Порядок выполнения работы

Обучающиеся определяют объемы и структуру ТБО, подлежащих сортировке и обезвреживанию, устанавливают места их сортировки, переработки, утилизации и хранения. Для детализации этих сведений целесообразно использовать доступные обучающимся ресурсы сети Интернет и опубликованные на данный момент официальные сводки. На этом этапе осуществляется индивидуальная работа обучающихся.

 

Теоретическая платформа выполнения работы

Используемые термины понятия и определения.

Бытовые отходы – это вещества, не утилизируемые в быту. Бытовые отходы часто отождествляют с коммунальными отходами.

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это твердые вещества, не утилизируемые в быту.

Нормы накопления отходов – это количество отходов, накопленное за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год) и отнесенное к расчетной единице (для жилого сектора – один человек, для гостиницы – одно место, для магазинов и складов – 1 м2 торговой площади и т.д.).

 

Методы переработки ТБО выбираются конкретно для каждого города, городского округа или иного населенного пункта, исходя из местных условий:

Ø состава и свойств ТБО, их изменение по сезонам года;

Ø годовой нормы накопления ТБО;

Ø климатических условий;

Ø потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсах и вторичном сырье;

Ø экономических факторов.

 

Инженерными сооружениями в системе управления ТБО являются: мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы, мусороперерабатывающие заводы, полигоны захоронения отходов.

На мусороперегрузочных станциях (МПС) отходы выгружаются из мусоровозов и загружаются в большегрузные транспортные средства для дальнейшей перевозки в места переработки или захоронения. Оборудование и конструкция МПС зависят от производительности (до 100 тыс. м3/год и более) и типа транспортных средств.

МПС оборудуется дробильными установками, устройствами для прессования в тюки, пакеты или сразу в транспортное средство. Для уплотнения отходов используются тракторы и специальные трамбовщики. В соответствии со СНиП 2.07.01-89* размеры земельных участков МПС рассчитывают из условия 0,04 га на 1000 т отходов. Размер санитарно-защитной зоны МПС составляет 100 м.

Система обращения с ТБО в крупных городах должна включать централизованный сбор и транспортировку отходов, функционирование предприятий по обеззараживанию и переработке отходов, захоронение на полигонах. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Политика России в сфере управления отходами ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования. Основными задачами управления отходами в России являются:

· использование селективного сбора ТБО с целью получения вторичных ресурсов, сокращения объема обезвреживаемых отходов, удаления опасных для сжигания или компостирования компонентов;

· оптимальная эксплуатация полигонов ТБО с последующей рекультивацией территории после их закрытия;

· строительство высокомеханизированных комплексных мусороперерабатывающих предприятий.

 

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их утилизации. Разработанные методы сортировки и переработки ТБО позволяют выделить ценные компоненты отходов и превратить основную массу отходов в органическое удобрение, тепловую энергию, строительные материалы. На современном уровне технологий может быть практически утилизировано до 70 % ТБО.

Организация санитарной очистки городов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания определяются:

*   численностью и плотностью городского населения;

*   уровнем благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);

*   климатическими и др. природными условиями;

*   архитектурно-планировочной композицией города;

*   состоянием и перспективой развития жилой застройки;

*   экономическими возможностями.

 

Численность населения города является одним из основных факторов, определяющих объем работ по сбору и удалению ТБО, а также выбор оптимального варианта их обезвреживания. Для крупных городов в большей степени подходит система управления ТБО, основанная на комплексной переработке отходов. Для городов с населением около 100...200 тыс. жителей целесообразна разработка упрощенных технологий обезвреживания и утилизации ТБО.

 

Описание работы

Источником образуемых в городах твердых бытовых отходов, перемещаемых на МПЗ, выступают две установленных ранее категории объектов:

1) жилые и административные здания;

2) учреждения и предприятия общественного назначения (предприятия общественного питания, учебные медицинские и зрелищные заведения, гостиницы, детские сады и пр.

 

Работа осуществляется посредством последовательного выполнения индивидуальных заданий, выдаваемых обучающимся преподавателем.

 

Задание 9.1. Определите величину (объем и массу) твердых бытовых отходов, подлежащих сортировке, обезвреживанию и переработке на мусороперерабатывающих заводах.

 

Работа выполняется в форме последовательного решения задач по индивидуальным заданиям (задания прилагаются) с использованием дидактического материала (дидактический материал прилагается).

 

Задача № 9.1. Сортировка и обезвреживание твердых бытовых отходов, поступивших на МПЗ из городского административного района, города или городского округа (указывается в задании).

 

Решение задачи 9.1 включает в себя:

- расчет количества мусоросортировочных станций в городском районе;

- разработку схемы обезвреживания ТБО всего города;

- определение числа и вида инженерных сооружений по сортировке, переработке и захоронению ТБО (Приложения. 9.1 – 9.5).

 

Исходные данные для решения задачи 9.1.

1. Доля извлечения вторичного сырья на мусоросортировочных станциях (МСС) составляет 30 %.

 

2. Технико-экономические показатели МСС:

- производительность – 100 тыс. т;

- капитальные вложения – 56 млн. руб.;

- эксплуатационные затраты – 8,4 млн. руб.

 

3. Массовая доля ТБО городского района (т) в общей массе отходов города представлена в табл.9.1 (Приложение 9.1).

 

Таблица 9.1.

Массовая доля ТБО городского района

(по вариантам задания – районам города, городам, городским округам)

 

Вариант 1 2 3 4 5 6 7 8
Массовая доля ТБО 0,13 0,19 0,10 0,15 0,16 0,12 0,09 0,06

Примечание. Варианты задания в содержательной части могут быть изменены.

 

4. Технико-экономические показатели мусороперерабатывающих заводов (МПЗ), мусоросжигательного завода (МСЗ) и полигона твердых бытовых отходов (ПТБО) приведены в таблице 9.2 (Приложение 9.2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: