Культура Древней Руси

Быт, культура и нравы восточных славян. ДоIX века хазары владели Киевом и частью Южной Руси. С Византией связь, по всей видимости, изначально носила мирный торговый характер. Славяне торговали с греками мехами, медом и т.д.Летописец Нестор в XII веке писал, что наиболее развитыми и цивилизованными среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции находились на весьма высоком уровне.

До периода правления Ольги русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием язычества. В культуре языческой Руси трудно найти хазарские, скандинавские и другие мотивы, что позволило М.В. Ломоносову считать культуру Руси самобытной. Влияние варягов действительно было крайне незначительным. Хазары также практически не оставили следа в духовной и материальной культуре Древней Руси.

Об языческих верованиях наших предков известно очень мало. Варяги поклонялись пантеону богов во главе с Перуном. Также существовал культ предков – родов или щуров. Жреческого слоя не было, зато были волхвы, гадатели, колдуны, кудесники.

Русские историки Н. М. Карамзин и И. Е. Забелин опровергают мнение историка-германофила А. Л. Шлецера о примитивности материальной культуры славян в языческие времена. Доказательство тому – арконскийхрам(на острове Аркона), по выражению Карамзина, «весьма искусно сложенный». Киев и другие русские центры были украшены деревянными идолами, уничтоженными при князе ВладимиреI. Каменного строительства языческая Русь не знала, но существовали земляные и деревянные крепостные сооружения.Языческая Русь имела свою письменность, затем вытесненную кириллицей. Текст договора князя Олега с греками 911 года был составлен на двух языках – славянском и греческом.

Христианское просвещение на Руси. После Крещения Руси начался новый этап в развитии древнерусской культуры, которая стала руководствоваться византийскими образцами и правилами.

Монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали новую славянскую письменность – кириллицу. По этой азбуке распространялось просвещение на Руси. При Владимире Святом и Ярославе Мудром появились первые школы при церквах, дворах епископских или заводимые князьями за свой счет.Школа, заведенная Ярославом в Киеве, имела 300 учеников и давала знания для церковной и государственной службы. Существуют сведения, что в этих школах учили греческому языку. Знание иностранных языков считалось замечательным умением для знатных людей. Отец Владимира Мономаха знал пять языков, и Мономах с гордостью призывал брать с него пример.

Монастыри учили не только вере, но и «Книжному почитанию». В монастырях процветала грамотность, и образовывались целые библиотеки. Книги, принесенные на Русь вместе с Крещением, представляли собой болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги. Переводная литература была представлена произведениями раннехристианских отцов церкви: Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Под влиянием болгарской создавалась и собственно русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.

Жития представляли собой жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов и светских людей, заслуживших причисление к лику святых. Из первых дошедших до нас житий наибольшую известность имеют «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского».

Русское летописание зародилось под влиянием византийских летописей. Автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» (начало XII века) был Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря. По сложившейся традиции авторство летописи обычно приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору. Возможно, Сильвестр только переписывал и дополнял более древний текст летописи. «Повесть временных лет» охватывает события древнейшей мировой истории, говорит о началах Русской земли и ведет хронологическое описание ее истории с 862 по 1110 годы. Благодаря этому памятнику древнерусской литературы мы имеем сведения о нашей древней истории.Борьбу русского народа с кочевниками-половцами отражает историко-художественное произведение «Слово о полку Игореве» (конецXII века).

Поучения, написанные деятелями церкви, охватывали вопросы религиозного воспитания. Кроме поучений, принадлежавших духовным лицам, до нас дошло Поучение, написанное Владимиром Мономахом для детей своих; Поучение Мономаха описывает обязанности человека вообще и обязанности князя, религиозные, семейные и общественные обязанности. Мономах завещал детям опекать больных, нищих, вдов и сирот, быть милостивым к противнику. Христианская вера, безусловно, возвысила и общий уровень архитектуры, по выражению С.Ф. Платонова, совершив переворот в области пластического искусства.Первым возведенным храмом стала Десятинная церковь в Киеве (989). При Ярославе Мудром были созданы каменные храмы, строившиеся по византийским образцам: киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главнейших городах Руси. Архитектурное дело в XI веке достигло в Киеве значительного развития.Искусство этого периода носит название русско-византийского. Первыми мастерами изобразительного искусства были греки. Затем появились и русские мастера. Храмы украшались богатыми мозаиками, фресками и иконами. В городах процветало ювелирное дело и производство эмали.

ЛЕКЦИЯ 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII–XIII ВЕКАХ

В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

2.1. Феодальная раздробленность на Руси:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: