double arrow

Составление таблицы «Прошлое, настоящее и будущее вишнёвого сада».

 

- Мы проследили связь образа сада с сюжетом пьесы, теперь давайте выясним, как связан этот символ с системой образов.

Попробуйте сгруппировать основные образы в зависимости от их отношения к вишнёвому саду. На какие группы их можно разделить? Сформулируйте кратко их отношение к саду и сделайте вывод.

Прошлое Настоящее Будущее
Гаев и Раневская Лопахин Петя Трофимов и Аня
Любят сад, это их воспоминания о детстве и юности. Понимают его поэтическую красоту, не способны представить его предметом торга. Тяжело переносят потерю сада, однако ничего не могут сделать для его спасения, поскольку всегда жили за счёт чужого труда. Потеря сада – закономерный итог всей их прошлой жизни. Гордится приобретением имения, в котором его «отец и дед были рабами», но сад для него лишь имущество и способ преумножения капитала. Он не чувствует его поэтической красоты, эстетической и духовной ценности. Покупка сада не делает Лопахина счастливым и не прибавляет в его жизнь смысла. Ради выгоды он вырубает сад. Понимают, что старый сад не вернуть и нужно «насадить новый сад». Петя, безусловно, прав в своих рассуждениях о неустроенности старой жизни, но в нём нет личной силы, он «вечный студент» и «облезлый барин», не такие люди овладевают жизнью и становятся творцами её. Аня же молода и неопытна, совсем не знает жизни.

Вывод: Все герои вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. Сад высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц.

Однако ни один из героев, несмотря на свои положительные качества и авторское сочувствие, не может претендовать на роль достойного хозяина вишнёвого сада.

 

Заключительное слово учителя:

- Всё так: Россия, как она виделась А.П. Чехову на рубеже веков, ещё не выработала в себе действенный идеал человека. Лучики правды, красоты и человечности есть в каждом из героев «Вишнёвого сада», но они так разрознены и раздроблены, что не в силах осветить будущее.

 Герои чеховской комедии не поднялись на ту высоту, которой требует от них жизнь. Создаётся ощущение, что в житейской суете, помимо их воли, им приходится прощаться с самым дорогим, без чего жизнь невозможна. Это дорогое и воплотил писатель в образе вишнёвого сада, ставшего вершиной его творчества и символом соборности, о котором пророчествовала русская литература. «Вишнёвый сад» – это тревога умирающего писателя о судьбе России, его духовное завещание будущим поколениям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: