Грамматический строй речи

НАСЕКОМЫЕ

Лексический строй речи.

Задачи работы:

Обогащение словаря:

(5-6 ЛЕТ)

Существительные: насекомые, бабочка, жук, б.коровка, кокон, муравей, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель.

Прилагательные: вредный, полезный, майский.

Глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать.

(6-7 ЛЕТ)

Существительные: стрекоза, кузнечик, водомерка, крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка.

Прилагательные: маленький, хрупкий, прозрачный, тонкий, опасный.

Глаголы: летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать.

https://www.youtube.com/watch?v=bC7uAUInaOQ

https://www.youtube.com/watch?v=2rkB_75NZJg

https://www.youtube.com/watch?v=YqV2MupNGsU

https://www.youtube.com/watch?v=MQD7fSTBlGg

https://www.youtube.com/watch?v=6LTcYgO8DkI

https://www.youtube.com/watch?v=F9rC3L_y9zo

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями насекомых. Закрепить в словаре обобщающее понятие «насекомые». Попросить показать части тела насекомых (голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки).

· Объяснить ребенку понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук), рассказать, чем питаются хищные насекомые (насекомыми, личинками насекомых). Рассказать, чем питаются другие насекомые: пчелы, бабочки — нектаром цветов; мухи, тараканы — остатками пищи человека.

· Рассказать о том, какую пользу приносят насекомые:

—людям: пчелы дают мед, воск;

—лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опы­ляют растения;

—животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

—Рассказать о том, какой вред наносят насекомые:

—людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;

—лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья расте­ний;

—животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

* Не зверь, не птица, а нос как спица. (комар)

* Много мастеров срубили избу без углов. (Муравей)

* Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (бабочка)

* Осенью в щель забьется, а весной проснется. (муха)

У нее четыре крыла,                             Очень маленький на вид,

Тело тонкое, словно стрела,               Надоедливо звенит,

И большие, большие глаза.              Прилетает вновь и вновь,

Называют ее...(стрекоза).                Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)

 

3. Д/и «Чего не бывает?»

Послушай предложения, расскажи, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?

Муравей живет в улье.                              Паук собирает нектар с цветов.

Бабочка стрекочет.                                    Муха плетет паутину.

Комар ловит птиц.                                     Шмели строят муравейник.

 

Грамматический строй речи.

1. «Скажи одним словом»

 

 

2. Д/и «Назови ласково»

Паук — паучок      Комар —...      Таракан —...    Пчела —...

Стрекоза —...          Жук —...          Муха —...

3. Упражнение «Подскажи словечко».

Ваня рассматривал в лупу свою коллекцию насекомых. И оказалось, что:

У стрекозы не глаза, а глазищи. У муравья не ножки, а.... У таракана не усы, а.... У бабочки не крыло, а...

Под лупой божья коровка выглядела не маленьким жучком, а огромным жучищем; таракан —..., а паук —....

 

4. Д/и «Чьи лапки, чья голова?»

Составь предложения по образцу.

Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

У пчелы —... лапки,... голова.                    У комара — лапки,... голова.

У таракана —... лапки,... голова.               У паука —... лапки,... голова.

5. Д/и «Чья тень?» (муравьиная тень…)

 

 

6. Д/у «Считай и называй».

Соедини линиями насекомых одного вида с круж­ками соответствующего цвета. Посчитай насекомых (запиши в кружок цифру или обозначь количество точками).


 

 

     

 

7. Доскажи предложение.




Связная речь.

1. Ответь на вопросы и проверь себя:

— Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)

— Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)

— О чем говорит птицам красная спинка божьей коров­ки? (что жучок несъедобный,)

— Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи.)

— Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цве­ты? (Пчелы, шмели, бабочки.)

— Почему возле водоемов много комаров? (Комары от­кладывают личинки в воду, чтобы продолжить свой комариный род)

— Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (Разносят инфекции.)

 

2. Д/у «Составь предложения»

Рассмотри картинки и составь предложения. Образец: Паутина висит между веток.

3. Д/у «Приключения муравья».

Слушай предложения и вставляй по ходу пропущенные слова-картинки (текст читает взрослый).

 

 

4. Посмотри на картинку. Назови всех насекомых. Из какой сказки они пришли? Пере­скажи эту сказку по памяти.

 

5. Опиши бабочку по плану так, чтобы получился рассказ о ней:

название, внешнее строение, окраска, как передвигается, какие звуки издает, где живет, пользу или вред приносит.

6. Пересказ.

Бабочка

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

 

· Ответить на вопросы:

— Какое было время года?

— От кого пряталась бабочка?

— Что помогло ей спастись?

— Как можно назвать бабочку? (находчивой)

 

· Пересказать рассказ.

· Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг...)

· Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка...)

 

7. Пересказ.

Светлячок Светик

Н. В. Нищева

Светлячок Светик жил в маленьком домике, который был спрятан под корнями старого дуба. Днем Светлячок спал, а ночью снимал с крючка волшебный фонарик, который зажигался, как только наступала темнота, чистил его кусочком сосновой коры и выходил на дежурство. Так делают все его братья-светлячки – по ночам они следят за порядком в лесу. Вот и сегодня, как только стемнело, Светик взял свой волшебный фонарик, выбрался из домика и залез на старый еловый пень. О устроился на краю пня, поставил рядом фонарик и стал ждать, не понадобится ли кому-нибудь его помощь.

В лесу было тихо. Яркие звезды сияли в темном небе, и казалось, елки задевают их своими верхушками. Вдруг рядом раздалось уханье совы, и огромная тень пронеслась над еловым пнем. Светик схватил фонарик и высоко поднял его. К пню прижимался маленький испуганный зайчонок. Сова снова ухнула и бросилась на него. Светлячок тут же поднес фонарик к ее глазам. Сова недовольно забормотала и скрылась в лесу. Совы видят только в темноте, поэтому свет даже такого маленького фонарика невыносим для их глаз. Спасенный зайчонок прыгнул в густые заросли орешника – и был таков.

А Светик снова уселся на пне, чтобы продолжать наблюдение. Тут он услышал фырканье и быстрый топот – это ежик возвращался домой с ночной охоты. Пришлось осветить дорогу ночному гуляке.

Затем рядом с пнем раздался жалкий писк и взволнованный щебет. Светлячок снова поднял свой фонарик и увидел, что в траве сидит маленький щегленок, а над ним тревожно вьются его родители. Сонный маленький птенец выпал из гнезда, и щегол с щеглихой показывали ему, как нужно взмахивать крыльями, чтобы взлететь к гнезду. Все время, пока птицы возились с малышом, Светик высоко держал свой фонарик, чтобы родители не потеряли в темноте своего птенца. И вот, наконец, щегленок был в гнезде, и птицы успокоились, а в лесу снова установилась тишина.

«Вот теперь можно и отдохнуть», – подумал Светик и вытер капельки пота со лба. Но не тут-то было. До конца своего ночного дежурства светлячок выручил мотылька, который запутался в густой паутине, осветил дорогу мышке, убегавшей от лисы, помог найти дорогу заблудившемуся муравью.

Как только первые лучи солнца пробились через густые ветки елей, волшебный фонарик погас, и светлячок Светик покинул свой пост. Он отправился спать, чтобы ночью снова выйти на дежурство и помогать всем, кто нуждается в свете его маленького волшебного фонарика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: