Текст 1. Обязательства государств
в области социальных прав
Международный пакт об экономических, социальных
и культурных правах (1966 г.)
(Извлечение)
Статья 9
Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование.
Статья 10
3. Особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по признаку семейного происхождения или по иному признаку. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для их жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом...
Статья 11
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии...
Статья 12
1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Международные акты о правах человека. — М., 2000. — С. 46—47.
Вопросы и задания: 1. Привлекая материалы параграфа «Всеобщая декларация прав человека» учебного пособия, поясните, в чем отличие Пакта как юридического документа от Декларации. 2. Какова связь между Всеобщей декларацией прав человека и приведенными статьями Международного пакта? Ответ поясните. 3. Как связаны между собой статья 10 Пакта и Декларация прав ребенка? Аргументируйте свой ответ. 4. Какие обязательства в области социальных прав взяли на себя государства, подписавшие Международный пакт? 5. Известно, что Россия — правопреемница СССР, подписавшего Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Приведите факты о реализации в нашей стране социальных прав. В чем вы видите трудности и недостатки в их осуществлении?
Текст 2. Социальная политика
российского государства
П. Г. Гончаров — современный российский ученый
Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, инвалидность, безработица, несчастный случай и т. п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и т. д.; в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т. д....
В порядке стимулирования деятельности государственных и негосударственных организаций по третьему и особенно второму из перечисленных направлений требуется законодательное предоставление финансовых льгот для ее осуществления. В настоящее время (по сравнению с западными странами) любая благотворительная деятельность, в том числе деятельность всевозможных общественных фондов, с финансовой точки зрения совершенно бессмысленна.
К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов...
Гончаров П. Г. Социальное государство: Сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. — М., 2000. — № 2. — С. 32.
Вопросы и задания: 1. Как связаны между собой тексты 1 и 2? 2. Что нового по сравнению с материалом учебника вы узнали о социальной политике российского государства? 3. Раскройте основные направления системы социального обеспечения граждан. Объясните, почему она названа «гибкой». Какие шаги предприняты в последнее время по ее созданию? Используйте в ответе материал учебника. 4. Сопоставьте точку зрения автора фрагмента с точкой зрения авторов учебника по вопросу о благотворительности в современной России и определите, в чем их различие. Каково ваше мнение по данному вопросу? Свой ответ поясните. 5. Опираясь на приведенный фрагмент и материал учебника, объясните, что такое социальное государство. В чем его гуманизм?