Источники, регулирующие предпринимательские отношения

Под источниками права понимаются формы выражения во вне норм права. Эти формы различны в разных правовых системах. Так, в англо-саксонской правовой системе в качестве источника права наряду с законом широко используется также судебный прецедент европейской, тогда как континентальной системе права главным источником права является закон. Россия относится к континентальной системе права, поэтому основным источником в нашей стране является закон.

Следует отметить, что в нашей стране распространено понятие законодательства, включающего не только законы в собственном смысле, но и указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты субъектов РФ, ведомственные нормативные акты. В таком смысле понимается и хозяйственное законодательство как источник хозяйственного права. Хозяйственное законодательство является основным источником хозяйственного права. Если хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм по регулированию хозяйственных (предпринимательских) отношений, то хозяйственное законодательство — это совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Хозяйственное законодательство постоянно развивается. Становление и развитие предпринимательства требует разработки и юридического закрепления новых форм ведения хозяйственной деятельности. В то же время, некоторые принципиальные положения нормативного правового регулирования хозяйственной деятельности остаются неизменными.

Актом высшей юридической силы является закон. Основным законом является Конституция РФ, которая определяет основные принципиальные положения, относящиеся ко всем отраслям права. Все законы должны соответствовать Конституции РФ, а в случае несоответствия могут быть обжалованы в Конституционный Суд РФ. В случае признания Конституционным Судом РФ закона не соответствующим Конституции РФ, закон или его отдельные положения утрачивают силу. Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием РФ в соответствии с процедурой, установленной Конституцией РФ. В ней выделяется особый вид законов — конституционные законы, прямо предусмотренные в Конституции РФ. Они принимаются квалифицированным большинством голосов и имеют более высокую юридическую силу, чем другие законы, которые не должны противоречить конституционным законам. Почти все законы в области правового регулирования предпринимательской деятельности являются обычными, а не конституционными.

Далее в иерархии источников права следует назвать кодексы. Частноправовые нормы хозяйственного права регулируются Гражданским кодексом РФ. Принятие первой и второй части ГК РФ позволило улучшить частноправовое регулирование предпринимательской деятельности. ГК РФ охватывает своим регулированием предпринимательские и товарные отношения. Кроме этого, в ряде случаев в ГК РФ определяются внутрихозяйственные и внутрифирменные отношения. В данном документе содержится большое количество норм, регулирующих предпринимательство, в том числе понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее осуществления, правовой режим имущества предпринимателей, предпринимательские договоры. ГК РФ также содержит отдельные нормы публично-правового характера. Кроме гражданского кодекса РФ, нормы, касающиеся регулирования предпринимательской деятельности, содержатся также в Налоговом кодексе РФ[10], Кодекс об административных правонарушениях РФ[11] и других.

Предпринимательская (хозяйственная) деятельность регулируется многочисленными законами. Так, правовое положение хозяйствующих субъектов определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах»[12], Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»[13], Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[14], многими другими законами и иными нормативными актами.

Предпринимательский кодекс в России отсутствует, хотя в начале 90-х годов была предусмотрена необходимость его разработки. Проект предпринимательского кодекса был разработан Институтом государства и права РАН совместно с другими организациями, но принят не был.

Помимо законов, существуют и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права. Такие нормативные акты должны соответствовать законам, не противоречить им. Поэтому они и называются обычно подзаконными актами. Среди них особенно значимы указы Президента РФ. Роль президентских указов в регулировании предпринимательской деятельности весьма велика, в этой области было издано большое количество указов, особенно на начальном этапе развития рыночной экономики. Чрезмерное расширение указного законодательства объективно приводило к принижению роли закона. В настоящее время президентские указы, регулирующие предпринимательскую деятельность, издаются гораздо реже. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Следующий вид нормативных актов, используемых для регулирования предпринимательской деятельности, − постановления Правительства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 115 Конституции РФ они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и президентских указов. Согласно ч. 3 той же статьи Конституции РФ в случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства РФ указанным нормативным актам они могут быть отменены Президентом РФ. В условиях плановой экономики постановления Правительства РФ составляли основную массу нормативных актов хозяйственного законодательства. В настоящее время главная роль в регулировании хозяйственной деятельности принадлежит законам.

Немалое значение в регулировании предпринимательской деятельности имеют и ведомственные нормативные акты, например, акты Минэкономразвития России. Ведомственные нормативные акты издаются в пределах полномочий соответствующих органов во исполнение законов, президентских указов и правительственных постановлений. Количество ведомственных нормативных актов весьма велико. Обилие ведомственных нормативных актов создает неудобства для хозяйствующих субъектов и нередко приводит к ограничению их прав. Подобные акты приобретают юридическую силу только после их регистрации и официального опубликования. Запрещается издание ведомственных нормативных актов в виде писем и телеграмм.

Для регулирования хозяйственной деятельности используются также локальные нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями (коммерческими организациями). К числу актов, утверждаемых учредителями, относятся, например, уставы предприятий. Устав предприятия, будучи его учредительным документом, определяет порядок организации и деятельности данного хозяйствующего субъекта. В принимаемых предприятиями локальных нормативных актах устанавливаются права и обязанности их подразделений, регулируются внутрихозяйственные (внутрикорпоративные) отношения.

Большая часть нормативных актов хозяйственного законодательства имеет общий характер, относится к регулированию всех видов предпринимательской деятельности, всех хозяйствующих субъектов. Однако наряду с актами общего характера имеются и специальные нормативные акты, акты специального регулирования хозяйственной деятельности. Они относятся не ко всем, а лишь к отдельным субъектам хозяйственного права, к определенным видам хозяйственной деятельности. В качестве примера такого акта можно назвать Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации»[15], распространяющийся только на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей. Несмотря на значительный объем хозяйственного законодательства, некоторые вопросы хозяйственной деятельности в нем до сих пор не урегулированы. Для того чтобы облегчить решение практических вопросов, установлен порядок применения в подобных случаях законодательства СССР, не противоречащего новому российскому законодательству. Наряду с общим установлением возможности применения законодательства СССР на территории России относительно гражданского законодательства об этом говорится в законах о введении в действие ч. 1 и 2 ГК РФ. Разумеется, по мере развития законодательства РФ применение законодательства СССР утрачивает значение.

Радикальному улучшению законодательства помогает его кодификация. Как отмечено выше, кодификация гражданского законодательства помогла упорядочению частноправового регулирования предпринимательской деятельности, но не затронула публично-правового регулирования экономики. Иными словами, отсутствует системный подход, обеспечивающий единство частноправовых и публично-правовых начал в регулировании хозяйственной деятельности. Несмотря на попытки разработки единого системообразующего закона — предпринимательского кодекса, эта проблема до сих пор не решена.

Наряду с нормативными правовыми актами имеются и другие источники хозяйственного права. К ним, в частности, относятся обычаи делового оборота, т.е. обычное право, регулирующее предпринимательскую деятельность. Обычаями делового оборота признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Под обычаем делового оборота понимается не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правило поведения. Обычай делового оборота может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота применяются с целью восполнения пробелов законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы нашей страны являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Двусторонние и многосторонние международные договоры, в которых участвует Россия, содержащие нормы, относящиеся к регулированию предпринимательской деятельности, являются источниками хозяйственного права нашей страны. Примером может служить Венская Конвенция ООН от 11 апреля 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров». Нормы хозяйственного права содержатся в некоторых международных договорах, заключенных в рамках СНГ.

В нашей стране, как и в других государствах европейской континентальной (романо-германской) системы права, судебное решение не признается источником права. Однако иногда высказывается мнение, что источником права могут быть признаны постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ о порядке рассмотрения определенных категорий дел. В таких постановлениях даются руководящие указания судам о порядке рассмотрения соответствующих споров, однако они содержат не новые нормы права, а положения о порядке применения действующего законодательства, принимаемые в целях обеспечения его единообразного толкования и применения в судебной практике. Хотя такие постановления высших судебных инстанций имеют весьма важное значение, источником права они не являются.

 

 


[1] Гражданский кодекс (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301, Гражданский кодекс (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

[2] Предпринимательское право: учеб. пособие / под ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. Ростов н/Дону, 2001, С. 15.

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // РГ. 1993. 25 дек. № 237.

[4] Федеральный закон от 8 августа 2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3430.

[5] Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 700.

[6] Закон РСФСР от 22 марта 1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1991. № 16. ст. 499.

[7] Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3434.

[8] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 № 331 «Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе //  СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3032.

[9] Федеральный закон от 17 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426.

[10] Часть 1. Федеральный закон от 31 июля 1998 3 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. Часть 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

[11] Федеральный закон от 30 декабря 2001 // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1) Ст. 1.

[12] Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1

[13] Федеральный закон от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

[14] Федеральный закон от 14 ноября 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

[15] Федеральный закон от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: