Краткая информация
Количество часов, отведенное на изучение данной темы: 3ч.
Место проведения занятия(ий):
занятие проводится на кафедре нормальной физиологии, при этом используются:
Помещения:
Учебные комнаты – 4 шт., лаборатории - 2 шт.
Оборудование:
Лабораторное и инструментальное оборудования, доски, столы и др. необходимое оборудование имеется в достаточном количестве.
Средства обучения:
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ЖК-телевизоры - 5 шт, слай доскоп (диапроектор), ПК, система видеовещания учебных фильмов в цифровом формате, мониторы, принтеры, сканер и др.
Демонстрационные материалы: наборы слайдов, таблиц, мультимедийных презентаций, видеофильмов, информационные стенды, музей кафедры с раритетными литературными источниками и оборудованием для проведения физиологических экспериментов и др.
Учебные материалы (учебники, учебные пособия, методические рекомендации, раздаточные дидактические материалы и др.).
Оценочные средства на печатной и электронной основах: вопросы к практическим занятиям, экзаменационные вопросы по изучаемым темам, экзаменационные вопросы, входные и рубежные компьютерные тестовые задания и др.
|
|
2. Актуальность темы: Механизмы регуляции сердечной деятельности обеспечивают необходимый уровень интеграции систем организма в ответ на воздействие внутренних и внешних факторов. Знание гуморального, рефлекторного и условно-рефлекторного механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и их особенностей в различные возрастные периоды, методов экспериментального и клинического изучения этих функций необходимо для профилактики и диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей. Следовательно, материал данного занятия необходим как для понимания всех последующих разделов курса физиологии, так и для успешного изучения материала других дисциплин. Все эти знания позволят сформировать прочный фундамент компетентности врача по специальности: «Педиатрия».
В результате изучения данной темы, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями: ОК – 8; ОПК – 9; ПК – 15; ПК – 21.
Все эти знания позволят формировать прочный фундамент компетентности выпускника по направлению подготовки: «Педиатрия».
Учебные и воспитательные цели и задачи
Индекс компетенции | Содержание компетенции | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
Владеть | Уметь | Знать | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ОК-8 | готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | В1 применять базовые знания наук, изучающих социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при работе в коллективе. В2 обеспечивать работу в коллективе на основе толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. | У1 узнавать характерные варианты культурной динамики; учитывать и толерантно воспринимать особенности этнокультурного, конфессионального, социального контекста. У2 интерпрети-ровать основные теоретические концепции наук, изучающих социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | З1 называть объектную и предметную области наук, изучающих социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. З2 формулировать базовые принципы работы в коллективе. |
ОПК-9 | способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач | В1 аргументировать важность для решения профессиональных задач методологических и методических основ клинического мышления. В2 анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека в норме и патологии. В3 использовать навыки работы с увеличительной техникой для микроскопирования и гистологического анализа микропрепаратов, описанием макропрепаратов. | У1 сопоставлять морфологические и клинические проявления патологических состояний, процессов, заболеваний. У3 объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков. | З1 называть морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека. З2 перечислять особенности возникновения, развития и завершения морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека. З3 узнавать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы, реакции и заболевания. |
ПК-15 | готовностью к обучению детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей,способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний | В1 планировать основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера. В2 демонстрировать подходы к обучению; комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний. В3 развивать навыки самоконтроля основных физиологических показателей у детей и их родителей (законных представителей). | У1 отслеживать основные физиологические показатели,способствующие сохранению и укреплению здоровья детей и их родителей. | З1 называть основные подходы к обучению; называть гигиенические мероприятия оздоровительного характера. З2 перечислять навыки самоконтроля основных физиологических показателей,способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний. |
ПК-21 | способностью к участию в проведении научных исследований | В1 пользоваться навыками разработки программ исследований, разработки планов исследований, подготовки данных для групп и отдельных исполнителей. В2 навыками самостоятельной исследовательской работы,методами сбора и обработки исходной информации. В3 обсуждать результаты исследований, пользуясь навыками публичной и научной речи. | У1 выявлять проблему, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследования. У2 обобщать результаты медицинских исследований, выявлять перспективные направления, планировать деятельность в области исследований. У3 делать вывод по исследованиям с применением современных информационных технологий. | З1 называть правила и методики составления программ, способы обобщения и оценки результатов научных исследований. З2 перечислять методы научных исследований. |
Учебная
|
|
|
|
1. Рассмотреть функциональные свойства сосудистой системы у детей.
2. Сформировать у студентов прочные знания о механизмах регуляции сосудистой системы и уровня артериального давления в различные возрастные периоды.
3. Изучить основные законы и показатели центральной гемодинамики у взрослых и детей.
4. Сформировать у студентов прочные знания о возрастных особенностях механизмов нейрогуморальной регуляции сердечной деятельности и тонуса сосудов.
5. Рассмотреть рефлекторные и гуморальные механизмы регуляции сосудистой системы, микроциркуляции, особенности органного кровообращения у взрослых и в детском возрасте.
Воспитательная
1. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
2. Создание интереса и понимания необходимости теоретических знаний изучаемой темы для будущей профессиональной деятельности.
3. Формирование добросовестного отношения к выполняемой работе.
4. Осознание необходимости изучаемого материала для дальнейшего обучения.
Развивающая
1. Формирование комплексного подхода при рассмотрении механизмов регуляции сосудистого русла с учетом использования знаний о физиологических свойствах сосудов. Развитие системного мышления.
2. Использование наглядно-образного и развитие абстрактно-логического мышления для оценки процессов, протекающих в сосудистой системе организма.
Цель занятия:
1. Рассмотреть строение и функции сосудистой системы у взрослых и детей.
2. Понимать физиологические свойства и функции сосудов в обеспечении кровообращения в организме в различные возрастные периоды.
3. Изучить уровни, виды и механизмы регуляции системного и регионального (органного) кровообращения у взрослых и в детском возрасте.
|
|
4. Овладеть физиологическими и биофизическими основами инструментальных и клинических методов исследования кровообращения в различные возрастные периоды.
Задачи:
1. Углубить и закрепить теоретические знания по теме: «Движение крови по сосудам. Кровяное давление».
2. Овладеть приемами решения ситуационных задач и заданий для обсуждения.