Показатели рентабельности

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Для группы 1104 ком

Преподаватель: Слизовская ТА

 

ТЕМА «Финансовые результаты деятельности организации»

Рассматриваемые вопросы:

1. Прибыль как обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации).

2. Доходы предприятия

3. Распределение прибыли и пути её увеличения

4. Рентабельность и основные направления её повышения

 

1. Прибыль – конечный результат предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между ценой продукции и её себестоимостью, а в целом по предприятию между выручкой от реализации продукции и себестоимостью.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход предприятия и выполняет следующие функции:

1. показатель эффективности деятельности организации;

2. является основным источником развития предприятия и содержания социальной сферы и выполняет стимулирующую функцию;

3. является источником дохода бюджета разных уровней.

Таким образом, прибыль представляет основной фактор его экономического и социального развития.

В соответствии с бухгалтерской отчётностью в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» определены следующие виды прибыли:

1. валовая прибыль (У);

2. прибыль (у) от продаж;

3. балансовые прибыли (у) или прибыль (у) до налогообложения;

4. чистая прибыль.

Валовая прибыль - это разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимости продукции без периодических расходов (коммерческие и управленческие). В случае если в учётной политике (прибыль от продаж) не принято выделять управленческие расходы, то она включается в себестоимость.

Прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и коммерческими расходами по сбыту и управлению общехозяйственными расходами.

Балансовая прибыль – включает в себя прибыль от продаж ± оперативные доходы (расходы) ± внереализационные доходы и расходы.

Чистая прибыль – это балансовая прибыль – сумма налога на прибыль, рентные платежи, налог на экспорт и импорт ± чрезвычайные доходы и расходы – налоги и сборы.

2. Доходы предприятия (организации) – это поступление, увеличение экономической выгоды в следствии увеличения денежных средств или иного имущества или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов участников.

Существуют следующие виды доходов организации:

1. Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции). Поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

2. Операционные доходы, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, поступления за предоставленную заработную плату, активы, права интеллектуальной собственности, поступление от продажи основных средств.

3. Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, поступление в возмещение убытков, причиненных организациями. Прибыль прошлых лет, признанных в отчётном году, сумма кредитных задолженностей, по которым истёк срок исковой давности. Также курсовая разница и прочие внереализованные доходы.

4. Чрезвычайные доходы. Поступления, возникающие как последствие чрезвычайных обстоятельств и стоимость материальных ценностей, остатки от списания.

Распределение прибыли

Распределение прибыли осуществляется следующими способами:

1. Формирование фондов – это:

а) на формирование резервного фонда;

б) на выплату доходов учредителей, участников;

в) на создание фондов целевого назначения накопления, потребления, социальной сферы.

Нераспределенная часть прибыли присоединяется к уставному капиталу.

2. Фонд накопления – это:

а) на расширение производства;

б) на погашение долгосрочных ссуд и проценты по ним;

в) прирост собственных оборотных средств;

г) финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ;

д) строительство и эксплуатация объектов социально-культурного и бытового назначения.

К фонду накопления прибавляется амортизация.

3. Фонд потребления – это:

а) оказание материальной помощи;

б) вознаграждение по итогам работы за год;

в) единовременные вознаграждения за особо важные задания;

г) выплата дивидендов, акций, установление дополнительных трудовых и социальных льгот + средства на оплату труда.

Факторы повышения прибыли

1. Внешний фактор увеличения прибыли: коньюктура рынка (составляется на сегодняшний день), уровень цен на потребляемые ресурсы, система налогообложения.

2. Внутренние факторы: уровень НТП, уровень организации производства, конкурентоспособность продукции.

Пути увеличения прибыли:

1. Увеличение объёма выпуска продукции.

2. Повышение качества.

3. Снижение себестоимости.

4. Сдача в аренду, продажа излишнего оборудования.

5. Диверсификация производства (многоотраслевое производство).

Показатели рентабельности

Прибыль характеризует результат деятельности предприятия, эффект. Для оценки эффективности работы используют показатели рентабельности.
Рентабельность — это отношение прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине используемых экономических ресурсов, вложенному капиталу. Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю; расчет проводят по данным за определенный период (год, квартал).
Рентабельность характеризует прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, финансовой), прибыльность производства отдельных видов продукции, услуг. Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в ценообразовании, в инвестиционной политике.
Основные показатели рентабельности:
1. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 руб.
полной себестоимости реализованной продукции, и определяется не только по всему объему, но и по каждому виду продукции.
В отдельных случаях (в зависимости от цели анализа) рентабельность продукции может быть определена на основе валовой прибыли и производственной себестоимости продукции. Рентабельность продукции учитывается в процессе ценообразования.
2. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке (доходе от реализации
продукции).
3. Рентабельность совокупных расходов — отношение суммы прибыли до налогообложения к общей сумме расходов предприятия (расходы по обычной деятельности и прочие расходы). Это обобщающий показатель эффективности расходов предприятия.
4. Рентабельность производственной деятельности — отношение прибыли от продаж к среднегодовой сумме основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственной деятельности.
5. Рентабельность активов (вложенного капитала) — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме активов (вложенного капитала) предприятия за определенный период. Это важный показатель, позволяющий оценить эффективность всех видов деятельности предприятия в совокупности.
6. Рентабельность оборотных активов отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме оборотных активов предприятия за определенный период. Этот
показатель отражает эффективность использования оборотных средств и тесно связан с их оборачиваемостью. Для оценки рентабельности оборотных средств в операционной (производственной) деятельности следует использовать прибыль от продаж и среднюю сумму оборотных средств, функционирующих в производственной деятельности предприятия.
7. Рентабельность основных средств отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме основных средств предприятия за определенный период. Рост
этого показателя связан с повышением фондоотдачи.
8. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к средней сумме собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель характеризует эффективность использования средств собственников предприятия. Собственники предприятия могут сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения своих средств в другие виды бизнеса.

 





















double arrow
Сейчас читают про: