double arrow

МЕТОДИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

2

Воспитатель:

О чем или о ком можно сказать «идет»? (человек, время, дождь)

О чем или о ком можно сказать «сильный»? (человек, ветер)

Какая бывает игла? (швейная, хвойная)

Воспитатель:

Про кого говорят «мастер на все руки»?

«Мастер на все руки» - это какой мастер?

Встает «ни свет, ни заря» - это значит когда?

Если ребенок не отвечает самостоятельно, воспитатель предлага­ет слово или фразеологизм в контексте. Например: Сегодня на улице дует сильный... (ветер). Про кого еще можно сказать «сильный»? Хаврошечка вставала ни свет ни заря. Как ты думаешь, когда просы­палась Хаврошечка? И т.д.

Результаты диагностики

Высокий уровень. Ребенок правильно, самостоятельно объясняет значения всех предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
Средний уровень. Ребенок правильно, но с помощью воспитателя в контексте объяс­няет значения некоторых предлагаемых воспитателем многозначных слов и фразеологизмов.
Низкий уровень. Ребенок не понимает значений предлагаемых воспитателем мно­гозначных слов и фразеологизмов, молчит, отказывается отвечать.

 



МЕТОДИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ




Детям предлагаются следующие фразеологизмы:

В три ручья

Как зеницу ока

Совать нос

Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.

Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят?

Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.

"В три ручья"

"Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. При­шел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

Почему мама так сказала? Когда так говорят?

"Как зеницу ока"

"Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зе­ницу ока». «Ладно», — говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?"

Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?

"Совать нос"

"Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Малень­кий Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Илюшенька, спать, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Результаты диагностики

Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, пред­ложенный изолированно или в тексте, приводит примеры анало­гичных ситуаций.
Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описан­ную ситуацию, своих примеров привести не может.
Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.



 

5. ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ ПОДБИРАТЬ К СЛОВАМ АНТОНИМЫ И СИНОНИМЫ

Возраст: дети дошкольного возраста (средняя и старшая группа).

 



МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а ты его закончишь.

Принцесса красивая, а Баба Яга... (страшная, безобразная).

Ночью темно, а днем... (светло).

Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то... (грустит, огорчается, плачет).

Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит... (быстро).

Торт сладкий, а лимон... (кислый).

Определение умений подбирать синонимы к словам, предъявляемым в контексте.

Воспитатель:

Жила-была одна семья: бабушка, дедушка, мама, папа, их сы­новья Алеша и Андрюша и дочери Маша и Наташа. Алеша и Андрюша, Маша и Наташа были большими сонями. Каждое утро их будили в детский сад всей семьей. Бабушка и дедушка обращались к каждому отдельно: «Алеша! Андрюша! Маша! Наташа! Пора вставать! Уже утро!». Папа говорил: «Ребята, пора вставать! Уже утро!». А мама называла их «малыши». Она говорила: «Малыши, пора вставать! Уже утро!».

А как бы вы обратились к ним? (Дети)

Построил себе Зайчик избушку лубяную, а Лиса ледяную.

Как по-другому можно сказать? Построил себе зайчик что? (Дом)

Пришла весна, у Лисы дом растаял. Попросилась она к Зайчи­ку, а сама его и выгнала. Идет Зайчик по дороге и рыдает.



Как можно еще сказать? Что делает Зайчик? (Плачет)

Медведь гнал-гнал Лису из домика Зайчика, не выгнал. Собаки гнали-гнали Лису из домика Зайчика, не выгнали. А Петушок выг­нал. Развеселился Зайчик.

Как еще можно сказать? Что сделал Зайчик? (Обрадовался, рассмеялся)

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №1. Буквенные обозначения предъявляемого речево­го материала и графы таблицы совпадают.

Таблица № 1 Антонимы и синонимы, названные детьми

 

Имя ребенка а б в г д е ж з и
Андрей С.                  
Артём К.                  

За каждый правильный ответ, данный самостоятельно или с помощью воспитателя, ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 бал­лов.

Результаты диагностики:

Высокий уровень - ребенок набирает 6 — 9 баллов.
Средний уровень - ребенок набирает 4-5 баллов.
Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 3 балла.





2




Сейчас читают про: