Сообщение подготовленного ученика о биографии И.В.Гете

Г. Литература

Класс: 9

Тема урока:

 И.В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Цели и задачи  урока: углубить знания учащихся об идеях Просвещения; познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гете; раскрыть главную тему трагедии; развивать логическое мышление и монологическую речь; воспитывать интерес к литературе и культуре, формировать ценностные ориентации учащихся.

 

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Сообщение подготовленного ученика о биографии И.В.Гете.

Гете (1749–1832) родился в г.Франкфурте-на-Майне, одном из “вольных городов”, входивших в состав тогдашней Германии. Отец его был зажиточный бюргер, человек образованный, имеющий степень доктора права. Будущий поэт получил хорошее по тем временам воспитание и образование. Но этим он больше всего обязан не учителям, а своему упорству в овладении знаниями и своей исключительной работоспособности. В университетах Лейпцига и Страсбурга он изучал юриспруденцию, медицину, литературу. В 1770 году становится участником движения “Буря и натиск”. Лирические стихотворения, созданные в эти годы, знаменовали собой новый этап в истории немецкой поэзии. Впервые в немецкой поэзии находит живое реалистическое воплощение родная природа. В этот же период в творчестве Гете появляется образ “бурного гения”, протестующего против всякого рода гнета. В 1775 году по приглашению молодого герцога Гете едет в г. Веймар – столицу маленького феодального государства. Вопреки интригам придворной знати, герцог вскоре делает молодого, умного, энергичного бюргера своим министром, постепенно передав в его руки все обязанности по управлению герцогством. В творчестве Гете этого периода утверждаются лирико-эпические жанры. Все чаще поэт обращается к балладе. В 1786 году Гете бросает все дела и уезжает в Италию, проводит там два года. Много и интенсивно работает: изучает итальянское искусство, римские древности, сам занимается рисованием, продолжает свои естественнонаучные наблюдения, работает над “Фаустом”. Здесь оформляется гетевский классицизм.

В 90-е годы ХУШ века Гете работает над большим романом – “Годы учения Вильгельма Мейстера”. Героем становится молодой бюргер, который пытается определить свое место в жизни.

Гете занимался не только литературой, много времени уделял естественным наукам: ботанике, зоологии, анатомии, геологии, оптике; круг его интересов составляли музыка, рисование и изучение языков - поэт знал 6 языков. В человеке поэт ценил целенаправленный характер. Он писал: «У человека на самом деле существует только одна беда - это когда она увлекается идеей, что не имеет никакого отношения к реальной жизни или же отвлекает от труда».

Около 1800 года Гете усиленно работает над первой частью “Фауста”. Именно в эти годы он придает истории исканий героя глубокий гуманистический смысл. В 1808 году первая часть выходит из печати. Вторая часть была завершена летом 1831 года. “У меня громадное преимущество, - говорил Гете в 1824 году, - благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события”. И весь свой исторический опыт великий поэт и мыслитель воплотил в гениальной трагедии “Фауст”.

 

--- Иоганн Вольфганг Гете – самый выдающийся просветитель. Просвещение — это эпоха безграничной веры в человеческий разум, в возможность перестройки общества на разумных основаниях, эра крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и мракобесием.

Просвещение (XVII—XVIII века) тесно связано с Возрождением и унаследовало от него гуманистические идеалы, преклонение перед Античностью, исторический оптимизм, свободомыслие. Но идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифеодальной борьбы.

     Просветительская критика была острее ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи Просвещения критиковали не только церковь, но и абсолютную монархию, феодальный строй с его системой сословных привилегий.Утверждение принципов материализма, борьба с церковью связаны со специфическим характером религиозности, идеей «естественной религии» в эпоху Просвещения (вначале стали говорить о пантеизме, но это был первый шаг на пути к материализму).

    Ф. Энгельс сказал: «Просветители XVIII столетия выступали крайне революционно… Религия, понимание природы, общество, государственный строй — всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать своё существование, либо исчезнуть… Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека».

«Фауст» - наивысшее достижение Гете. Еще в молодые годы поэт увлекся средневековой легендой о маге и чародее Фаусте, которому в его нечестивых занятиях помогал черт, за что потом забрал душу Фауста в ад. Свою душу Фауст должен был отдать в обмен за овладение земной мудростью. И истина, которую проповедовали авторитеты древности и о которой говорится в святых книгах, не удовлетворила ученого. Чтобы постичь истину жизни, Фауст стремится углубиться в саму жизнь.

Существующий в литературе сюжет про ученого - мага Гете соединил с другим, довольно распространенным сюжетом: страстно влюбленный юноша соблазняет молодую, неопытную девушку; она ждет от него ребенка, а он малодушно бросает ее на произвол судьбы. Поэт нашел способ сочетания этих сюжетов: Мефистофель (черт) омолаживает ученого. Персонажами произведения Гете станут Бог, черт, человек, нечистая сила. Однако тема оказалась сложной для молодого поэта, и он прекратил работу над рукописью. Почти через двадцать пять лет Гете возвращается к работе над трагедией, и «Фауст» становится главным содержанием творческой жизни Гете.

Обзор содержания:

Жизнь Фауста — это путь исканий. Отец Фауста был врачом, он воспитал в нем стремление служить людям и любовь к науке. Фауст верил в могущество науки. Но когда настала эпидемия чумы, отец Фауста не смог помочь больным, и тогда Фауст обратился с молитвой к небесам. Чуда не произошло, эпидемия не прекратилась. Тогда Фауст разочаровался в религии и полностью посвятил себя науке. Фауст изучил все преподававшиеся в то время науки, основанные на метафизике, оторванные от природы. Полученное знание его не удовлетворило, он увидел бесплодность своих усилий и решил покончить с собой, выпив яд. В момент, когда он поднес кубок с ядом к губам, из храма донеслось до него песнопение молящихся, и кубок с ядом выпал из рук. Фауст мужественно решает продолжить свои искания, ответить на коренные вопросы бытия. Для этого Фауст отказывается от схоластической науки, отказывается быть кабинетным ученым. Фауст хочет исследовать жизнь в самой гуще ее. В критический момент на пути Фауста оказывается Мефистофель. Мефистофель вступил в спор с Богом: Господь считал Фауста способным вырваться из мрака, пройдя через заблуждения и ошибки, а Мефистофель утверждал, что Фауста легко сбить с пути искания истины. Мефистофель заключает с Фаустом договор: Мефистофель будет исполнять все желания ученого до тех пор, пока.тот не найдет высшее состояние жизни и не захочет остановить мгновение и сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» (В переводе Б. Л. Пастернака:«Мгновение, повремени!») Когда Фауст почувствует себя на вершине жизни, дьявол получит душу ученого и будет безгранично повелевать ею. Фауст не жаждет наслаждений, с помощью договора он обеспечивает себе возможность духовных исканий.

 

- Назовите источники, из которых Гете заимствовал сюжет «Фауста»?

Источники трагедии:

• народные легенды о докторе, волшебника, чернокнижника;

• распространенный сюжет: юноша соблазняет юную девушку и бросает ее;

• Библия (легенда о праведнике, которого искушал сатана с разрешения Бога).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: