Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Институт горного дела и строительства
Кафедра «Городское строительство и архитектура»
Методические указания
К практическим (Семинарским) занятиям
по дисциплине
Основы архитектурного дизайна
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление (специальность) подготовки: 07.03.01 Архитектура
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2016
Методические указания к практическим занятиям составлены доцентом, кандидатом искусствоведения Цинман Ж.Г. и обсуждены на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета,
протокол №___ от “__” ____________________________ 20___ г.
Зав. кафедрой ГСиА______________________В.В. Соколовский
|
|
Методические указания пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета,
протокол №___ от “__” ____________________________ 20___ г.
Зав. кафедрой ГСиА______________________В.В. Соколовский
Содержание
1. Введение
2. Цель и задачи практических работ по основам архитектурного дизайна 4
3. Методические указания к ПР 6
6. Список литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие указания предназначены для студентов специальностей «Архитектура», выполняющих практические работы по курсу «Основы архитектурного дизайна».
В указаниях приведены сведения о содержании и последовательности выполнения практических работ, отдельных их разделов, а также справочная литература
Оформление работы
Результатом каждой практической работы является теоретическое и графическое моделирование проектной ситуации ее анализ, в соответствии с заданием и на должном уровне и выполнение графической работы-проекта
Защита работы
Результаты практической работы защищаются на открытом просмотре-семинаре в конце семестра (критерии оценки приведены в рабочей программе и ниже)
Исходные материалы и данные
Для выполнения всех работ необходимы следующие инструменты и материалы:
- альбом
- планшет
- ватманский лист (формат А1)
- фломастеры, цветные карандаши, пастель
- акварель, гуашь (рекомендуемая техника указывается для каждой практической работы)
|
|
- карандаши, стерка, кнопки, кисти (белка, щетина);
Цели и задачи практических работ по основам архитектурного проектирования.
Практические занятия представляют собой семинары или коллективную работу творческих групп аналитического плана (анализ композиции объектов городского дизайна, зданий, архитектурно-ландшафтных комплексов, площадей и т.п.). Цель работы - моделирование потребителя и его мотивации, контекстной среды для конкретного архитектурно-дизайнерского объекта.
Работа на практических занятиях ведется на основе проектного алгоритма разработанного к.иск., доц. Цинман на базе Всероссийского научно-исследовательнского института технической эстетики и дизайна (ГУ ВНИИТЭ, Москва) и представленного в виде методических рекомендаций.
В задачи синтезирующей фазы работы на практических занятиях входит разработка собственного проекта на заданную преподавателем тему, коррелирующаяся с проектной тематикой по архитектурному проектированию (дипломному архитектурному проектированию), обсуждение вариантов и утверждение проектного решения, выполняемого в виде графической работы.
№ занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
8 семестр. | |||
1. | 4.1 | Концептуальные основы проектного алгоритма. Современные проектные средства. Прикладное освоение алгоритма проектирования и моделирования объекта архитектурного дизайна (по выбору студента). Вводное занятие | 2 ч. |
2. | 4.1.1. | 1. Тематизация объекта по направлению. Семантическая ситуация Сбор и анализ аналогов | 4 ч. |
3. | 4.1.1. | 1. Тематизация объекта. Семантическая ситуация. Сценарное моделирование. Изучение контекста в историческом и современном аспектах, моделирование типажа-знака | 4 ч. |
4. | 4.1.2. | Становление формы объекта. Функциональная и функционально-морфологическая ситуации. Эргономический анализ ситуации и возможных вариантов морфологии формы | 6 ч. |
5. | 4.1.3. | Эскизное решение вариантов формы и ее предметного наполнения в функциональной ситуации | 6 ч. |
6. | 4.1.4. | Функционально-морфологическая ситуация. Ранжирование потребителей, средовых контекстов, их утилитарных и социокультурных требований, выставление приоритетов | 2 ч. |
7. | 4.1.4. | Эскизное решение вариантов формы на основе ранжирования | 6 ч. |
8. | 4.1.5. | Форма как визуально-смысловая целостность (образ объекта). Художественно-морфологическая ситуация., разработка формы, метафорическое наполнение, подача | 2 ч. |
9. | 4.1.5. | Семинар, защита графической работы | 2ч. |
Итого: | 34 ч. |
1.Концептуальные основы проектного алгоритма. Современные проектные средства. Прикладное освоение алгоритма проектирования и моделирования объекта архитектурного дизайна (по выбору студента). Вводное занятие (2ч.)
Постмодернизм в культуре и искусстве. Коннотативность современного дизайнерского объекта. Современные проектные методы и средства решения образа объекта.
Цели и задачи: знакомство студента с современными проектными практиками, овладение научным понятийным аппаратом.
Материал: - фото-аналоги
План практического занятия (с указанием времени, отводимого на каждый пункт плана):
· Исследование визуального материала - журналы по архитектуре и дизайну, интернет-порталы
зарисовки пластики, современных форм, активное обсуждение современных тенденций вархитектуре и дизайне - анализ (2ч.)
методические указания:
Цинман Ж.Г. Методические рекомендации №1, Тула,2009
Тематизация объекта по направлению. Семантическая ситуация
Сбор и анализ аналогов (4ч.)
Выбор темы, моделирование сюжетной ситуации и гипотетического потребителя, первичный контекст, идеальная модель объекта. Дизайн-концепция.
|
|
Цели и задачи: знакомство студента с художественно-образным подходом к проектированию, овладение научным понятийным аппаратом.
Материал: бум., графическиие материалы
План практического занятия (с указанием времени, отводимого на каждый пункт плана):
· Исследование визуального материала - журналы по архитектуре и дизайну, интернет-порталы (1ч.)
· Исследование современной средовой ситуации, характерной для развития аналогов и прототипов объекта – активное обсуждение и фиксация достоинств и недостатков объекта в плане морфологии, функции, эстетики, эргономичности и экономичности, разбор особенностей средового контекста (1ч.)
· Исследование исторической (этнической) ситуации развития подобных форм объектов (2ч.)
методические указания:
Цинман Ж.Г. Методические рекомендации №1, Тула,2009
графические работы студентов МФ