Задание: выполнить рисунок натюрморта в тоне (2 урока)
18.05.20 – передача основных светотеневых отношений
25.05.20 – детализация и обобщение.
Прежде чем перейти к светотональной проработке форм, нужно ещё раз проверить пропорции, построение и перспективу. Исправив все ошибки, внимательно изучите тональные отношения в натюрморте. Определите самое светлое и самое тёмное место в натуре, а также направление света и плановость, т.е. что расположено ближе всего к вам, и как всё удаляется. Всё это влияет на тональное решение рисунка.
После этого наметьте светотень на предметах: места собственных и падающих теней, основные блики на переломных местах, при необходимости – рефлексы (на очень гладких поверхностях).
Первый этап работы в тоне, как вы помните – передача основных светотеневых отношений. Нужно проложить теневые участки на всех предметах: собственные и падающие тени, а затем переходить к полутеням и светам. Нельзя вести работу частями, прорабатывая полностью какой-либо предмет. Нужно выявлять форму постепенно и равномерно по всему рисунку, постоянно проверяя по натуре светотеневые отношения. При такой системе работы рисунок всё время сохраняет цельность.
|
|
Для того чтобы передать плановость натюрморта, лучше начать штриховать с теней первого плана, постепенно продвигаясь вглубь и ослабляя контрасты. На этом этапе работы не нужно также стремиться набрать тон предметов, а наоборот, находить большие светотеневые отношения, общий объём, как если бы все предметы были белыми и матовыми.
Разработка фона – вертикальной и горизонтальной плоскостей, должна вестись параллельно с постепенным выявлением формы предметов и по отношению к ним. Фон лучше начинать рядом с предметами. Такое одновременное решение предметов и фона позволит передать их взаимосвязь, изобразить предметы погружёнными в окружающее их пространство.
На данном этапе работы должно появиться всё сразу: весь натюрморт, включая фон, не детализируя, но выявляя главное – большую форму предметов и пространство.
За этот этап также отдельная оценка. Поэтому не забудьте сфотографировать и прислать работу.
Рассмотрите образцы поэтапного ведения рисунка. Обратите внимание, на каждом этапе натюрморт выглядит цельно и завершённо.
Следующий этап – детальная проработка натюрморта.
Он заключается в моделировании формы каждого предмета или лепке светотенью формы. По прежнему, не следует вести работу в отрыве от остальных предметов и фона. Начинать детализировать нужно в той же последовательности, т.е. с первого плана. Здесь можно проработать всё наиболее внимательно, подробно, тщательно. На переднем плане необходимо также усилить контрасты между светом и тенью, а на дальнем ослабить. Это способствует передаче глубины изображаемого пространства.
|
|
На этом этапе также нужно постепенно набирать и тон предметов, т.е. показывать, какие из них темнее, а какие светлее. При этом важно,чтобы не пропал общий объём предмета и контрастность первого плана. Для этого даже в тёмных первоплановых предметах нужно преувеличивать немного свет, оставляя его светлее, чем в натуре.
Моделируя форму предмета, всё более должна проявляться его материальность. Могут появляться блики и рефлексы.
Хотелось бы напомнить и о направлении и характере штриха. Он ложится по форме предмета. Чем сложнее поварачивается форма, тем сложнее поворачивается и штрих. На крупных предметах штриховка может быть шире, а на маленьких – мельче. На дальнем плане не нужно оставлять слишком больших промежутков между штрихами, т.к. это зрительно приближает объект. Тон всегда нужно набирать постепенно, послойно, поворачивая штрихи под небольшим углом, так, чтобы даже в самом тёмном месте просвечивала бумага. Нельзя излишне давить на карандаш, тем самым вдавливая штрихи в бумагу и разрушая её структуру. Штрихи ложаться вскользь по листу. Нельзя размазывать шрихи, чтобы не было грязи.
На горизонтальной плоскости не нужно располагать штрихи вертикально, это выворачивает плоскость (как на рисунке с бананами – в нижнем правом углу). На этом рисуке хорошо видно, как передана глубина пространства, воздушная перспектива: на первом плане контрасты и тон усилены, а на дальнем смягчены.
|
Завершающий этап рисунка – обобщение.
Нужно проверить общее состояние рисунка, где все детали должны быть подчинены целому, а тон в рисунке приведён в общую соподчинённость всех тонов. При детальной проработке иногда возникает дробность рисунка. Чтобы устранить её нужно лёгкими штрихами обобщить мелкие подробности, подчёркивая общие крупные формы предметов. Например, какой-то рефлекс может оказаться слишком светлым или, наоборот, затемнённым и пропасть. Детали дальнего плана могут быть проработаны в одинаковой степени с передним планом. В этом случае дальний план нужно ослабить, увести, или усилить передний план, в зависимости от общего тонального состояния рисунка.
Таким образом, нужно смотреть на весь рисунок в целом. Можно чаще смотреть на работу издалека или, наоборот, отставлять мольберт к натуре и сравнивать изображение с постановкой. Необходимо всё исправить и довести рисунок до определённой завершённости.
В данном рисунке натюрморта, как раз, можно наблюдать недостаток последнего этапа. Тщательно и с одинаковой контрастностью проработан и передний и дальний план. Нужно было ослабить контрасты в складках драпировки на заднем плане и обобщить блюдо.
Натюрморт нужно полностью закончить к 25 мая.