Воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыки»

Из опыта работы концертмейстера

Образцовой шоу-группы «Поющие Звёзды»

МОУ лицея «МОК №2» г. Джанкой

Гаврилович Елены Станиславовны

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом». (С. Михалков)

 

Проблема нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Чувство патриотизма. Доступно ли оно маленьким детям? Исходя из опыта работы по патриотическому воспитанию, можно дать утвердительный ответ: школьникам младшего школьного возраста, доступно чувство любви к родному дому, семье, к родному селу, культурному прошлому своего народа, родной земле, уважительное отношение к традициям и праздникам, историческим событиям. Для реализации задач патриотического воспитания младших школьников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем шоу-группе «Поющие Звёзды» через организацию интегрированных занятий, праздников, развлечений, творческих встреч, включающие в себя музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой.

Сегодня в современном обществе идет становление новой системы образования, направленной на реализацию ФГОС ДО. В связи с этим, мною были намечены ориентиры по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, с использованием материалов регионального компонента:

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; малой Родине

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

-уважительное отношение к традициям и культуре других народов;

- соблюдение исторической преемственности поколений;

- разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей;

- тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях – это три важнейших направления в воспитательной работе педагогов. Они неразрывно связаны между собой. Младший школьник– фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у детей. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствуют нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его личности.     

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Воспитание патриотизма на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, благородство. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

В воспитательно – образовательной работе по музыкальному развитию детей предусмотрены различные виды деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на д. м. и. В своей работе я использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт; дети учатся общаться, знакомятся с малыми жанрами народного творчества, приобщаются к народным традициям. Последовательное ознакомление младших школьников  с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа, в результате у них развивается интерес и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное моральное воздействие на сознание детей.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с детьми, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Широко использую в работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений. Разнообразие мелодий обогащает знания детей, развивает творчество, фантазию. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности детей младшего школьного звена. Приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

В раннем детстве зарождается любовь к Родине. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери» Ю. А. Яковлев. Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это школа с ее педагогами и одноклассниками. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. «С чего начинается Родина?» Да, наверное «с той песни», а еще с того знакомого места с детства, где мы родились, где мы играли, бегали, гуляли. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Крепко любит ее народ. Нравственно – патриотическое воспитание – это и знакомство с малой Родиной. Среди просторов нашей большой страны есть родное село, где ты живешь, где твоя родная земля, где твой дом. И где бы мы ни были, куда бы ни ездили, всегда будем вспоминать свое родное село: «Ах, как красивы наши степи. И как прекрасен в них народ. И как крепки родные цепи, что привязали здесь наш род.Джанкой, мой город, ты мне Москвы милей и краше, прекрасней Рима самого, здесь отчий дом, здесь корни наши!»

слайд 3 «Люблю тебя, мой Джанкой»

Ежегодно в сентябре мы отмечаем день города Джанкой. Вместе с детьми и педагогами, руководителям кружков мы совершаем экскурсии к памятным местам нашего города, бываем в школьном музее, где дети внимательно рассматривают представленные экспонаты, знакомятся с достопримечательностями города, своими впечатлениями дети делятся с родителями, бабушками и дедушками, братишками и сестренками. Разучиваем песни, стихи о родном крае, знакомимся с бытом и обычаями наших предков, проводим встречи с замечательными людьми нашего города. Воспитанию любви и уважения к малой Родине способствуют праздничные утренники и вечера – развлечений, которые проводятся в городе и школе.

слайд 4 «Аллея Славы»

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно, воспитанием любви к родной природе, можно развивать патриотическое чувство младших школьников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Стараясь воспитать у детей любовь к природе, ко всему живому, мы используем различные формы работы. Среди них занятия: тематические, комплексные, интегрированные. Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя.

В  шоу-группе «Поющие Звёзды» проводится множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником или развлечением.

Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитники Отечества». Эта тема любима детям. Героизм, мужество, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны детям, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Песни военной тематики легко запоминаются детьми, в основном они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми защитниками нашей Родины.

слайд 5 «Меткий стрелок»

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Здесь мы раскрываем величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. На музыкальных занятиях знакомим детей с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. На празднике, посвященном Дню Победы дети «по – настоящему» играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения. Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии к памятным местам, к Мемориалу, где чтим память героев – земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, возлагаем цветы к вечному огню.

слайд 6 «Встреча с участником Великой Отечественной войны»

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника – прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Взрослые и дети вместе играют на музыкальных инструментах, участвуют в играх аттракционах. Дети дарят подарки мамам, бабушкам, изготовленные своими руками. Помимо этого, в городе стало традицией отмечать День Матери, который проводится в ноябре.

слайд 7 «Цветы для мамы»

В своей работе по нравственно – патриотическому воспитанию детей особое внимание уделяю взаимодействию с родителями. Внедряю активные формы работы с семьей: анкетирование по данной теме, вовлечение родителей в образовательный процесс. В уголке для родителей постоянно обновляется раздел по музыкальному развитию детей, где даются советы по организации музыкального воспитания в семье, проводятся консультации для родителей по интересующим их вопросам в области музыкального развития. Регулярно проводятся мероприятия, в которых активное участие принимают и дети, и родители, что, безусловно сплачивает родителей с детьми, позволяет детям гордиться своими папами и мамами.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания и развития, связь семьи и школы дали положительные результаты в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: