Учебная неделя 04 мая-09 мая

 

КОНСПЕКТ №3. СТАРШАЯ ГРУППА

Аппликация 1 раз в неделю. ВСЕГО 36 НОД: предметная — 12, из них 6 — с натуры, сюжетная — 6, декоративная — 9, по замыслу — 9.

В старшей группе детей продолжают учить создавать изображения по представлению. Впервые вводится аппликация с натуры.

Примерное распределение программного материала по кварталам

 

I квартал

Закреплять у детей умение пользоваться ножницами: резать полоски на прямоугольники; разрезать квадраты на треугольники; вырезать круглую и овальную формы, срезая уголки у квадрата или прямоугольника.

Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, различные изображения (овощи, фрукты, листья, лепестки для цветов, колеса для автомашин).

Воспитывать умение изображать предметы из нескольких частей (грибы, комнатные растения, игрушки, транспорт, животные, куклы).

Учить составлять узор из геометрических элементов (круги, квадраты, овал) на бумаге разной формы по мотивам народного искусства (шарф, узор для ткани, тарелки).

II квартал

Учить вырезать на глаз симметричные формы из бумаги, сложенной вдвое (платье для куклы, шуба для Деда Мороза); составлять по представлению предметы из нескольких частей (волшебная птица, золотая рыбка, сказочная избушка).

Учить детей выполнять аппликацию способом обрывания (пушистые цыплята, зайчата и пр.).

Учить располагать предметы на одной линии, на широкой полосе (выше, ниже), на всем листе (новогодний праздник, парад самолетов, зимний лес).

III квартал

Воспитывать у детей умение создавать сюжетную композицию в аппликации (дома на улице, птицы на ветке, рыбки в аквариуме, лес и др.). Обучение коллективной аппликации (блюда, ковры, платки и др.).

 

МЕТОДИКА

 

При обучении вырезыванию из бумаги, сложенной вдвое, воспитатель показывает, как надо сложить лист бумаги и из полученной формы (квадрата, прямоугольника) вырезать одно изображение (колесо, листик, ушко и пр.), 2 изображения или 2 одинаковые части (2 колеса, 2 листика, 2 ушка и т. п.).

При обучении вырезыванию из бумаги, сложенной гармошкой, определив форму будущего изображения (например, у листика овальная форма), надо показать ребенку, как отогнуть от полоски исходную форму (для овала — прямоугольник), далее сложить всю бумагу гармошкой, выравнивая ее по первой части, и срезать 4 уголка, каждый по отдельности. В результате получится сразу несколько одинаковых форм (листья).

При составлении аппликации необходимо учить дошкольников передавать соотношение объектов по величине. Одним из приемов является рассматривание предметов, в процессе которого педагог воспитывает у детей умение видеть форму частей, их строение, пропорции. Предметы лучше подбирать такие, у которых части окрашены в разные цвета. В старшей группе вводится аппликация с натуры (игрушки и пр.).

При рассматривании предмета необходимо выделить силуэт, обводя его рукой. Чтобы дети лучше поняли принцип вырезывания, педагог может закрыть половину предмета листом бумаги и движением руки показать, что вырезать и в какой последовательности, называя производимые действия. Перед изображением симметричных предметов натура обводится руками с двух сторон в той последовательности, в которой будет проходить вырезывание.

На первых занятиях даются задания вырезать предметы простой формы, например низкую вазу (блюдо). Воспитатель вместе с детьми определяет, какой формы должен быть лист бумаги, как его сложить пополам, какую часть срезать. Наиболее частой ошибкой детей является то, что они держат лист не за сгиб, а с краю, поэтому после вырезывания получается не целый предмет, а 2 половинки. Чтобы дети могли поупражняться, надо предложить им сначала вырезать вазу из белой бумаги. Потом те, кто выполнит работу правильно, получают цветную бумагу. Далее дошкольники могут вырезать еще вазы или овощи, фрукты (кто сколько успеет) и сделать несложный натюрморт.

Постепенно задания усложняются: дети изображают красивое платье для куклы, шубу для Снегурочки или Деда Мороза, костюм для Петрушки; елку, корабль, космическую ракету, самолет и пр.

Педагог должен познакомить воспитанников со способом, который облегчает вырезывание на глаз: после складывания бумаги пополам делаются подготовительные срезы. Например, при вырезывании елки лист бумаги складывается пополам и затем срезается с угла по диагонали до места сгиба так, чтобы получился прямоугольный треугольник. Начиная сверху, вырезают сначала маленькие, короткие ветки, затем подлиннее и, наконец, самые длинные, большие.

На данном возрастном этапе дети должны освоить способ обрывания, с помощью которого достигается наибольшая выразительность. Педагог подготавливает заготовку, близкую к исходной форме предмета, и показывает, как надо отрывать небольшие кусочки бумаги кончиками пальцев, чтобы получилось нужное изображение (круглая головка цыпленка, овальное туловище животного и др.). В аппликации способом обрывания следует использовать тонкую бумагу.

На первых этапах ознакомления дошкольников со способом обрывания целесообразны более легкие задания, где не требуется точной формы (хлопья снега, листья на дереве, облака и пр.).

На занятии дошкольникам предлагается создавать образы волшебной птицы, золотой рыбки, аленького цветочка и др. Воспитатель демонстрирует иллюстрации к сказкам, чтобы показать детям, как художник использовал средства выразительности. Он учит воспитанников сравнивать сказочные предметы с реальными, находить сходство и определять то, что делает их необычными, фантастическими.

Например, в начале занятия педагог, рассмотрев вместе с детьми, как изображен теремок на иллюстрациях художников Ю. Васнецова, Е. Чарушина к одноименной сказке, обращает их внимание на сходство основных частей (стен, крыши, окон). Особо он подчеркивает необычность крыши (высокая, украшенная), окон (маленькие, расписные ставни), то, что у каждого теремка лестница сделана по-разному, и т. д. Педагог ориентирует воспитанников на проявление самостоятельности, творчества при выполнении задания. После рассматривания иллюстрации следует убрать.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми выбирает среди готовых работ самые удачные, отмечая своеобразие формы крыши, окон; интересные украшения; удачные сочетания цветов.

В старшей группе дошкольников подводят к сюжетной аппликации. Каждый ребенок вырезает 1 предмет, приклеивает детали и затем помещает готовое изображение на общий лист (лист может быть один на всех, на ряд или ша 2—4 человека).

Детей учат создавать общую композицию, заполнять лист, располагая предметы в ряд на узкой полосе (дома на улице); на широкой (лес, луг); на всем листе (аквариум, новогодний праздник, космос).

Некоторые задания выполняются на 2 занятиях. Например, на первом дети вырезают и наклеивают дома, на втором — транспортные средства, деревья. В итоге получается аппликация на тему «Улица города». Воспитатель учит их дополнять работы несложными изображениями (трава, цветы, облака, солнце и пр.).

Занятия по аппликации играют большую роль в обучении детей композиции, в развитии умения располагать предметы на листе бумаги, так как ребенок имеет возможность сначала разложить формы, поискать разные варианты и только потом наклеивать.

Более сложной для детей является аппликация на широкой полосе (2—3 плана). Ребенок должен выделить небо, землю или небо и речку (море), выбрать цвет для земли (неба).

В начале занятия по сюжетной аппликации воспитатель должен показать на фланелеграфе возможные варианты расположения предметов, соотношение их по величине, способ передачи движения человека, животных (девочка танцует, зайка бежит и др.), после чего каждый ребенок самостоятельно составляет изображения на листе бумаги.

Необходимо воспитывать у детей умение использовать в аппликации цвет как средство выразительности (вечерний город — темное небо, силуэты домов, яркие окна; праздничный город — необычность цвета неба во время салюта).

Часть занятий следует отводить декоративной аппликации. Дети овладевают умением составлять симметричные узоры из геометрических и растительных элементов (кругов, колец, овалов, квадратов, треугольников; цветов, ягод, листьев) на бумаге разной формы (полоса, квадрат, треугольник, круг, овал, многоугольник). Нужно учить дошкольников использовать в декоративной аппликации мотивы декоративно-прикладного искусства. На занятии следует рассмотреть с детьми узоры, выделить те элементы, которые они могут вырезать, обратить внимание на сочетание цвета элементов узора, фона и элементов, на связь узора с формой и назначением предмета, на сочетание крупных элементов с более мелкими украшениями.

В задачи педагога входит продолжать учить воспитанников строить симметричный узор на бумаге разной формы, выделяя середину и углы и заполняя их элементами, одинаковыми по форме,

цвету, величине. Кайма может заполняться теми же элементами или чередоваться с другими.

Раскладывание элементов на листе, начиная с крупных, подбор разнообразных сочетаний цветов помогают ребенку лучше понять законы композиции, использовать их в декоративной аппликации и затем в рисовании.

Дошкольников учат также выполнять коллективные декоративные композиции. Для фона детям даются большие листы бумаги 2 цветов, на которых они составляют узоры. Затем, чередуя узоры по цвету фонов, дети наклеивают их на общий лист, создавая композиции для скатерти, ковра и пр. Или, выполнив узоры на круге, дети составляют из них сказочный букет.

Один раз в месяц проводятся занятия по замыслу, на которых ребенок самостоятельно выбирает необходимый цвет бумаги для фона и форм, а также способы вырезывания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: