Внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

Погружение в проблему: 

Дайте толкование понятиям «коммуникация»,«общение»

 

Коммуникация — это обмен информацией, ее смысловым значением между людьми; Средства сообщения и связи, информационные контакты; Это передача информации от одного человека к другому, способ доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

 

Общение — взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности

 

Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определя-

ющей весь процесс коммуникации, является установка на комму-

никативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

    В торым по значимости можно назвать принцип целесообраз-

ности, который проявляется на всех уровнях общения.

    Принцип гармоничности общения предусматривает гармо-

низацию как целей общения, так и средств достижения этих целей

на всех уровнях речи.

    Принцип структурирования пронизывает все общение:

как на уровне выделения из потока общения определенных комму-

никативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации

и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются

С речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким обра-

Зом этот совет философа соотносится с принципом гармо-

Ничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится

С этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы

Считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому,

что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит

на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его право-

ту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто

видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться

они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей

не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том,

что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

 ( Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент.

Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

Ответ (в форме тезисов):

1. Совет Б. Паскаля тесно связан с принципом гармоничности общения. Умение слышать своего собеседника,быть тактичным, достигать взаимопонимания в общем диалоге – важные составляющие этого принципа. А осознание и принятие того, что кто-то видит мир по другому,не так как вы, помогает сделать общение искренним и уважительным. Гармоничность заключается в том,чтобы доказать правоту, не обидев своего собеседника.

 

2. Нарушая этические и коммуникативные нормы достичь гармонизации общения не получится. Следовательно совет Б. Паскаля направлен на вежливое, бесконфликтное общение, что соотносится с этическими и коммуникативными нормами.

3. Совет Б.Паскаля актуален и в наши дни, потому что показать собеседнику другую сторону вопроса очень мудрое решение. Потому что можно решить вопрос спокойно, никого не обидев.

 Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логич-

Ности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи

И при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным

внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную

структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений,

при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли

к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст

должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы,

главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

6.Текст не должен содержать рассуждения не по теме (рассуждения не должны уводить на другую тему).

7.В тексте должны использоваться слова, термины, предложения которые будут понятны собеседнику.

8.Порядок слов в тексте должен быть правильным.

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении  принято назы-

вать коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

К ним могут относиться:

-погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

-у слушателя могут возникнуть собственные психологические

барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физи-

ческим состоянием, из-за которых он теряет способность адекват-

но воспринимать речь;

-иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отно-

шениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обуслов-

лены ощущением известности и/или излишней легкости (трудно-

сти) воспринимаемой информации.

    Для тех людей, у которых приоритетным является зритель-

ный канал получения информации, трудности понимания могут

быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

 

Проблемные  вопросы:

1.Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров?С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Я считаю, что оба коммуниканта должны стараться предупредить барьеры. Человек, который передает информацию, должен подавать ее в том виде, в котором она будет наиболее доступна. Человек, который принимает информацию, должен приложить усилия для ее восприятия и усвоения. Собеседники должны быть заинтересованы в общении, внимательно слушать друг друга и быть готовыми задать вопросы или ответить на них.

Еще барьеры могут возникать из-за разницы мировоззрений или менталитетов собеседников. Что является нормой для одного человека, может быть совершенно неприемлемо для другого. В таком случае важно найти компромисс.

Чаще всего я сталкиваюсь с таким барьером общения, как плохое  усвоении материала, когда человек просто читает доклад.   Наиболее хорошим решением становятся доклады, во время которых читающий воспроизводит информацию с заранее подготовленных источников информации (планшет, презентации, видео/фото материалы) которые дают разнообразие и вызывают интерес.

 

 2. Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: