Текст 3. О чувстве ответственности

И. А. Ильин (1883—1954) — русский философ, изгнанный большевиками из России в 1922 г., умер за границей.

Как это просто, ясно и бесспорно: человеку подобает жить... действиями и соответственно отвечать за эти действия... Так созерцал; так возлюбил; так выбрал; так совершил; и потому признаю это деяние моим деянием... и принимаю на себя ответственность за совершенное, признаю свою ошибку за ошибку, свое «заранее обдуманное намерение» признаю за таковое, — и вина моя, и заслуга (если она есть) моя, и последствия мною совершенного я готов нести и за них отвечать. Неспособный к этому не может считать себя ни деятелем, ни человеком с характером, ни морально зрелой личностью, ни творцом культуры, ни воспитателем, ни врачом, ни священником, ни солдатом, ни судьей, ни политиком, ни гражданином. Он есть робкий обыватель, трус, карьерист или ловчила. Он сам себе не доверяет; а потому и ему не следует доверять. В старой Руси про таких людей говорили: «бегун и хороняка».

Ильин И. А. Путь к очевидности. — М., 1993. — С. 305.

Вопросы и задания: 1. Сформулируйте основную мысль отрывка. 2. Подберите синоним (слово, совпадающее или близкое по смыслу) к слову «действие»; подберите антоним (слово, противоположное по смыслу) к этому же слову. Как вы думаете, что имеет в виду автор, когда утверждает, что человеку подобает жить действиями? Как еще человек может проявить себя в жизни? 3. Найдите в тексте слова, отражающие отношение автора к человеку безответственному. Подумайте, почему такому человеку отводится столь низкое положение в общественной жизни и почему такие люди вызывают презрительное отношение окружающих.

Тема 31. ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ

Текст 1. Нравственность в поступках

И. С. Кон — современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль... играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»...

Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях...

Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989. — С. 205, 209.

Вопросы и задания: 1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может раскрываться только в поступках? 2. Объясните, какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции. 3. Моральный выбор — это всегда определенный индивидуальный поступок. На основании текста параграфа учебника постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека.

Текст 2.Нравственная жизнь и удовольствие

М. А. Антонович (1835—1918) — русский философ

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»... Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить...

Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели1, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.

Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии. — Ч. 2. — М., 1991. — С. 41—43.

Вопросы и задания: 1. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представления о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распространены. Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо, — ничтожество». 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: