Укажите оттенки значения прошедшего времени в выделенных глагольных формах

I. Глагол обозначает действие, предшествующее моменту речи;

II. Глагол обозначает действие, неоднократно повторявшееся в далеком прошлом;

III. Глагол имеет перфектное, результативное значение;

IV. Форма является отглагольным междометием и обозначает мгновенное действие;

V. Прошедшее время употреблено в значении будущего.

1. «Тише, молчать, — отвечал учитель чистым русским языком, — молчать или вы пропали».

2. Здесь с ним обедывал зимою покойный Ленский, наш сосед.

3. Вот ближе!., скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени... (Из произв. А. Пушкина.)

4. Когда я был мальчишкой лет десяти, то захотелось мне поймать солнце стаканом. Вот взял я стакан, подкрался и — хлоп по стене! (М. Горький.)

5. Я хочу рассказать, как жили мы. (Р Рождественский.)

6. «Уж будто не колачивал?» — замялась Тимофеевна... (Некрасов.)

7. Плотины на реках крутые хребты подымали. Улыбку детей к Мавзолею несли Первомаи. (Р. Рождественский.)

8. «Пройти эти сто шагов и, наверняка, спасен; простоять еще две минуты, и погиб, наверное»,— думал каждый. (Л. Толстой.)

9. Лишь наживая, жря и спя, капитализм разбух и обдряб. (В. Маяковский.)

10. Телеграф охрип от траурного гуда. (В. Маяковский.)

Будущее время

13. Определите значение будущего времени глаголов:

I. Обозначает действие, которое совершится после момента речи;

II. Имеет вневременное, обобщающее значение;

III. Обозначает внезапное, мгновенное действие, происшедшее в прошлом;

IV. Обозначает действия повторявшиеся, чередовавшиеся в прошлом.

1. Татьяна то вздохнет, то охнет; письмо дрожит в ее руке...

2. Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо, или коснется горячо ее руки, или раздвинет пред нею пестрый полк ливрей, или платок подымет ей.

3. Она его не замечает, как он ни бейся, хоть умри. Свободно дома принимает, в гостях ним молвит слова три, порой одним поклоном встретит, порою вовсе не заметит.

4. То длинный сук ее за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет с силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок; то выронит она платок...

5. Как царица отпрыгнет, да как руку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет]..

6. Пес как прыгнет, завизжит... (Из произв. А. Пушкина.)

7. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... (И. Тургенев.)

8. Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. (М. Шолохов.)

14. Найдите глаголы в форме будущего времени, определите их значение и способ образования грамматической формы, выделите формообразующие аффиксы.

1. Теперь, - сказал Чичиков, - я буду просить даже вас, если можно, сегодня, потому что мне завтра хотелось бы выехать из города; я принёс и крепости и просьбу. Г.

2. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Остр.

3. Поглядишь, как будто спросишь, отчего всё это так...ты недаром, милый, носишь анненский темляк. Ахм.

4. Ах, как распахнется после непотешный русский флот! Поплывет по океанам непотешная Россия. Рожд.

5. Так иногда осеннею порой, когда поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы, вдруг ветр подует, тёплый и сырой, опавший лист погонит пред собой и душу нам обдаст как бы весною... Ф. Т.

6. Дождусь её и вынужу признанье! Гр.

7. Проходи, матушка, сейчас чай будем пить. Остр.

Найдите аналитические формы будущего времени глагола, охарактеризуйте их значение.

1. Что-нибудь из двух - думает она. - Или кто-нибудь умрёт, или у моего мужа в этом году будет большая практика. Ч.

2. Но я. какое дело мне? Я верен буду старине. П.

3. А огонь я буду время от времени поддерживать. Купр.

4. Только ты будешь вести себя смирно, о старый сатир? Купр.

5. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас; начнёте плакать: ваши слёзы не тронут сердца моего, а будут лишь бесить его. П.

6. Вы будете жить у бабушки, а маман с девочками остается здесь. Л. Т.

Отметьте, когда формы одного времени глагола употреблены в значении другого времени.

1. Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит (Пушкин).

2. Нет, нет - живи и царствуй долговечно: Народ и мы погибли без тебя (Пушкин).

3. - Так вы завтра едете? - прибавила она после небольшого молчанья (Тургенев).

4. Она посмотрела на меня - да как возьмет меня вдруг за руку (Тургенев).

5. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от нее до самого горизонта (Л. Толстой).

II. Повелительное наклонение

От приведенных ниже глаголов образуйте формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (ТЫ); обратите внимание на основы, от которых образуются эти формы.

Читать, быть, повторить, поставить, написать, намазать, проситься, гулять, вылить, вести, сказать, нарубить, создать, создавать, запереть, положить, ползти, кинуть, мерзнуть, возвращать, лежать, поить, прочистить, корчить, уведомить, положить, есть (кушать), ехать, лечь, зажарить, вытереться, беспокоиться, омывать.

Образуйте от следующих глаголов форму 2 лица единственного числа повелительного наклонения. Распределите образованные глаголы на две группы: а) с формообразующим суффиксом -и-; б) с нулевым формообразующим суффиксом.

1)бояться 2) мчать 3) бросать 4) прогуляться 5) стоять 6) выбирать 7) выбрать 8) катиться 9)кидать 10) ссориться 11) умыть 12) сушить 13)рисовать 14) увеличить

Найдите глаголы, которые не имеют форм повелительного наклонения, объясните это грамматическое явление. От остальных глаголов образуйте форму 2-го лица единственного числа повелительного наклонения.

Быть, везти, взглянуть, видеть, возить, выгладить, выкрасить, вымазать, глядеть, гнить, ехать, закупорить, лазить, лакомиться, лечь, мерить, морщить, мочь, напасть, напоить, ползать, ползти, положить, рассказать, рассказывать, ржаветь, слышать.

Образуйте от следующих глаголов все возможные формы повелительного наклонения, выделите формообразующие аффиксы. Определите значения разных форм повелительного наклонения.

1) отвечать 2) пилить 3) сдерживать 4) обосновать 5) лечь 6) летать 7) лить 8) вставать 9) морщить 10) выглянуть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: