на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от склонностей ребёнка. Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах. Не игнорируйте и занятия лечебной физкультурой в школе, если доктор считает их необходимыми. Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3 -4прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа: чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице.
После утренней зарядки ребёнка ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой. Необходим и ежедневный душ в послеобеденное время, особенно в жаркое время года. Добавив к этому посещение бассейна 2-3 раза в неделю, мы полностью реализуем потребность ребёнка.
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не разрешайте детям во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак ребёнок получит в школе. Он должен составлять 10 - 15% суточной калорийности. Обед - 40%, ужин - 20 25%. Последний должен быть более легким, чем завтрак. Это могут быть каша, творог, кефир, а также овощи и фрукты.
Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.
Оптимальным временем для приготовления уроков служит период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания и направлено на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку.
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). Весьма полезны занятия в кружках по интересам. Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.
После ужина наступило время прогулки перед сном.
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон.
Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты - 18°С. У значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач, поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.
Примерный режим дня школьника:
· Подъем 7.00.
· Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
· Утренний завтрак 7.30-7.50.
· Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.20.
· Занятия в школе 8.30-12.30.
· Горячий завтрак в школе около 11 ч.
· Дорога из школы или прогулка после занятий в школе12.30-13.00.
· Обед 13.00-13.30.
· Послеобеденный отдых или сон13.30-14.30
· Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе 14.30-16.00.
· Полдник 16.00-16.15.
· Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
· Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
· Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) 19.00-20.00.
· Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание) 20.00-20.30.
· Сон 20.30-7.00.
Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше.
Закрепляющий материал
1. Изучите учебный материал и ответьте на следующие вопросы:
а) Соблюдаете ли Вы режим дня? Почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Совпадает ли Ваш режим дня с рекомендованным режимом? Если нет, почему? _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Какие компоненты режима Вам не удается выполнять? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 40 - 41. Вредные привычки
Курить – здоровью вредить
Курение табака (Рисунок 41) – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая иногда к серьезным нарушениям здоровья. | Рисунок 41. Вредные привычки |
| Рисунок 42. Наркомания |
Похожее действие оказывают также некоторые лекарственные препараты, не отнесенные к разряду наркотических. Злоупотребление ими можно называть лекарствоманией. Все применяемые одурманивающие вещества (как настоящие наркотики, так и другие препараты растительного происхождения или получаемые химическим путем) — сильные яды, т.е. токсины, поэтому стремление к одурманивающему состоянию с помощью ненаркотических веществ следовало бы называть, как уже принято, токсикоманией.Поскольку слова «наркомания», «наркотики», «наркоманы» широко распространены, то можно пользоваться ими, идет ли речь о токсикомании или наркомании. Это тем более оправдано, что подлинная наркомания среди молодежи встречается редко, ибо настоящие наркотики дороги и труднодоступны. Молодые люди, пристрастившиеся к наркотическому дурману, обычно употребляют более доступные вещества или же готовят кустарным способом разные наркотические препараты из мака.Не имеет существенного значения, как называть эту беду — привычкой или болезненным пристрастием к наркотикам, хотя вредную привычку победить все- таки легче, нежели болезненное пристрастие. Привычка. В этом случае человек, хотя и ощущает сильное желание принять наркотик, не испытывает еще непреодолимой физической потребности в наркотическом дурмане. Ему еще не надо увеличивать дозу принимаемого наркотического вещества. Привычка к наркотическому дурману через некоторое время перерождается в болезненное влечение, пристрастие. Это уже далеко зашедшее состояние, когда не прекращается сильная потребность в приеме наркотических веществ, вызванная психической и физической зависимостью от них, возникает необходимость постоянно увеличивать дозы, отравляя организм судьбе. Наркотический дурман. Все наркотические вещества вызывают одурманивающее состояние. Затем постоянно нарастающий наркотический голод, свидетельствующий о возникновении зависимости; по мере употребления наркотиков прогрессирует физическое и психическое истощение организма, которое в итоге ведет к преждевременной смерти. Наркотическая зависимость. Обычно у человека уже после нескольких приемов наркотических веществ развивается сильное, неодолимое влечение к одурманивающему состоянию, называемое психической зависимостью от наркотиков.Есть и иная, значительно более глубокая зависимость, называемая физической. Заключается она в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, вследствие этого возникает привыкание, и наркотики становятся необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.После образования физической зависимости отсутствие наркотиков вызывает у человека так называемый абстинентный синдром (синдром отмены). Наркоман вынужден систематически принимать наркотики и увеличивать их дозу, чтобы вызвать состояние дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастающие раздражительность, нервозность, трудности в сосредоточении внимания, утомляемость. Появляется сильное беспокойство, постепенно страх становится невыносимым, ведет к отчаянию, чувству безнадежности, а нередко — к мысли о самоубийстве.Таковы симптомы начала психической и физической зависимости человека от наркотиков. Именно тогда он и становится их рабом. Последствия. Употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана. Отравление организма становится причиной болезни внутренних органов, особенно печени и почек. Дополнительные осложнения происходят от внутривенных инъекций наркотиков грязными иглами и шприцами. У наркоманов часто встречаются гнойные поражения кожи, тромбозы, воспаление вен, а также разные инфекционные заболевания, например гепатит.
Давайте бороться за то, чтобы наше поколение, чтобы наши дети и внуки жили в здоровой стране, ведь что может быть дороже, чем здоровье. И никакие деньги не спасут, никакие удовольствия не станут радовать, если мы будет испытывать постоянные проблемы со своим здоровьем
Закрепляющий материал






