Оценка пригодности лесных территорий для рекреационного лесопользования

ОСНОВЫ ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Методическое обеспечение (сопровождение) практических

работ для студентов очной и заочной форм обучения

факультета лесного хозяйства по направлению подготовки

35.03.01 – «Лесное дело»

квалификация (степень) «бакалавр»

 

Нижний Новгород, 2015

Составители: к.с.-х.н., доцент Храмова О.Ю

 

 

УДК 630

 

Основы лесопаркового хозяйства: Методическое обеспечение (сопровождение) практических работ  для студентов очного отделения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки  35.03.01 – «Лесное дело» (квалификация (степень) "бакалавр") / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2015. – 47 с.

 

 

Указания служат для методического обеспечения проведения практических работ по дисциплине Б1.В.16 «Основы лесопаркового хозяйства»

 

Печатается по решению методического совета НГСХА.

 

Рецензент:

 

Заведующий кафедрой лесоводства и лесозащиты НГСХА кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мариничев Е.А.

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2015

Содержание

Методическая справка 4
Введение 8
1.Оценка пригодности лесных территорий для рекреационного лесопользования…………………………………………………………………...   10
2. Принципы выделения и расчет площади зеленых, лесопарковых и санаторно-курортных зон ………………………………………………………..   11
3. Учет посещаемости в рекреационных лесах…………………………………. 13
4. Расчет рекреационной емкости и рекреационных нагрузок на основные планировочные элементы территории …………………………………………..   16
5. Функциональное зонирование территории лесопарков …………………….. 18
6. Оценка рекреационных насаждений. Ландшафтная таксация лесопарковых насаждений………………………………………………………..   22
7. Ландшафтный анализ территории…………………………………………….. 23
8. Разработка мероприятий по благоустройству территории лесопарков…….. 24
9. Разработка мероприятий по уходу и формированию насаждений…………. 25
10. Рубки формирования в различных лесопарковых насаждениях…………... 25
11. Разработка плана проектируемых мероприятий……………………………. 29
Литература………………………………………………………………………… 45


Методическая справка

 

Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины Б1.В.16 - «Основы лесопаркового хозяйства» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 314. Указания служат для методического обеспечения проведения практических работ по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства». В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело» дисциплина «Основы лесопаркового хозяйства» входит в состав обязательных дисциплин вариативной части. Дисциплина предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Бакалавр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин как «Ботаника», Лесоведение», Дендрология», «История лесокультурного дела и лесопаркового строительства в России», «Лесная пирология».

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы лесопаркового хозяйства бакалавр по направлению 35.03.01 лесное дело должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:

- способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-1);

- способностью к участию в разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий (ПК-2);

- способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-3);

- умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства(ПК-4);

- способностью анализировать технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности (ПК-6);

- способностью осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-7);

- умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-13).

В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы лесопаркового хозяйства» студент должен:

    -знать: объекты рекреационного лесопользования; систему основных показателей рекреационного лесопользования, структуру рекреационных лесов и основы их ландшафтно-планировочной организации; современные методы и способы оценки лесопарковых территорий и других лесных объектов рекреационного назначения, в том числе способы ландшафтной таксации; методы ландшафтного проектирования и лесопаркоустройства рекреационных лесов; теоретические основы композиции лесопарков и их применение при трансформации лесных ландшафтов в лесопарковые; приемы и методы ведения хозяйства в лесопарках и других объектах рекреационного назначения; состав комплекса инженерно-строительных работ по благоустройству территории лесопарка с основами ландшафтной архитектуры, основные строительные материалы, части зданий и сооружений, а также их использование при реализации комплекса; систему хозяйственных мероприятий по формированию лесопарковых ландшафтов, поддержанию рекреационной устойчивости насаждений и повышению эстетических, санитарно-гигиенических и других полезных качеств лесов, а также технологию их проведения; систему лесозащитных, биотехнических и противопожарных мероприятий в рекреационных лесах, а также комплекс работ по содержанию территории;

    -уметь: рассчитать допустимые рекреационные нагрузки в различных типах леса, в различных лесорастительных условиях; рассчитать в соответствии с нормативами площадь лесопарковой части зелёной зоны; дать ландшафтный анализ участка лесонасаждений по ландшафтно-таксационному описанию; определить стадии дигрессии древостоев и разработать мероприятия по её предотвращению;

           -владеть навыками:  оценки и организации рекреационных территорий;

разработки комплекса мероприятий по их благоустройству; разработки комплекса мероприятий по формированию и уходу за насаждениями.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы или 108 часов, из них:

- аудиторная работа – 74 часа;

- самостоятельная работа – 34 часа.

Распределение аудиторного времени занятий составляет:

- лекции – 36 часов;

- практические работы – 36 часов;

- контроль самостоятельной работы – 2 часа.

 

Введение

 

Создание крупных промышленных центров и рост городского населения способствуют ухудшению состояния окружающей среды. Увеличивается загрязнение атмосферы, почв, вод, потребление кислорода и выделение углекислого газа. В связи с этим возрастает необходимость организации массового отдыха населения в условиях, благоприятно влияющих на здоровье и психофизическое состояние людей.

Для массового отдыха населения целесообразно использовать зеленые (пригородные) зоны, которые одновременно с оздоровлением воздушного бассейна выполняют рекреационные, санитарно-гигиенические, водоохранно-защитные и другие функции. Лесные насаждения пригородных зон оказывают благоприятное влияние на микроклимат, очищая атмосферу от пыли, газа, дыма и вредных примесей, уменьшают температурные колебания воздуха, предохраняют от загрязнения источники водоснабжения, защищают почвенный покров от водной и ветровой эрозии, способствуют переводу поверхностного стока в подземный. Лесные массивы поглощают углекислый газ, обогащают воздух отрицательно заряженными ионами, пополняют запасы кислорода, выделяют фитонциды, способствующие подавлению болезнетворных микробов. Неоценимо и рекреационное значение лесов зеленых зон при организации отдыха, строительстве санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, дачных поселков и др.

В настоящее время необходимо уделять больше внимания созданию вокруг населенных пунктов рекреационных зеленых насаждений и  лесопарковых зон и благоустройству их территорий. Основное назначение таких объектов - отдых населения. Улучшения условий отдыха населения в современном урбанизированном и техногенном обществе является одной из важнейших задач. Это определяет необходимость создания в местах общественного отдыха комфортной среды; благоустройства мест кратковременного отдыха для организованного проведения пикников, прогулочной дорожно-тропиночной сети, площадок различного функционального назначения.

В настоящее время разработаны основы организации лесопарков, принципы их строительства и реконструкции. Изучены особенности ландшафтной таксации и лесопаркоустройства с применением материалов аэрофотосъемки для обоснованного проектирования комплекса мероприятий по строительству лесопарков и ведению хозяйства в них. Особое внимание уделяется обоснованию архитектурно-планировочной организации территории, объёмно-пространственному размещению древесной растительности, устройству дорожно-тропиночной сети, спортивных комплексов, малых архитектурных форм и общему благоустройству территории для отдыха населения.

Основная задача ведения лесопаркового хозяйства - выращивание и формирование устойчивых древостоев, обладающих высокими эстетическими и санитарно-гигиеническими качествами. Особое внимание при этом должно уделяться эффективному использованию лесных территорий для массового отдыха населения, улучшению эстетических, оздоровительных и санитарно-гигиенических функций лесной растительности и ее психофизического воздействия на человека.

Вышесказанное определяет необходимость введения в состав вариативной части дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 35.03.01 Лесное хозяйство дисциплины «Основы лесопаркового хозяйства».

Дисциплина «Основы лесопаркового хозяйства» позволяет подготовить бакалавров по направлению подготовки Лесное дело к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности:

-сохранению биологического разнообразия лесных и урбоэкосистем, повышению их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств;

-участию в разработке и реализации мероприятий по созданию, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной;

-участию в исследовании лесных и урбоэкосистем и их компонентов;

-участию в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности к которым в том числе относятся - декоративные питомники и лесопарки, участки рекреационного назначения в составе лесного фонда.

Оценка пригодности лесных территорий для рекреационного лесопользования

Форма проведения занятий – практическая работа.

Бюджет рабочего времени на раскрываемую тему – 4 часа.

Ключевые слова: рекреационное лесопользование, рекреационная пригодность лесов, лесорастительное районирование, рекреационное районирование.

Рассматриваемые вопросы:

1. Оценка рекреационной пригодности лесных территорий.

2. Рекреационное районирование лесов европейской части России.

3. Оценка пригодности лесного объекта для рекреационного использования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: