Текст 1. Человек — творец себя

И. Кант (1724—1804) — немецкий философ

Нравственное воспитание состоит прежде всего в формировании характера...

Характер — это одновременно и наличие твердых намерений осуществить что-либо, и при этом способность реализовать намеченные планы, как говорит Гораций, вот что такое настоящий характер! Например, коли я уже пообещал что-либо кому-нибудь, я должен сдержать слово даже и в том случае, если бы мне это было и во вред. Человек, который решил что-нибудь сделать и не делает этого, не может более доверять самому себе; например, если кто-нибудь решит всегда вставать рано, чтобы заниматься, или что-нибудь сделать, или совершить прогулку, и станет затем весной отговариваться тем, что поутру еще холодно и что это может ему принести вред, летом же, что поутру так хорошо спится, а сон ему так приятен, и так будет откладывать задуманное со дня на день, то в конце концов он более не станет верить самому себе.

Сказанное не относится к намерениям, противоречащим нравственности. Когда характер проявляет дурной человек, это уже называется закоренелым упрямством, и его твердость в осуществлении замыслов достойна лучшего применения...

Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения...

Юноше следует указать также:

на необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;

на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;

на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что, совершая его, я тем самым исполняю мой долг;

на необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы — граждане мира...

на необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.

Кант И. О педагогике // Цит. по: Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — М., 1989. — С. 151—153, 154—155.

Вопросы и задания: 1. Как автор определяет характер? Почему он считает формирование характера основой воспитания нравственности? 2. Сопоставьте содержание данных фрагментов с текстом параграфа учебника. Какие черты, характеризующие нравственную воспитанность, отмечены и в приведенном тексте, и в учебнике? Чем текст дополняет материал параграфа? 3. В каком случае, по мнению автора, человек не может доверять сам себе? Приведите примеры, подтверждающие это мнение. 4. Как вы понимаете слова: «Человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя»?

Текст 2. Когда начинается совершеннолетняя жизнь

(Письмо сыну)

А. И. Герцен (1812—1870) — русский писатель, философ

Я твоим письмом, как оно ни грустно, — очень доволен. Ты, наконец, дошел до недовольства собой — это первый шаг для выхода из праздной неопределенности, у тебя начинается страх перед будущим и почти раскаяние в прошедшем. Если ты серьезно вызовешь силу воли, если ты имеешь то, что называется характер — ты начнешь совершеннолетнюю жизнь. Ученым или артистом, политическим человеком или чем хочешь — но человеком, твердо идущим, на твердых нравственных основах — гласным, а не согласным.

Герцен А. И. А. А. Герцену // Сочинения. — М., 1958. — Т. 9. — С. 477.

Вопросы и задания: 1. Какая идея объединяет тексты 1 и 2? 2. Почему недовольство собой можно считать важным нравственным достижением? 3. Поясните, что означают слова А. И. Герцена о том, что человек, имеющий «твердые нравственные основы», является «гласным, а не согласным».

Текст 3. Человек «способен совершенствоваться»

Т. И. Ойзерман — современный философ, академик Российской академии наук

Нельзя принуждать к добродетели. Нравственность предполагает свободу выбора.

Несправедливость следует рассматривать не как нечто привходящее, вторичное, порожденное произволом, злонамеренностью отдельных лиц и групп, а как фундаментальный факт общественной жизни, истории человечества. Борьба с несправедливостью — столь же фундаментальный факт, источник наилучшего в человеке.

Невозможно не грешить. Человек несовершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма.

Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смотреть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избегать самого себя.

Ойзерман Т. И. Мысли, афоризмы // Вопросы философии. — 1990. — № 10. — С. 156—157.

Вопросы и задания: 1. Без признания каких истин, по мнению автора, не может быть подлинного гуманизма? 2. Как вы понимаете утверждение: «Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смотреть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избегать самого себя»? В каком тексте вы уже встречались с подобной идеей? 3. Что является источником наилучшего в человеке? Как на этот вопрос отвечает автор текста и как ответили бы вы?

Текст 4. Нравственность и свобода

К. Д. Ушинский (1824—1870/71) — русский педагог

Нравственность и свобода — два такие явления, которые необходимо условливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть, если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие.

Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения. — М., 1988. — Т. 2. — С. 48.

Вопросы и задания: 1. Какое действие автор называет нравственным? 2. Какими являются действия, совершенные по чужой воле, из-за страха или животной страсти? 3. В каком тексте вы встречали подобное ви́дение связи нравственности и свободы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: