История источника (источники самого источника)

Мировоззрение Томаса Манна складывается в эпоху смены культурных оснований, и основными здесь становятся черты классической культуры Просвещения и культуры немецкого романтизма. В культурной парадигме романтизма особенная роль отводилась категории музыки и музыкального. Затем эти идеи, проходя через философию А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, через теоретические воззрения Рихарда Вагнера, через философию конца века, оказывают влияние на Томаса Манна. Таким образом, метафизический подход Т. Манна к музыке был направлен его культурными предшественниками, и в частности, традицией ХIХ века пересмотра взаимоотношений различных искусств, традиции, полагавшей музыку высшей формой искусства (в которой Р. Вагнер был ведущим представителем). И именно поэтому Манн выбирает музыку образцом и парадигмой культуры в своем «романе эпохи».

Особую роль здесь в создании романа «Доктор Фаустус» играет используемая Т. Манном так называемая «техника монтажа», в которой материал действительности и предыдущей литературной и культурной традиции трансформируется, подчиняясь замыслу автора. В дальнейшем эта тенденция получает развитие в литературной теории и практике постмодернизма. В этом смысле «технику монтажа» можно сопоставить с идеями Р. Барта[15] об изменениях, связанных с фактором, определяемым как «смерть автора». Изменяется временная перспектива – изжита идея линейности, в которой автор предшествует тексту. У автора нет бытия до и вне текста. Плюс к этому – ныне текст являет собой многомерное пространство, составленное из цитат, отсылающих ко многим источникам. Нет элемента текста, что мог быть порожден «лично» автором: скриптор лишь черпает буквы из безмерного словаря культуры.

В романе «Доктор Фаустус» Манн использует автобиографический материал, события жизни и творчества Ф. Ницше, Г. Вольфа, И. Стравинского, А. Шенберга, У. Шекспира, Теодора Адорно (его «Философия новой музыки» стала одной из теоретических основ музыковедческой критики Манна). Адорно исследует динамику классической парадигмы культуры (и музыкального дискурса, в частности). Суть философской интерпретации музыки Адорно состоит в том, что она рассматривается как некие бессознательно шифруемые социальные импульсы, отражающие исторический момент и сказывающиеся в форме, которую художник мыслит и которая заставляет его себя мыслить. Развитие общества и современную ситуацию Адорно видит как постоянно прогрессирующую рациональность, что ведет к созданию «организованного общества» с его массовой культурой, девальвирующей все наиболее значимые ценности. Это общество, лишенное формы и образца, ибо все ценности обесценены. И мир перестает быть целым, становясь процессом как не собираемым воедино движением. Процесс коммуникации здесь обрывочен и фрагментарен.

В трагедию Адриана Леверкюна вплетена трагедия Ф. Ницше, в повествовании достаточно подробно излагается теория додекафонии (12-тоновой музыкальной системы А. Шенберга); широко цитируются шекспировские сюжеты, материал Народной книги о Фаусте (1587г.). Легенда о Докторе Фаусте лежит в основе сюжета романа Томаса Манна. Фигура Фауста на протяжении нескольких веков после Реформации становилась всё более символической, пока ее окончательно не возвеличил Гете, который первым в своем варианте легенды выовал Фауста из когтей дьявола, и знаменитый культуролог ХХ века О. Шпенглер назвал всю послереформационную кулдьтуру фаустианской. Фауст был фигурой альтернативной средневековому Христу, так как он олицетворял собой секуляризацию общественной и индивидуальной жизни, он стал символом Нового времени.

.

Таким образом, роман Томаса Манна «Доктор Фаустус» может быть использован как источник для изучения культуры первой половины ХХ века, тех смысловых изменений, что происходили в европейской культурной парадигме в это время. Он использует музыку в качестве парадигмы культуры, проецируя на нее все те проблемы языкового существования, решить которые «в языке» в силу своего «классического» склада и отсутствия необходимых форм и средств не представлялось возможным.

Источники и литература.

1. Манн Т. Доктор Фаустус. М. 1993.

2. Манн Т. Собр. соч. в 10-ти тт., т. 9. М. 1960.

3. Источниковедение: История. Теория. Метод. Источники российской истории -

http://avorhist.narod.ru/publish/istved0.html

4. Барт Р. Нулевая степень письма. // Семиотика. Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М 1994.

6. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

7. Лиотар Ж. Ф. Заметка о смысле «пост». // Иностраннаая литература, 1994, №1.

8. Рассел Д. Б. Мефистофель. Дьявол в современном мире. СПб. 2002.

9. Руднев В. Словарь культуры ХХ века. М. 1997

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: