ОСНОВЫ ЛЕСОПАРКОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Методическое обеспечение (сопровождение) практических
работ для студентов очной и заочной форм обучения
факультета лесного хозяйства по направлению подготовки
35.03.01 – «Лесное дело»
квалификация (степень) «бакалавр»
Нижний Новгород, 2015
Составители: к.с.-х.н., доцент Храмова О.Ю
УДК 630
Основы лесопаркового хозяйства: Методическое обеспечение (сопровождение) практических работ для студентов очного отделения факультета лесного хозяйства по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело» (квалификация (степень) "бакалавр") / Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия. – Нижний Новгород, 2015. – 47 с.
Указания служат для методического обеспечения проведения практических работ по дисциплине Б1.В.16 «Основы лесопаркового хозяйства»
Печатается по решению методического совета НГСХА.
Рецензент:
Заведующий кафедрой лесоводства и лесозащиты НГСХА кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мариничев Е.А.
|
|
© Нижегородская государственная
сельскохозяйственная академия, 2015
Содержание
Методическая справка | 4 |
Введение | 8 |
1.Оценка пригодности лесных территорий для рекреационного лесопользования…………………………………………………………………... | 10 |
2. Принципы выделения и расчет площади зеленых, лесопарковых и санаторно-курортных зон ……………………………………………………….. | 11 |
3. Учет посещаемости в рекреационных лесах…………………………………. | 13 |
4. Расчет рекреационной емкости и рекреационных нагрузок на основные планировочные элементы территории ………………………………………….. | 16 |
5. Функциональное зонирование территории лесопарков …………………….. | 18 |
6. Оценка рекреационных насаждений. Ландшафтная таксация лесопарковых насаждений……………………………………………………….. | 22 |
7. Ландшафтный анализ территории…………………………………………….. | 23 |
8. Разработка мероприятий по благоустройству территории лесопарков…….. | 24 |
9. Разработка мероприятий по уходу и формированию насаждений…………. | 25 |
10. Рубки формирования в различных лесопарковых насаждениях…………... | 25 |
11. Разработка плана проектируемых мероприятий……………………………. | 29 |
Литература………………………………………………………………………… | 45 |
Методическая справка
Настоящие методические указания составлены в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» и рабочей программой дисциплины Б1.В.16 - «Основы лесопаркового хозяйства» на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 35.03.01 - «Лесное дело» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «01» октября 2015 г. № 314. Указания служат для методического обеспечения проведения практических работ по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства». В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 35.03.01 – «Лесное дело» дисциплина «Основы лесопаркового хозяйства» входит в состав обязательных дисциплин вариативной части. Дисциплина предназначена для её освоения студентами очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 35.03.01. – Лесное дело с квалификацией (степенью) выпускника – Бакалавр. Дисциплина базируется на знаниях, полученных при освоении таких дисциплин как «Ботаника», Лесоведение», Дендрология», «История лесокультурного дела и лесопаркового строительства в России», «Лесная пирология».
|
|
В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы лесопаркового хозяйства бакалавр по направлению 35.03.01 лесное дело должен овладеть следующими профессиональными компетенциями:
- способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве (ПК-1);
- способностью к участию в разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий (ПК-2);
- способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-3);
- умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства(ПК-4);
- способностью анализировать технологические процессы в лесном и лесопарковом хозяйстве как объекты управления и хозяйственной деятельности (ПК-6);
- способностью осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-7);
- умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-13).
В результате освоения дисциплины (модуля) «Основы лесопаркового хозяйства» студент должен:
-знать: объекты рекреационного лесопользования; систему основных показателей рекреационного лесопользования, структуру рекреационных лесов и основы их ландшафтно-планировочной организации; современные методы и способы оценки лесопарковых территорий и других лесных объектов рекреационного назначения, в том числе способы ландшафтной таксации; методы ландшафтного проектирования и лесопаркоустройства рекреационных лесов; теоретические основы композиции лесопарков и их применение при трансформации лесных ландшафтов в лесопарковые; приемы и методы ведения хозяйства в лесопарках и других объектах рекреационного назначения; состав комплекса инженерно-строительных работ по благоустройству территории лесопарка с основами ландшафтной архитектуры, основные строительные материалы, части зданий и сооружений, а также их использование при реализации комплекса; систему хозяйственных мероприятий по формированию лесопарковых ландшафтов, поддержанию рекреационной устойчивости насаждений и повышению эстетических, санитарно-гигиенических и других полезных качеств лесов, а также технологию их проведения; систему лесозащитных, биотехнических и противопожарных мероприятий в рекреационных лесах, а также комплекс работ по содержанию территории;
|
|
-уметь: рассчитать допустимые рекреационные нагрузки в различных типах леса, в различных лесорастительных условиях; рассчитать в соответствии с нормативами площадь лесопарковой части зелёной зоны; дать ландшафтный анализ участка лесонасаждений по ландшафтно-таксационному описанию; определить стадии дигрессии древостоев и разработать мероприятия по её предотвращению;
-владеть навыками: оценки и организации рекреационных территорий;
разработки комплекса мероприятий по их благоустройству; разработки комплекса мероприятий по формированию и уходу за насаждениями.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы или 108 часов, из них:
- аудиторная работа – 74 часа;
- самостоятельная работа – 34 часа.
Распределение аудиторного времени занятий составляет:
- лекции – 36 часов;
- практические работы – 36 часов;
- контроль самостоятельной работы – 2 часа.
Введение
Создание крупных промышленных центров и рост городского населения способствуют ухудшению состояния окружающей среды. Увеличивается загрязнение атмосферы, почв, вод, потребление кислорода и выделение углекислого газа. В связи с этим возрастает необходимость организации массового отдыха населения в условиях, благоприятно влияющих на здоровье и психофизическое состояние людей.
Для массового отдыха населения целесообразно использовать зеленые (пригородные) зоны, которые одновременно с оздоровлением воздушного бассейна выполняют рекреационные, санитарно-гигиенические, водоохранно-защитные и другие функции. Лесные насаждения пригородных зон оказывают благоприятное влияние на микроклимат, очищая атмосферу от пыли, газа, дыма и вредных примесей, уменьшают температурные колебания воздуха, предохраняют от загрязнения источники водоснабжения, защищают почвенный покров от водной и ветровой эрозии, способствуют переводу поверхностного стока в подземный. Лесные массивы поглощают углекислый газ, обогащают воздух отрицательно заряженными ионами, пополняют запасы кислорода, выделяют фитонциды, способствующие подавлению болезнетворных микробов. Неоценимо и рекреационное значение лесов зеленых зон при организации отдыха, строительстве санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристских баз, дачных поселков и др.
|
|
В настоящее время необходимо уделять больше внимания созданию вокруг населенных пунктов рекреационных зеленых насаждений и лесопарковых зон и благоустройству их территорий. Основное назначение таких объектов - отдых населения. Улучшения условий отдыха населения в современном урбанизированном и техногенном обществе является одной из важнейших задач. Это определяет необходимость создания в местах общественного отдыха комфортной среды; благоустройства мест кратковременного отдыха для организованного проведения пикников, прогулочной дорожно-тропиночной сети, площадок различного функционального назначения.
В настоящее время разработаны основы организации лесопарков, принципы их строительства и реконструкции. Изучены особенности ландшафтной таксации и лесопаркоустройства с применением материалов аэрофотосъемки для обоснованного проектирования комплекса мероприятий по строительству лесопарков и ведению хозяйства в них. Особое внимание уделяется обоснованию архитектурно-планировочной организации территории, объёмно-пространственному размещению древесной растительности, устройству дорожно-тропиночной сети, спортивных комплексов, малых архитектурных форм и общему благоустройству территории для отдыха населения.
Основная задача ведения лесопаркового хозяйства - выращивание и формирование устойчивых древостоев, обладающих высокими эстетическими и санитарно-гигиеническими качествами. Особое внимание при этом должно уделяться эффективному использованию лесных территорий для массового отдыха населения, улучшению эстетических, оздоровительных и санитарно-гигиенических функций лесной растительности и ее психофизического воздействия на человека.
Вышесказанное определяет необходимость введения в состав вариативной части дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки 35.03.01 Лесное хозяйство дисциплины «Основы лесопаркового хозяйства».
Дисциплина «Основы лесопаркового хозяйства» позволяет подготовить бакалавров по направлению подготовки Лесное дело к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности:
-сохранению биологического разнообразия лесных и урбоэкосистем, повышению их потенциала с учетом глобального экологического значения и иных природных свойств;
-участию в разработке и реализации мероприятий по созданию, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной;
-участию в исследовании лесных и урбоэкосистем и их компонентов;
-участию в анализе состояния и динамики показателей качества объектов деятельности к которым в том числе относятся - декоративные питомники и лесопарки, участки рекреационного назначения в составе лесного фонда.
Оценка пригодности лесных территорий для рекреационного лесопользования
Форма проведения занятий – практическая работа.
Бюджет рабочего времени на раскрываемую тему – 4 часа.
Ключевые слова: рекреационное лесопользование, рекреационная пригодность лесов, лесорастительное районирование, рекреационное районирование.
Рассматриваемые вопросы:
1. Оценка рекреационной пригодности лесных территорий.
2. Рекреационное районирование лесов европейской части России.
3. Оценка пригодности лесного объекта для рекреационного использования