сущего. Мир полон идей –космических сущностей, живых сил –атомов-монад, которые соединяются и распадаются, образуя конкретные вещи. Здесь заметно влияние монадологии Г.Лейбница.

2) Духовным источником единство является не «предустановленная гармония», а женское начало - София-мудрость в облике Св. девы-Марии. Именно София соединяет творца и творение. Образ Софии-мудрости Божьей неоднократно являлся философу в мистических сновидениях, а сны Соловьев считал окном в высший мир.

3)Мир эволюционирует не столько на уровне явлений, сколько на уровне сущностей. Под действием живой силы- мудрости Божьей мир эволюционирует от царства минералов к растительному царству, далее к царству животному, затем человеческому и, наконец, к Царству Божью. Эти ступени одновременно есть восхождение к нравственному, безусловному совершенству мира.

 Т.о., философ рационализировал христианскую идею провидения-спасения. Но в отличие от немецкой философии, сферой развития у Соловьева является не логика, не рассудок, а нравственность, основанная на сердечном переживании.

гносеологии, умаляя значение разума, Соловьев приходит к выводу о том, что истина есть познание не отдельных предметов, ибо «истина есть сущее, всеединое». Она принадлежит Абсолюту. Человеку истина открывается благодаря религиозному чувству. Знание всеобщего единого в отдельном – результат взаимодействия эмпирического, рационального и мистического.

- И все же по своему главному смыслу философия В.Соловьева – не столько онтология и гносеология, но философская антропология. Она нацелена на человека – вершину творения Божьего. Совершенный человек есть высшая реализация Софии -Мудрости. Конечной целью развития мира является действительность нравственного порядка – воскресение и восстановление всех. Для своего спасения люди действуют не в одиночку, а совместно, не только со всеми народами, но с церковью как формой царства божьего здесь на земле. Поэтому необходимо воссоединить восточную и западную церкви - богатство мистического созерцания с наднациональной, надгосударственной духовной властью.

Единство может реализовать народ, способный работать не над формами человеческого существования (что присуще европейцам), а над его душой, свободный от всякой ограниченности и возвышающийся над специальными узкими интересами, равнодушный к какой-либо низшей частной жизни с ее мелкими интересами. «А эти свойства, несомненно, принадлежат племенному характеру Славянства, в особенности же национальному характеру русского народа».

  Идеал – построение на земле теократического государства во главе с папой обеспечат так же такие черты характера русского народа как умение соединять достижения западной и восточной культур, способность к самоотречению.

3 вопрос. Русская философия на рубеже столетий.

В значительно большей мере, нежели у В.С.Соловьева, профессиональный дух европейской философии ощутим у русских философов конца ХIХ-начала ХХ вв. Этот период развития русской культуры и философии называют еще «серебряным веком». Его яркие представители: Н.А.Бердяев, Л.И. Шестов, С.Н Булгаков, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, И.А.Ильин. Взлет философской мысли во многом обусловило взаимообогащение профессиональной философии, читаемой в университетах, с самобытной русской философией литераторов, публицистов, общественных деятелей.

Так, в творчестве одного из основателей русского экзистенциализма, Льва Исааковича Шестова (Шварцмана) (1866-1938), после эмиграции профессора в Сорбонне, иррациональный мотив касается не всей действительности, а, прежде всего субъекта, отдельного человека. Для проникновения в Истину требуется и рациональный ум, и мистический прорыв, основанный на интуиции. (экзистенциализм).

Духовный наследник философии В.Соловьева, философ, естествоиспытатель, богослов, окончивший физико-математический факультет Московского университета, а затем и Московскую Духовную академию, Павел Александрович Флоренский («отец Павел», 1882-1937, Соловки) в философском соч. «Столп и утверждение истины» стремился научно обосновать необходимость духовной способности видения мира. Именно эта способность позволит человеку осязаемо установить непосредственную связь с божественными тайнами бытия. Такая способность есть у детей, у русских иконописцев, рисующих божественное «без перспективы»

Антиинтеллектуализм был характерен и для выдающегося философа С. Л. Франка (1887-1950). В работе «непостижимое» автор аргументирует принципиальную непостижимость реальности. Действительно, в любой логике есть суждение: «Х есть А», (роза есть цветок). Но «А» -это лишь маленький островок знания об «Х». Поэтому: «Всякая вещь …есть нечто большее и иное, чем все, что мы о ней знаем, что мы о ней можем узнать». Как и его предшественники, Франк отождествлял бесконечное множество свойств вещей с божественной бесконечностью.

Из философов- эмигрантов выделим философа-лингвиста, проф. Венского ун-та князя Н.С.Трубецкого (1890-1938), одного из основателей фил. направления структурализма и философско-политического направления – евразийства. В кн.«Европа и человечество» (София, 1920) им был подвергнута западная идея европоцентрицзма. В ходе обсуждения книги в Софии сложился евразийский кружок (Трубецкой Н.С., Савицкий П. Н.,Флоровский Г. В., Сувчинский П. П.). выпустив сборник статей «Исход к Востоку», и др. Развивая русскую мессианскую идею славянофилов, евразийцы отвергали панславистский политический проект и идею общины. Взамен предлагали создать федеративное евразийского государство в границах СССР, включая Монголию, и своб предприним-ва.

Наиболее известным русским философом ХХ столетия по праву признан Н.А.Бердяев (1874 Киев -1948 Париж). Работая с 1922 года по воле большевиков в эмиграции, Н.Бердяев был знаком с современной ему западной философией и ее видными представителями. Однако он сохранил и русскую традицию и признан основателем религиозного экзистенциализма. Основные проблемы творчества: человеческая свобода (решается в смысле преобладания свободы даже над бытием, восходящая истоками к небытию). Другая проблема – о пути России. В отличие от предшественников, Н.Бердяев не идеализировал черты русского характера. Он утверждал, что основе русской души смешаны два начала, азиатское и европейское. Итогом стали такие противоречивые черты характера как вольность, жестокость, деспотизм, с одной стороны, а с другой - доброта, искание Бога, рабство и бунт. Этой этнической гремучей смесью обусловлены все катаклизмы русской истории - революции, войны, восстания, террор и проч. Однако, поскольку смысл экзистенциальной философии именно в изменении сущности человека в ходе ее самоосуществления, философ подчеркивал, что Россия дает негативный «урок миру», станет ли она свободной, зависит о самого народа, его способности преодолеть рабство в себе.

Выдающимся мыслителем-космистом был Н.Ф.Федоров (1828-1903). В гл. своей работе «Философия общего дела» он объединил судьбы человечества с космическим целым. Человек, считал мыслитель, в ближайшем будущем станет гарантом сохранения жизни Вселенной. Эти идеи развили за ним В.Вернадский, П.Леруа и П.де Шарден. Началом преодоления смерти будет физическое «воссоздание» предков - из атомов и молекул по закону сохранения вещества и энергии.Одновременно следует стремиться и к «метафизическому пробуждению» – через обращение к подлинно нравственной жизни, включая в нее принцип «не сотворить зла природе». Человек добьется бесконечного существования путем схода Земли с орбиты и ухода ее в космические просторы по сознательно проложенному курсу. Весь космос станет средой человеческого обитания.

Вывод.

1. Русская классическая философия ХIХ - ХХ в.в. обрела мировую перспективу в идее диалога общественного развития (ориентации на общее дело) и формирования концепции АНТРОПОКОСМИЗМА.

2. Недостатками русской философии являются ее несистематичность, недоработанность и недооценка мысленных рационалистических конструкций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: