Трагизм любви Фауста и Гретхен

Рассказ подготовленного учащегося на тему «Любовь Фауста и Гретхен».

Начинается история любви Фауста и Гретхен. Вот наконец та боль и нега, тот угар страсти, о которой мечтал Фауст. Остродраматический сюжет развивается в серии живых сцен, воссоздающих быт, нравы, характеры немецкой провинции средневековой поры.

Улица. Комната Гретхен. Сад соседки. Уличные сплетни. Власть церкви в лице жадного попа, всегда готового прибрать к рукам имущество прихожан. Страх обывателей перед цер­ковными запретами. Шашни Мефистофеля с вдовушкой Мар­той. Завистливость подруги Гретхен Лизы, охочей до злосло­вия. Горячность брата Гретхен Валентина, солдата, спешаще­го на свой лад защитить честь сестры. Узкой, ограниченной, но в чем-то милой рисует Гете патриархальную Германию. В центре картины — юная Гретхен.

Гретхен — самый поэтичный, светлый из созданных Гете женских образов. Простая девушка из небогатой бюргерской семьи, она изображена как безыскусное дитя природы, как прекрасный «естественный человек», каким мыслили свой идеал просветители.

Она любит природу, поет народные песни, наивно гадает на ромашке. Ее детская непосредственность восхищает Фау­ста, рефлектирующего человека нового времени. «Как непо­рочна, как чиста», — восторгается он. Сюжет тут как будто начинает приобретать черты классической комедии на любов­ную тему. Мефистофеля Гете наделяет функциями слуги, и помогающего своему хозяину, и пародирующего его пылкую страсть. Такой пародией становится грубоватый флирт Мефи­стофеля с Мартой. Но комедия быстро оборачивается траге­дией.

Настойчивость ухаживаний Фауста побеждает робость Грет­хен. Девушка идет навстречу пробудившемуся в ней чувству бесхитростно и безоглядно. Любовь Гретхен и Фауста прихо­дит в противоречие с мещанскими нравами в городе.

Любовь, которая, как казалось Гретхен, несет ей счастье, превращается в источник ее невольных преступлений. Вален­тин гибнет в поединке с Фаустом, мать умирает от снотворно­го. Осужденная молвой, Гретхен топит в лесном ручье ново­рожденное дитя. Несчастная попадает в тюрьму и ждет смерт­ной казни.

Фауст проникает в тюрьму, пытаясь спасти возлюбленную. Но она отказывается, считая во всем виноватой себя.

Вынужденное расставание Фауста с Гретхен имеет также обобщающий смысл, связанный с основным содержанием центрального образа: Гретхен слишком связана всеми своими предрассудками со старой Германией, чтобы стать подругой Фауста в его смелых исканиях, а Фауст — само движение вперед — не может остаться с нею. Ему мало только любви.

Трагический финал любви Фауста и Гретхен потрясает и вместе с тем усиливает символический смысл образов. Грет­хен, как и Фауст, нетолько неповторимый человек с конкрет­ной судьбой, ее образ — еще и символ патриархальной Германии; Фауст же — воплощение ищущего человечества. Вместе с тем в Гретхен отображено светлое женское начало — любви, теплоты, обновления жизни, и в этом она навсегда остается для Фауста идеалом. Господь прощает грехи Марга­риты. Это и есть гетевское оправдание героини.

Так завершается первая часть трагедии. В ее последних сценах содержится важный нравственный урок: самоутверж­дение одной отдельно взятой личности, «сверхчеловека» мо­жет обернуться катастрофой для другого человека.

 

- Чтение последнего монолога Бога.

- Какие качества человека могут погубить его душу, а какие - спасти? (слабость человека в его постоянном желании под тяжестью обстоятельств искать покоя.Сила – в его способности действовать, в способности понимать красоту святую и любить.)

Итог урока.

8.Домашнее задание:

Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: