Общие сведения о передачах

В зубчатой передаче движение передается с помощью зацепления пары зубчатых колес.

Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее – колесом. Термин «зубчатое колесо» относят как к шестерне, так и к колесу.

Параметрам шестерни приписывают индекс 1, колеса – 2.

Зубчатые передачи – самый распространенный вид механических передач, так как могут надежно передавать мощности от долей до десятков тысяч киловатт (например, в приводе прокатных станов) при окружных скоростях до 275 м/с (например, в приводе винта вертолета).

 

Достоинства зубчатых передач:

1. Высокая надежность работы в широком диапазоне нагрузок и

      скоростей

2. Малые габариты

3. Большая долговечность (ресурс)

4. Высокий КПД

5. Сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники

6. Постоянство передаточного числа

7. Простота обслуживания

 

  Недостатки зубчатых передач:

1. Шум при больших скоростях

2. Высокие требования к точности изготовления и монтажа

3. Высокая жесткость, не дающая возможность компенсировать динамические нагрузки

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗУБЧАТЫХ    КОЛЕС.

 

В зависимости от относительного расположения геометрических осей валов:

1. Цилиндрическая (при параллельных осях)

 

2. Реечная передача (для преобразования вращающегося движения в поступательное движение и наоборот)    

3. Коническая передача (при пересекающихся осях)

4. Винтовая передача (при перекрещивающихся осях)

В зависимости от расположения зубьев на ободе колес:

Колеса с наклонными зубьями обладают большей несущей способностью, работают плавно и с меньшим шумом.

  1. Прямозубая                    2. Шевронная                      3. Кососозубая  

 

 

В зависимости от относительного расположения колес в пространстве:

1. Внешнего зацепления                             2. Внутреннего зацепления

 

 

 


В зависимости от конструктивного исполнения:

1. Открытые передачи

(зубья колес не защищены

от внешней среды)

 

 

2. Закрытые передачи

(передачи помещены в закрытые

корпуса и работают в масляной ванне)

 

В зависимости от числа ступеней:

1. Одноступенчатые

(одна пара колес в зацеплении)

 

 

2. многоступенчатые

(две пары зубчатых колес

в зацеплении и более)

 

 

В зависимости от формы профиля зуба:

1. Эвольвентные

(образующая профиля-эвольвента)

 

2. Циклоидальные

(образующая профиля-циклоида)

 

3. С зацеплением Новикова

(образующая профиля-дуга окружности)

Используются в высоконагруженных передачах,

которые по конструктивным соображениям

должны иметь малые габариты.

 

На практике в основном используют эвольвентный профиль зубьев, обеспечивающий их прочность, малые скорости скольжения в зоне зацепления и высокий КПД.

 

Эвольвентное зацепление впервые было предложено

Леонардом Эйлером в 1760 году.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: