Пообразный анализ с элементами проблемного

Тематическое планирование учебных занятий по творчеству И.С. Тургенева.

Пообразный анализ с элементами проблемного.

 

При разработке тематического планирования с использованием ИКТ по роману И.С. Тургенева учитывались действующие программы по литературе и монографии методистов: Т.Г.Браже «Целостное изучение эпического произведения», М.М. Жданов «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении».

Т.Г. Браже в своей работе «Целостное изучение эпического произведения» предлагает уделить изучению романа 9 часов:

1. Анализ общественного фона.

2.Базаров и Кирсановы. Образ жизни героев, внешний облик.

3. Политические и эстетические разногласия героев.

4. Базаров и Одинцова.

5. Базаров и родители.

6.Второй цикл «странствий» героя.

7. Болезнь и смерть Базарова.

8.Замысел И.С. Тургенева и отношение к роману современников.

9. Базаров в интерпретации И.С. Тургенева.

Т.Г. Браже в своей монографии уделяет внимание различным видам речевой деятельности с учетом диалогичной составляющей. В работе представлены задания на включение в дискуссию, при помощи постановки дискуссионных вопросов, различного рода межличностные диалоги по тексту произведения, биографии писателя. Цель таких заданий - активизировать общение школьников между собой. Активизация общения происходит на основе текста произведения.

М.М. Жданов связывает рассмотрение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» с характером читательского восприятия текста старшеклассниками, показывает, на каких сторонах произведения следует остановиться более подробно, как эффективно использовать возможности романа. Предлагает систему уроков, которая активизирует мышление учащихся, формирует собственное мнение и строится на основе равноправного общения в системе: «учитель-ученик». В монографии М.Жданова тематика уроков представлена следующим образом:

1. «Преобразования необходимы…» (характеристика эпохи на материале романа)

2. «Демократ до конца ногтей…» (Базаров в среде Кирсановых)

3. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» (Общественно-политические взгляды Базарова. Сильные и слабые стороны его нигилизма)

4. «Торжество демократизма над аристократией» (Психологическая победа Базарова в сцене дуэли)

5. «Но отвергать поэзию?..не сочувствовать художеству, природе?..» (Взгляды Базарова на природу и искусство; их историческая обусловленность. Выявление авторской позиции).

6. «Бунтующее сердце» (Любовь в жизни Базарова. Базаров и Одинцова. Базаров и родители).

7. «Мы прощаемся с тобой навсегда» (Базаров и Аркадий Кирсанов. Причины разрыва).

8. «Умереть так, как умер Базаров, - всё рано, что сделать великий подвиг» (Анализ сцены смерти Базарова).

9. Современники об «отцах» и «детях» (Д.И. Писарев, М.А. Антонович, Д.Д. Минаев).

При анализе действующих программ по литературе мы пытались определить, какие аспекты изучения романа представлены в каждой из них, какое место уделяется диалогической составляющей.

А.Г. Кутузов предлагает следующие подходы к изучению романа:

- споры о путях спасения России;

- смысл названия;

- полемический пафос произведения;

- любовный конфликт как идейное испытание героя;

- своеобразие композиции и функция природы в романе;

- эстетизация пейзажа;

- портретные характеристики персонажей.

Т. Ф. Курдюмова предлагает обратиться при изучении романа к таким проблемам:

- смысл названия;

- художественное своеобразие романа;

- Базаров в системе действующих лиц;

- отношение автора к герою.

В.Г. Маранцман выделяет при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» следующие аспекты:

- Евгений Базаров – герой своего времени и его поединок с аристократией в романе;

- нигилизм как знамение времени и болезнь переходной эпохи;

- отношение Базарова к любви, природе, искусству;

- Базаров и Кирсановы;

- композиция романа.

Рассмотрев данные монографии и действующие программы по литературе, я предлагаю смешанный путь анализа, который позволяет соединить целостный, пообразный и элементы проблемного анализа. Данная система уроков по роману И.С.Тургенева, построенная на диалогическом принципе, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании и соединяет в себе традиционные формы обучения литературе с ИКТ.

Систему уроков по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» я представляю виде таблицы, где к каждому уроку соответствует определённая мультимедийная поддержка.

 

1. «Тургенев – певец души русского народа, природы и любви»

Тип урока - очерк жизни и творчества.

Приемы: лекция учителя, сообщения учеников, выразительное чтение.

1.Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева: краткий обзор творчества, их современность и злободневность, политические взгляды писателя.

2. Система философских взглядов на жизнь, философия любви, философия природы (любовь, её роль в становлении нравственного мира человека: природа как вечное начало жизни, бренность человека перед лицом природы).

Участие в журналистской полемике.

3. Анализ одного стихотворения цикла стихотворений в прозе. «Как хороши, как свежи были розы…». Вопросы учителя:

- Какие чувства, настроение испытывает лирический герой стихотворения?

- Как связаны строчки «Как хороши, как свежи были розы…» с основным содержанием стихотворения?

-Как бы вы выразили основной мотив этого стихотворения?

Вывод: все проходит, остаются воспоминания. Цикл стихотворений в прозе – это своеобразная лирическая проза, которая согрета личным лирическим чувством.

Стихотворения в прозе: «Как хороши, как свежи были розы»;

Любое пейзажное описание Тургенева (например, из очерка «Лес и степь»)

1.Презентация, содержащая портрет писателя (Художник: Репин Илья Ефимович. Дата создания портрета-1879г.), знакомящая с его ближайшим окружением, адресатами его литературных произведений.

2.Презентация, содержащая мелодекламацию: выразительное чтение стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» на фоне «Лунной сонаты» Бетховена.

2. «Воздух эпохи»

Тип – урок анализа экспозиции.

Приемы – слово учителя, аналитическая беседа, анализ эпизода.

1. Анализ общественного фона, на котором развивается действие романа; роль пейзажа в характеристике жизни общества и создании эмоционального фона романа, своеобразие стиля Тургенева.

Вопросы учителя:

-Почему Тургеневу важно указать точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие романа?

- Что же представляет собой крепостническая Русь? (ученики должны доказать, что это миниатюрная энциклопедия крестьянской жизни).

Учителю необходимо пояснить ученикам некоторые вопросы о деталях пейзажа. Вопросы учителя:

-Почему до половины «разметаны крыши»;

-Что значат «опустелые гумна?

-Почему Тургеневу важно отметить овраги на крестьянских полях?

Вывод об особенностях стиля Тургенева – лаконизм и максимальная смысловая насыщенность деталей картины. Уместно привести в подтверждение «пейзажные» письма Тургенева к Я.П.Полонскому, где писатель высказывает основной девиз искусства. Сравнить творческий почерк Тургенева с почерком Гончарова, изученного учениками ранее.

- Как складываются отношения крестьян и хозяев?

Вывод: капитализм входит в деревню, изменился способ хозяйствования. Помещики ожидают реформу. Растет недовольство крестьян. Все эти факты убеждают нас в том, что преобразования необходимы. Отношение к отмене крепостного права, к коренным проблемам русской жизни 1860-х. годов определяет идейные разногласия между людьми разных сословий.

2. Знакомство с главными героями и с приемами их введения в повествование.

Вопросы учителя:

- На основании чего сложились впечатления героев друг о друге?

-Вспомните, что подчеркивает автор в портретах Базарова и Николая Петровича?

- К какому выводу можно прийти, сравнив портреты персонажей?

Базаров и Кирсановы – люди разные по социальному и психологическому облику. Эту разницу между героями Тургенев подчеркивает через художественную деталь.

3.Выявление авторского отношения к изображаемому.

Вопросы учителя:

- Опишите внутреннее состояние Аркадия и Николая Петровича.

- Как внутреннее состояние героев передает И.С. Тургенев в данном эпизоде?

- Почему Аркадий пытается сдержать свои эмоции? Найдите в тексте подтверждение этому (прокомментировать фрагмент: «Аркадий вдруг остановился…»)

- Почему, рассказывая о Фенечке, Николай Петрович переходит на французский язык?

- С чем связано чувство «тайного превосходства» Аркадия по отношению к отцу?

Материал глав с 1 по 4. 1глава - внимание на даты.

 

Пейзаж в главе 3 со слов: «Места, по которым они проезжали…» до слов «выказывались их головки в дымчатых её волнах»

 

Материал глав 1 и 2.

 

Глава 2, со слов: «Николай Петрович быстро обернулся..» До слов: «…просторного черепа.»

Из главы 3 со слов: Так вот как, наконец ты кандидат..» до слов «он тут же обвинял себя». Встреча Аркадия с отцом.

 

1. Презентация для организации словарной работы (слова: разночинец, демократ, либерал, нигилист. Устаревшие слова - воротище, гумно и др.)

2. Презентация, помогающая анализировать текст. (презентация содержит краткий текст гл.3 – основные детали внешности и авторские ремарки)

 

 

3.Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая текстовую информацию (краткие тезисы – выводы об особенностях стиля Тургенева).

3. «Базаров и Кирсановы»

Тип – анализ взаимодействия персонажей.

Приемы- аналитическая беседа, пересказ учеников, выразительное чтение.

1.Рассмотрение двух персонажей в их взаимодействии, взаимоотношениях.

Вопросы учителя:

- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых? (Пересказ биографии)

- Что отличает прошлое Павла Петровича от прошлого Николая Петровича?

В жизни этих людей все размеренно, все определено. Жизнь идет по определенному сценарию: получили образование, создали семью, появились дети.

И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров.

- Как отцы реагируют на внешний вид Базарова?

- Как складываются взаимоотношения между Базаровым и Кирсановыми.?

2. Анализ психологии героев.

- Кто является виновником спора?

- Найдите в тексте фрагмента характеристику речевой манеры Базарова и Павла Петровича. Сравните их.

- Как вы относитесь к словам Базарова: «Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»?

- На чьей стороне автор в споре об искусстве?

- Почему Николай Петрович считает нужным вмешаться в разговор?

- Почему после этого разговора Николай Петрович подумал: «Ну, ты, я вижу, точно нигилист»?

- В каком месте разговора самообладание изменяет Базарову и почему?

3. Аркадий и Базаров.

Вопросы учителя:

- Прав ли Базаров, утверждая, что Николай Петрович плохо управляет своим имением? Приведите из текста романа примеры, доказывающие или опровергающие слова Базарова.

- Как вы относитесь к афоризму Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

- Почему игра Николая Петровича на виолончели вызывает смех Базарова?

- Зачем во фрагменте дается характеристика исполнения мелодии Шуберта? Кому принадлежат слова: «медом разливалась по воздуху сладостная мелодия»?

- Почему Аркадий «даже не улыбнулся» в ответ на хохот Базарова?

 

Материал глав 4 и 7.

 

Чтение эпизода гл.4 со слов «Толпа дворовых не высыпала на крыльцо…» до слов «я рад его возвращению»

Чтение эпизода главы 6 от слов «Базаров вернулся, сел за стол…» до слов «точно нигилист…»Разговор за утренним чаем.

Чтение фрагмента главы 9 со слов «Приятели сделали несколько шагов…» до слов «на этот раз даже не улыбнулся». Разговор Аркадия с Базаровым.

1 Презентации, помогающие анализировать текст (краткие тезисы из биографии Кирсановых)

2. Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая текстовую информацию (речевая характеристика героев: Базарова и Павла Петровича)

3.Презентация, содержащая иллюстрации к тексту романа:

«Базаров» -Художник В. Домогацкий,

«Николай Петрович Кирсанов»-Художник Д. Боровский,

«Павел Петрович Кирсанов» -Художник Е. Рудаков.)

 

4. «Схватка… за вечерним чаем»

Тип – анализ эпизода.

Приемы - выразительное чтение с комментарием¸ аналитическая беседа.

1.Выяснить суть идеологического конфликта в романе.

Вопросы учителя:

- Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

- Есть ли у нигилистов принципы?

- Найдите в тексте отношение героев к реформам. Какова позиция Кирсановых - старших?

- В чем слабая сторона взглядов Базарова?

- Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? В ком из спорящих мужик скорее признает своего соотечественника?

- Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Чувствует ли он красоту природы?

- Нашли ли герои истину?

Вывод: позиции Базарова и П.П.Кирсанова - крайности. Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Им не хватало: одному – чувства почтения «сына», другому – любви и понимания «отца».

- Кто же все-таки побеждает в «схватке…за вечерним чаем»?

Текст главы 10 со слов: «Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем…» до слов «Ушел к себе в кабинет».

1.Презентация, содержащая центральный слайд – таблицу (основные вопросы спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова)

 

 

2. Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая текстовую информацию (афоризмы из текста главы)

5. «Нас не так мало, как вы полагаете». Базаров и его «спутники»

Тип – анализ взаимодействия персонажей.

Приемы -выразительное чтение, аналитическая беседа.

1. Написание небольшой самостоятельной работы по пройденному материалу (главы 1-11 романа). Вопросы см. после таблицы.

2.Знакомство со «спутниками» Базарова.

Вопросы учителя:

- Какие новые герои появляются в этих главах?

- К какому лагерю: «отцов» или «детей» относят себя эти герои?

3.Разбор мировоззренческих взглядов и взаимоотношений Базарова с Ситниковым и Кукшиной.

- Что же все-таки представляют собой Ситников и Кукшина. Найдите в тексте описание их внешности.

- Сравните портрет Ситникова с портретной характеристикой Базарова. Что вы заметили? Есть ли сходство?

- Найдите описание внешности Евдоксии Кукшиной.

- Кукшина предстает пред нами как невзрачная, непривлекательная женщина, с глупым выражением лица.

Давайте посмотрим, как «спутники» Базарова ведут себя в разговоре с ним, выясним их отношение к Базарову.

-Каково же отношение Ситникова к Базарову?

- Как ведет себя Кукшина?

- Оба «спутника» Базарова считают его умным человеком. Уважают его. Заискивают перед ним. Как ведет себя Базаров?

- Прокомментируйте взгляды Ситникова и Кукшиной? (они претендуют на то, чтобы называться умными людьми, развитыми с передовыми взглядами на жизнь.)

- Но что нам мешает назвать их таковыми?

-Как они относятся к нигилизму?

-Какие из базаровских идей используются его «спутниками»?

- «Последователи» Базарова изображены карикатурно.

Давайте вспомним, что такое карикатура?

- Почему же автор изображает их в карикатурном виде?

- Насколько же сильны убеждения Кукшиной и Ситникова? Сопоставьте их убеждения с убеждениями Базарова.

- Какова композиционная роль в романе этих образов?

- Являются ли эти герои «спутниками» Базарова?

Вывод: Ситников и Кукшина - мнимые последователи Базарова. Чтобы собрать людей, близких по духу, нужна позитивная программа. У Базарова положительной программы нет: «Сперва нужно место расчистить» - уверен он.

 

Материал глав 12, 13.

Текст главы 12.

Чтение эпизода главы 13 со слов: «-Да, да, я знаю вас, Базаров…» до слов «от неожиданного тыканья Базарова».

1.Презентация, содержащая центральный слайд – таблицу (сопоставлениеБазарова и его «спутников»: внешний вид, речевая манера, отношение к нигилизму)

 

2.Презентация,

содержащая фрагменты из текста (ключевые моменты речевой характеристики героев)

 

3. Презентация,

Содержащая

ответы

на тестовые задания.

 

6. «Испытание любовью»

Тип – урок взаимодействие персонажей.

Приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, работа в группах.

1. Рассмотреть взаимоотношения Базарова и Одинцовой, сопоставить их отношения с любовью главного антипода Базарова – Павла Петровича и ответить на вопрос – в чем же смысл проверки героев вечными ценностями?

Разделение учеников на 3 группы. Вопросы к каждой группе.

1.Разбор любовной истории Базарова. Вопросы учителя:

- Давайте вспомним, каково отношение Базарова к любви, к женщине вообще?

- После встречи с Одинцовой Базаров незаметно начинает меняться. Докажите, что Базаров меняется: исчезает цинизм, появляется смущение.

- Докажите, что Базаров испытывает душевные муки, опираясь на текст.

- Итак, Базаров влюбляется в Одинцову. Признается ей в любви. Чувства берут над ним верх. «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно…» - восклицает Базаров и в этих словах героя мы слышим печаль, грусть, глубокую тоску Базарова, которую он скрывал от людей. И как же ведет себя герой после объяснения с Одинцовой?

Вывод: мы видим, что естественный закон мироздания, такой, как любовь, против которого восстал Базаров, рождает в душе героя противоречие. Столкновение теории Базарова с жизнью, которую невозможно познать и объяснить с помощью формулы, рождает внутренний конфликт героя с самим собой. Там, где герой видел в себе даже не пустоту, а только плоть, обнаружилась душа.

2. Разбор любовной истории Одинцовой. Вопросы учителя:

- Вспомните биографию Одинцовой?

- Почему Анна Сергеевна приглашает к себе в дом малознакомых людей?

- Как Базаров выразил свое первое впечатление от встречи с Одинцовой?

- С какой целью Одинцова задает вопрос: «Может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойной вашего доверия?»

- Что стоит за фразой Одинцовой: «Мне кажется, мы будем хорошими друзьями?»

- Почему чувства Базарова И.С.Тургенев характеризует следующим образом: «страсть, похожая на злобу, и, быть может, сродни ей»?

Вывод: Одинцова и Базаров – люди разные как по убеждениям, так и по морально-нравственным принципам личности. Базаров любит и страдает от своего чувства. Одинцова - эгоистична, расчетлива и слишком изнежена. Она не способна на большое и сильное чувство. «Бог знает, куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - говорит она после признания Базарова.

3. Сопоставление любовных взаимоотношений П.П.Кирсанова и княгини Р. С отношениями Базарова и Одинцовой.

- Давайте вспомним историю П.П.Кирсанова и княгини Р.?

- Как образ княгини Р.помогает в понимании характера Кирсанова?

- Как любовь П.П.к княгине Р. помогает понять образ Базарова?

Вывод: противоположные идеологические позиции нигилиста Базарова и либерала Павла Петровича оказываются сопоставимыми по степени драматичности. И приводят их к одному финалу – трагическому одиночеству. Герои оказываются двойниками: оба они горды, страстны, бескомпромиссны, оба обречены на одиночество.

- В чем же смысл испытания героев любовью?

Вывод: антиподы Е..Базаров и П.П.Кирсанов, сталкиваясь с вечными ценностями, оказываются собратьями по судьбе. Испытание любовью показывает, что герои способны любить по-настоящему, страстно, глубоко.

 

Материал глав 14, 15, 16.

Материал 17 главы.

Материал главы 15.

 

Чтение фрагмента главы 18 со слов: «Вы называете дружескою беседу болтовней…» до слов «закусил губы и вышел».

 

Материал главы 7.

1.Презентация, организующая записи учеников в тетрадь, содержащая схему эволюции героев (тезисный план эволюции Базарова, любовных отношений Одинцовой, любовных отношений П.П.Кирсанова)

 

2. Презентация, организующая записи детей (содержит тезисы-выводы)

 

7. Второй круг «странствий» героя.

Дуэль.

Тип – урок взаимодействие персонажей. Урок - диспут.

 

1.Проверить теорию Базарова в столкновении с жизнью. Кольцевая композиция.

– Как вы думаете, для чего автор использует такой композиционный прием?

– Давайте вспомним эволюцию героя в романе.

- Базаров едет в Марьино, к Кирсановым. Изменилось ли что-нибудь в Марьино после отъезда Базарова?

– Но идеологические споры Базарова и П.П. Кирсанова переходят во взаимную ненависть. Их пребывание вместе невозможно. Павел Петрович прибегает к «рыцарскому» способу разрешения конфликта – дуэли.

- Давайте вспомним, какие авторы в своих произведениях описывают дуэль?

2. Выявить, чем сцена дуэли Базарова и Кирсанова отличается от других поединков в русской литературе. Обратить внимание на поведение каждого дуэлянта. Ответить на вопрос: смогла ли дуэль героев разрешить их идеологический конфликт.

– Что стало причиной для дуэли?

- Что значит Фенечка для обоих дуэлянтов?

-Итак, дуэль двух противников превращается в фарс. Исход её отличается от обычных дуэлей в мировой литературе и не приводит к разрешению идеологического спора между противниками. Базаров, простреливший ногу своего противника, должен, как истинный его ненавистник, ликовать, радоваться, что П.П. повержен. Но вместо этого Базаров чувствует разочарование в самом себе, подавленность. («Прошу вас поклониться ему от меня и принять выражение моего сожаления») После дуэли Базаров видит в Кирсанове уже не соперника, а прежде всего человека. Он вынужден уехать из Марьино, куда дорога теперь ему закрыта».

Вопрос для организованного диспута: Победителем или побежденным уезжает базаров из Марьино?

Вывод учителя: из Марьино Базаров уезжает восвояси. Отчасти он бы мог считать себя победителем, но только он ничего здесь не добился. Базаров и Павел Петрович спорили и стрелялись, в сущности, потому, что претендовали на одну роль, на одно место в жизни.

3 Выявление авторской позиции.

- Кому же в итоге отдал это место Тургенев? (Тургенев ни тому, ни другому не дает сыграть выдающейся роли и быть счастливым «в личной жизни». Они дерутся из-за той, которая не любит их. Фенечка выбирает Николая Петровича. Она становится словно воплощением самой жизни. И эта «естественная жизнь» отворачивается от тех, кто хочет во всем добиться своего, всё переделать по-своему.

 

Материал 22 главы.

Комментированное чтение эпизода главы 24 со слов: «Часа два спустя…» до «этого смертного привести в чувство…»

1.Презентация, содержащая схему кольцевой композиции.

 

 

2.Презентация, помогающие анализировать текст (фрагменты из текста, нуждающиеся в комментариях учителя, отображаются на слайде)

 

3.Презентация, организующая записи детей (тезисы – выводы, в которых ключевые моменты выделены учителем)

 

4. Презентация, содержащая слайд – кластер (вопрос для организованного диспута и возможные краткие точки зрения учеников)

8. «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг…»

Тип – урок диспут.

 

9. Урок развития речи. Написание сочинения.

 

1. Испытание смертью главного героя.

- Как вы думаете, почему Писарев сказал: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг..»?

- Какие чувства у вас вызывают последние строки романа?

- Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

- Вспомните, от чего умирает Базаров?

Вопрос для организованного диспута:

- Как вы думаете, случайна или закономерна смерть Базарова?

 

 

1 Группировка тем сочинений на основе общего вопроса: «В чем трагизм Е.Базарова?»:

- Базаров – герой, опередивший свое время.

- Базаров – носитель нигилистических взглядов, которые не делают его счастливым.

- Базаров – «самоломанный» герой, осознавший ограниченность своих взглядов.

- Базаров – трагически одинок.

 

 

Чтение сцены смерти в главе 27 со слов: «Стук рессорного экипажа…» до слов: «отразилось на помертвелом лице».

1.Презентация, содержащая слайд-кластер (вопрос для организованного диспута и возможные краткие точки зрения учеников)

1. Презентация, содержащая слайд-кластер.

 

 

Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (главы с 1-11) Вариант 1

1.Как вы понимаете термин «нигилизм»?

2.В какое время происходят события в романе?

3.Узнайте героя романа по портретному описанию:

А) «Длинное и худое <лицо>, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Б) «На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок».

4. Определите, какому герою принадлежат следующие слова:

А) «Мы ломаем, потому что мы сила. … Сила – так и не дает отчета».

Б) «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

В) «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».

Г) «Русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры…»

5. С помощью какого средства И.С. Тургенев создает миниатюрную энциклопедию крестьянской жизни в главе 3?

6. Кому из героев И.С. Тургенев дает следующую характеристику: «..успел, еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбиться в дочку чиновника… женился на ней… Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…Десять лет прошло как сон. В 47-м году жена … скончалась.»

 

Самостоятельная работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (главы с 1-11) Вариант 2

1. Как вы понимаете термин «нигилизм»?

2. Какому известному русскому критику посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

3. Узнайте героя по портретному описанию:

А) «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь

облик …. Изящный и породистый, сохранил юношескую стройность»

Б) «Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал»

4. Определите, какому герою принадлежат следующие слова:

А) «Преобразования необходимы…но как их исполнить, как приступить?»

Б) «Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить».

В «… без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию. Личность… вот главное».

Г) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

5. С помощью какого средства И.С. Тургенев создает миниатюрную энциклопедию крестьянской жизни в главе 3?

6. Кому из героев И.С. Тургенев дает следующую характеристику: «У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», -- в две тысячи десятин земли… Не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки – должен был… поступить в военную службу; но он переломил себе ногу в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении, и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким».»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: