Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»).
Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому... (доктор); о собаке... (пес, щенок).
радуется —... (Веселится);
плачет —... (Ревет, рыдает);
дети —... (Ребята, девочки и мальчики, малыши);
красивый —... (Прекрасный).
Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.
искусный мастер —... (Хороший);
верный друг —... (Настоящий);
ветхая избушка—... (Старая);
трава стала желтая —... (Пожелтела).
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблицах №2, №3. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.
Таблица № 2 Антонимы, названные детьми
Имя ребёнка | а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к |
Анна П. | ||||||||||
Игорь М. |
Таблица № 3 Синонимы, названные детьми
Имя ребёнка | а | б | в | г | д | е | ж | з |
Анна П. | ||||||||
Игорь М. |
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 18 баллов.
Высокий уровень - ребенок набирает 14 — 18 баллов.
Средний уровень - ребенок набирает 9—13 баллов.
Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 8 баллов.