Порядок выполнения работы

1. Включите прибор в сеть. Осветительная лампа включается тумблером 1 (рис. 1) или педалью 2 (рис. 1). Для увеличения срока службы прибора рекомендуется включать лампу только на время проведения измерений путем нажатия на педаль.

2. Поставьте переключатель 3 (рис. 1) в положение «Измерение», этим выводится из светового пучка волновая пластинка 6 (рис. 2). Выведите из поля зрения как измерительную головку 5, так и анализатор 8. Поместите на матовое стекло 7 образец. Включите лампу, нажав на педаль. Убедитесь, что образец равномерно освещен – интерференции нет. Посмотрите на образец через анализатор 8. Образец приобретает окраску – наблюдаются черные, серые, белые и желтые участки. Оптические оси черных участков параллельны или перпендикулярны плоскости пропускания поляризатора. В этом можно убедиться, поворачивая с помощью ручки 10 матовое стекло с образцом, – черные участки перемещаются по образцу. Черный участок опять становится черным при повороте на 90º.

3. Серые участки вносят разность хода не больше 240 нм, белые – от 240 до 280 нм, желтые – от 280 до 310 нм. Зарисуйте образец в любом его положении. Отметьте участки различной окраски.

4. Переведите переключатель 3 в положение «Наблюдение», этим в световой пучок вводится волновая пластинка 6 (рис. 2). Включите лампу педалью. Убедитесь, что в поле зрения видно бледное пурпурно-фиолетовое пятно. Зарисуйте образец. Отметьте участки различной окраски. По таблице определите разности хода, вносимые различными участками. Зная толщину пластинки ( =15 мм), по формуле

 (3)

определите абсолютную величину разности показателей преломления . При вычислении разности показателей преломления величины оптической разности хода  и толщины пластинки  необходимо брать в одних и тех же единицах измерения.

5.  Переведите переключатель 3 (рис.1) в положение «Измерение». Выведите поляризатор 8 из поля зрения и введите измерительную головку 5. Поставьте ручку 6 измерительной головки в положение , этим в пучок света вводится четвертьволновая пластинка. Введите зеленый светофильтр. Вращая матовое стекло, установите риску на нем против нулевого деления шкалы 9. Рассматривайте образец через окуляр. Зарисуйте его, отметьте какое-нибудь одно из его темных мест.

Снимите отчет по шкалам лимба и нониуса измерительной головки: определите, на сколько делений повернута шкала лимба относительно нониуса, умножьте это число на цену деления шкалы лимба (1º), найдите деление шкалы нониуса, совпадающее с делением шкалы лимба, число делений между ним и нулем умножьте на цену деления нониуса (0,1º). Таким образом, найдется угол, определяющий положение анализатора измерительной головки. Поверните матовое стекло на 45º. Отмеченное темное место станет светлым. Поворачивайте измерительную головку до тех пор, пока оно опять не станет темным. Снимите отчет по шкалам лимба и нониуса. Найдите  – разность двух отчетов, по формуле (2) вычислите разность хода и, зная толщину образца, найдите абсолютную величину разности показателей преломления .    

Контрольные вопросы

1. В чем заключается явление двойного лучепреломления?

2. Какие явления наблюдаются при прохождении плоскополяризованного света через кристаллическую пластинку?

3. Что будет наблюдаться, если из схемы наблюдения интерференции в параллельных лучах убрать: а) анализатор; б) поляризатор?

4. Что будет наблюдаться, если поместить волновую пластинку между скрещенными николями (свет монохроматический)? Как изменится картина при параллельных николях?

5. Те же вопросы для полуволновой пластинки.

6. Что будет наблюдаться, если поместить пластинку, вырезанную параллельно оптической оси, между скрещенными николями и осветить ее белым светом? Что изменится, если поставить николи параллельно?

7. Оптическая схема полярископа-поляриметра ПКС-250.

8. Опишите способы, которыми с помощью полярископа-поляриметра можно определить разность хода, вносимую образцом, и абсолютную величину разности показателей преломления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: