Дж.Верди Опера «Риголетто»
Риголе́тто (итал. Rigoletto) — опера в трёх актах Джузеппе Верди, написанная в 1850—1851 годах.
Опера была задумана по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется» (1832). Пьеса была запрещена цензурой как подрывающая авторитет королевского двора. Итальянское либретто было написано Франческо Мария Пьяве, сотрудничавшим с Джузеппе Верди много лет. По требованию цензуры исторический король был заменён неким герцогом, а безобразный шут Трибуле — Риголетто. Поначалу шута предполагалось сделать традиционным оперным красавцем.
Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в Фениче, Венеция.
Краткое содержание «Риголетто»
Действие оперы начинается на балу у Герцога, где Риголетто надсмехается над придворными, исполняя свою роль шута. Внезапно появляется граф Монтероне, который пришел отомстить любвеобильному Герцогу за свою дочь и проклинает его, а вместе с ним и шута Риголетто. Если Герцог этому не придал значения, то шут испугался и начал видеть в этом причину всех трагедий.
|
|
У Риголетто есть красавица дочка Джильда, которая живет далеко в глухом предместье. Он старался всячески уберечь ее от бед, но не учел главного врага – герцога Мануанского, который переодевшись бедным студентом, охмуряет ее и сам признается в любви. Тем временем придворные, пожелав отомстить злому и язвительному Риголетто, выкрали ночью его дочку и доставили в покои к Герцогу. Желая отомстить, отчаявшийся шут нанимает убийцу Спарафучиле, чтобы тот разделался с любвеобильным предателем. Но и тут Герцог оказывается хитрее, он влюбляет в себя сестру наемника Маддалену, сам признается ей в чувствах и она уговаривает брата не совершать убийство.
Спарафучиле договаривается с сестрой убить того, кто первый постучится в дверь. Подслушавшая их разговор Джильда решает пожертвовать собой, лишь бы спасти своего любимого и направляется к убийце. Разыгрывается страшная буря, во время которой и случается ужасная трагедия. Довольный Риголетто спешит в покои, чтобы насладиться местью и находит там труп своей дочери Джильды.
Вступление оперы «Риголетто»
Звучит в тональности C-moll. Трагическая тема вступления. Тема проклятья. Повторение на одной ноте характерно для партии Монтерона. 2-я тема с секундовой стонущей интонацией. Завершается репризой.
1-е действие.
1-я картина. Бал в доме герцога. В центре картины — баллада герцога. «Та иль эта, я не разбираю…». As-dur. Баллада Герцога содержит в себе законченный номер и куплетную форму. В первой картине слышны народные итальянские танцы Менуэт и Ригодон. Гости танцуют. Вдруг появляется Монтерона все поражены. Вокальная партия его основана на одной ноте (на лейтмотиве проклятья). Риголетто издевается над ним. В оркестре звучит кривлянья шута. Он говорит: «Доверие вы наше не оправдали…» Велика роль оркестра в нем слышны разные ритмические фигуры. В ответ Монтерон говорит: «Вновь оскорбление! Обиды страшной я не забуду…». Монтерон проклял герцога и Риголетто. Далее звучит хор придворных: «Старик полоумный, как смел ты явиться?» Постепенно атмосфера бала проясняется, и люди забывают об этом происшествии.
2-я картина. Дуэт Риголетто и Спарафучиле. Мрачное вступление — лейтмотив проклятья. Атмосфера ночи выражена в оркестре. Риголетто один. Он вспоминает проклятье: «Навек тем старцем проклят я». Звучит лейтмотив проклятья. Далее разговор c Спарафучиле. Весь этот разговор построин на речитативе. Разговор звучит на фоне оркестровой темы, где выразительно солирует виолончель. Далее сцена и дуэт.
Дуэт с Джильдой имеет 4 раздела:
|
|
· 1 (C-dur) — радостный,
· 2 (As-dur) — поёт Риголетто, распевная тема,
· 3 (As-moll) — взволнованный,
· 4 (Es-dur) — Риголетто просит служанку беречь Джильду. Музыка благородная, распевная.
Далее дуэт Джильды и герцога — основная тема проходит в B-dur. Это — любовный дуэт. Далее ария Джильды, которая характеризует её как бесхитростную, наивную, очаровательную девушку. E-dur. Финал 1-го действия. Переговоры придворных и Риголетто. Мрачноватый. Во время похищения звучит хор придворных: «Тише, тише». Завершает 1-е действие лейтмотив проклятья.
2-е действие.
Открывается тревожным вступлением. Далее ария герцога в тональности Ges-dur. Появляются придворные (хор), которые сообщают о похищении Джильды.
Сцена и ария Риголетто (№ 12) открывается песенкой Риголетто, внешне остаётся характеристика Риголетто в музыке слышна шутка и изломанная мелодия.
В арии Риголетто несколько разделов:
· 1-й раздел. C-moll. Обвиняет герцога и его окружение. Большую роль играет оркестр. «Куртизаны, исчадье порока.»
· 2-й раздел. F-moll. Униженно просит придворных.
· 3-й раздел. Des-dur. Широкая распевная тема.
Сцена и дуэт Джильды и Риголетто. Рассказ Джильды. Печальная музыка, окончания фраз как вздохи. Дуэт Джильды и Риголетто. Есть раздел (Des-dur), который напоминает 3-й раздел арии Риголетто. Последний раздел — высокий пафос, быстрый.
3-е действие.
Вся сцена полна романтических преувеличений. Для сгущения атмосферы мрака Верди вводит мужской хор за сценой, который изображает завывание ветра. Яркий контраст этой атмосфере — весёлая песенка герцога, который приходит в дом Спарафучиле к Маддалене. Риголетто приводит Джильду, чтобы она увидела измену герцога. Образуется квартет: герцог, Маддалена, Джильда и Риголетто. Яркий пример контрастного ансамбля, где каждый музыкальный герой получает свою музыкальную характеристику, контрастную другим.
Квартет. Des-dur. Начинает герцог. Обращается к Маддалене. Ему отвечает Маддалена. Она кокетничает. У Джильды интонации со вздохами. У Риголетто фразы полны мрачной злобы. Риголетто отсылает дочь домой, откуда, переодевшись в мужской костюм, Джильда должна уехать в Верону. Сам же Риголетто подзывает Спарафучиле и просит последнего убить герцога, вручая ему задаток. Начинается гроза. Герцог остаётся в таверне Спарафучиле, который готовится его убить. Но Маддалене понравился красивый юноша и она просит брата пощадить герцога «Наш гость, и красивый, и ласковый». Спарафучиле колеблется, ведь он получил деньги и должен выполнить обещание. Но появляется Джильда в мужском костюме. Она слышит разговор Спарафучиле и Маддалены, как Спарафучиле в конце концов решается убить вместо герцога первого, кто постучится к ним до полуночи, и решается пожертвовать собой ради герцога. Гроза стихает. Приходит Риголетто. Спарафучиле отдаёт ему мешок якобы с телом убитого герцога. Риголетто торжествует, но вдалеке снова слышит голос герцога, поющий «Сердце красавиц…». Открыв мешок, Риголетто видит умирающую Джильду. Из последних чувств Джильда просит отца простить герцога и её. Убитый горем Риголетто восклицает: «Ах! Вот где старца проклятье!».
|
|
Действующие лица
Персонаж | Голос |
Герцог Мантуанский | Тенор |
Риголетто | Баритон |
Джильда | Сопрано |
Спарафучиле | Бас |
Маддалена | Контральто |
Джованна | Меццо-сопрано |
Граф Монтероне | Баритон |
Кавалер Марулло | Баритон |
Маттео Борса | Тенор |
Граф Чепрано | Бас |
Графиня Чепрано | Меццо-сопрано |
Офицер | Тенор |
Паж герцогини | Меццо-сопрано |
Кавалеры, дамы, пажи, слуги |
Вопросы для самоконтроля. Ответить письменно:
1.Указать год создания оперы?
2. Какая пьеса Виктора Гюго легла в основу оперы «Риголетта»?
3. Кем было написано либретто к опере?
4 Где и когда состоялась премьера оперы «Риголетта»?
5. Какие два танца звучат в 1 действии в 1 картине?
6. Каким лейтмотивом заканчивается 1 действие?
7. Сколько разделов в арии Риголетто?
8.Сколько действий в опере?