Учебная неделя 11 мая – 16 мая

 

КОНСПЕКТ №4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

 

Через педелю, за год 18 НОД: (предметная — 5, из них 3 — с натуры, сюжетная — 5, декоративная — 4, по замыслу — 4)

 

В подготовительной к школе группе детей продолжают учить выполнять аппликацию с натуры и по представлению; передавать форму и строение предметов, пропорции, цвет.

Примерное распределение программного материала по кварталам

I квартал

Вырезывание овощей, фруктов, грибов, веток с осенними листьями. Закреплять умения вырезывать предметы круглой и овальной формы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой. Обучать коллективной аппликации. Учить детей использовать теплые и холодные тона, оттенки в передаче образа; продолжать воспитывать умение располагать предметы на узкой и широкой полосе (улица города). Продолжать обучение декоративной аппликации.

II квартал

Продолжать учить вырезыванию с натуры и по представлению предметов (дерево, цветок), фигурок людей. Формировать умение выбирать формат бумаги в зависимости от величины предмета.

В сюжетной и коллективной аппликации учить располагать предметы на широкой полосе, на всем листе; использовать нейтральные, теплые и холодные тона (темы «Золотая осень», «Город вечером», «Зимний парк»). Закреплять приобретенные детьми умения в декоративной аппликации.

III квартал

Учить детей вырезыванию силуэтов птиц, зверей. Закреплять умение выбирать формат бумаги в зависимости от формы и величины предмета.

В сюжетной и коллективной аппликации (на темы «Весна в парке», «Цветы на участке» и др.) закреплять умения располагать предметы на одной линии, широкой полосе, на всем листе.

В декоративной аппликации продолжать учить создавать изображения на бумаге разной формы (ковер, панно).

 

МЕТОДИКА

 

На первых занятиях воспитатель напоминает, как подбирать формат бумаги, близкий к форме предмета (для круглых — квадратный, для овальных — прямоугольный, для листьев — полоску, ширина которой равна величине листа, и т. д.). В дальнейшем он учит детей подготавливать исходную форму самостоятельно. Обучение осуществляется постепенно, в несколько этапов.

Первый этап. В процессе рассматривания объектов педагог воспитывает у детей умение устанавливать форму предмета и его частей и определять, какой формат бумаги требуется для вырезывания.

Второй этап. На занятии дети определяют исходную форму для вырезывания, самостоятельно подготавливают ее и затем вырезают изображение. Например, определив, что одно яблоко круглое и его надо вырезать из квадратной формы, а другое вытянутое и его надо вырезать из прямоугольной формы, ребенок делает заготовки, после чего выполняет аппликацию.

В подготовительной к школе группе продолжается обучение •вырезыванию симметричных объектов из бумаги, сложенной вдвое (ваза, блюдо). Педагог учит воспитанников видеть силуэт предмета, показывает, как вырезать изображение из бумаги, сложенной вдвое. Он объясняет, что держать бумагу надо левой рукой за линию сгиба, а правой срезать края, поворачивая заготовку.

Во время рассматривания объекта педагог помогает детям выделить его части, подводя к способу вырезывания. Так, вначале дети могут вырезать рукава к платью отдельно из полоски бумаги, сложенной пополам, и затем приклеивать, а со временем они будут выполнять эту аппликацию из одного листа.

Во втором квартале проводится аппликация на сказочные темы (сказочная птица, замок Снежной Королевы, Василиса Прекрасная и пр.). Тематика работ определяется программой по художественной литературе.

Педагог должен научить воспитанников выбирать формат листа в зависимости от величины предмета. Например, для высокой вазы и веток — лист, вытянутый по вертикали, для натюрморта — лист, вытянутый по горизонтали, и пр. Обводя рукой натуру, педагог показывает, как определять нужный формат и размер для фона при изображении отдельного предмета, а затем и всей композиции.

Можно предложить детям предметные изображения наклеить на одном большом листе, например составить композицию города. При этом педагог воспитывает у них умение договариваться о том, кто какие предметы будет вырезать.

В течение года дети должны выполнить 4—5 коллективных работ. Число участников может быть разным: 2—4 человека, сидящие в одном ряду, вся группа. Эти работы можно использовать для оформления помещений группы, а также зала к празднику, вечеру досуга.

С середины года вводится сюжетная аппликация: «Зима», «Цветущий сад», эпизоды из сказок («Красная Шапочка», «Колобок», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка» и пр.). Надо учить детей дополнять аппликацию несложными деталями (цветы, трава, деревья, грибы и пр.) в соответствии с содержанием.

На занятиях аппликацией дети упражняются в умении передавать характерный цвет предметов, сочетать цвета фона и объектов, использовать холодные цвета (синий, фиолетовый, изумрудный и их оттенки), теплые (красный, оранжевый, желтый, зеленый и их оттенки), нейтральные (белый, черный, серый). Например, в аппликации на тему «Вечерний город» они изображают темные силуэты домов, деревья, яркие окна, фонари и пр.; выполняя аппликацию «Лес», используют разные оттенки зеленого цвета и т.д.

Наиболее сложным для ребенка является расположение предметов в 2—3 плана (ряда), ближе (ниже на листе), дальше (выше на листе). Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, диафильмов, диапозитивов, выкладывание на флаиелеграфе позволяют детям почувствовать и понять законы композиции.

Педагог обращает внимание воспитанников на то, как художник располагает изображения на листе (ближе, дальше, их соотношение): высокие дома и низкие, большой троллейбус и поменьше, легковая автомашина, взрослый и ребенок, ракета и человек и пр., показывает, как заполнить верхнюю часть листа (небо).

В этой группе новых задач по вырезыванию не ставится, но большое внимание следует уделять совершенствованию его качества. К концу года дети начинают вырезать несложные силуэты птиц, автомашин, некоторых животных (еж, черепаха и пр.). Педагог воспитывает у них умение использовать разные способы вырезывания на глаз.

Необходимо закреплять у дошкольников умение выполнять аппликацию способом обрывания.

Основым методом обучения является рассматривание объекта, определение способа вырезывания. В ходе занятия воспитатель должен следить за выполнением замысла, оказывать необходимую помощь. Во время анализа детских работ следует отмечать тех, кто нашел наиболее удачные средства для создания выразительного образа, выполнил свою работу до конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: