ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
Для группы 1104 ком
Преподаватель: Слизовская ТА
ТЕМА «Финансовые результаты деятельности организации»
Рассматриваемые вопросы:
1. Прибыль как обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации).
2. Доходы предприятия
3. Распределение прибыли и пути её увеличения
4. Рентабельность и основные направления её повышения
1. Прибыль – конечный результат предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между ценой продукции и её себестоимостью, а в целом по предприятию между выручкой от реализации продукции и себестоимостью.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход предприятия и выполняет следующие функции:
1. показатель эффективности деятельности организации;
2. является основным источником развития предприятия и содержания социальной сферы и выполняет стимулирующую функцию;
3. является источником дохода бюджета разных уровней.
Таким образом, прибыль представляет основной фактор его экономического и социального развития.
В соответствии с бухгалтерской отчётностью в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» определены следующие виды прибыли:
1. валовая прибыль (У);
2. прибыль (у) от продаж;
3. балансовые прибыли (у) или прибыль (у) до налогообложения;
4. чистая прибыль.
Валовая прибыль - это разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимости продукции без периодических расходов (коммерческие и управленческие). В случае если в учётной политике (прибыль от продаж) не принято выделять управленческие расходы, то она включается в себестоимость.
Прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и коммерческими расходами по сбыту и управлению общехозяйственными расходами.
Балансовая прибыль – включает в себя прибыль от продаж ± оперативные доходы (расходы) ± внереализационные доходы и расходы.
Чистая прибыль – это балансовая прибыль – сумма налога на прибыль, рентные платежи, налог на экспорт и импорт ± чрезвычайные доходы и расходы – налоги и сборы.
2. Доходы предприятия (организации) – это поступление, увеличение экономической выгоды в следствии увеличения денежных средств или иного имущества или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации за исключением вкладов участников.
Существуют следующие виды доходов организации:
1. Доходы от обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции). Поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.
2. Операционные доходы, проценты и дивиденды к получению, арендная плата, поступления за предоставленную заработную плату, активы, права интеллектуальной собственности, поступление от продажи основных средств.
3. Внереализационные доходы – штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, поступление в возмещение убытков, причиненных организациями. Прибыль прошлых лет, признанных в отчётном году, сумма кредитных задолженностей, по которым истёк срок исковой давности. Также курсовая разница и прочие внереализованные доходы.
4. Чрезвычайные доходы. Поступления, возникающие как последствие чрезвычайных обстоятельств и стоимость материальных ценностей, остатки от списания.
Распределение прибыли
Распределение прибыли осуществляется следующими способами:
1. Формирование фондов – это:
а) на формирование резервного фонда;
б) на выплату доходов учредителей, участников;
в) на создание фондов целевого назначения накопления, потребления, социальной сферы.
Нераспределенная часть прибыли присоединяется к уставному капиталу.
2. Фонд накопления – это:
а) на расширение производства;
б) на погашение долгосрочных ссуд и проценты по ним;
в) прирост собственных оборотных средств;
г) финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ;
д) строительство и эксплуатация объектов социально-культурного и бытового назначения.
К фонду накопления прибавляется амортизация.
3. Фонд потребления – это:
а) оказание материальной помощи;
б) вознаграждение по итогам работы за год;
в) единовременные вознаграждения за особо важные задания;
г) выплата дивидендов, акций, установление дополнительных трудовых и социальных льгот + средства на оплату труда.
Факторы повышения прибыли
1. Внешний фактор увеличения прибыли: коньюктура рынка (составляется на сегодняшний день), уровень цен на потребляемые ресурсы, система налогообложения.
2. Внутренние факторы: уровень НТП, уровень организации производства, конкурентоспособность продукции.
Пути увеличения прибыли:
1. Увеличение объёма выпуска продукции.
2. Повышение качества.
3. Снижение себестоимости.
4. Сдача в аренду, продажа излишнего оборудования.
5. Диверсификация производства (многоотраслевое производство).
Показатели рентабельности
Прибыль характеризует результат деятельности предприятия, эффект. Для оценки эффективности работы используют показатели рентабельности.
Рентабельность — это отношение прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине используемых экономических ресурсов, вложенному капиталу. Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю; расчет проводят по данным за определенный период (год, квартал).
Рентабельность характеризует прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, финансовой), прибыльность производства отдельных видов продукции, услуг. Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в ценообразовании, в инвестиционной политике.
Основные показатели рентабельности:
1. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 руб.
полной себестоимости реализованной продукции, и определяется не только по всему объему, но и по каждому виду продукции.
В отдельных случаях (в зависимости от цели анализа) рентабельность продукции может быть определена на основе валовой прибыли и производственной себестоимости продукции. Рентабельность продукции учитывается в процессе ценообразования.
2. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке (доходе от реализации
продукции).
3. Рентабельность совокупных расходов — отношение суммы прибыли до налогообложения к общей сумме расходов предприятия (расходы по обычной деятельности и прочие расходы). Это обобщающий показатель эффективности расходов предприятия.
4. Рентабельность производственной деятельности — отношение прибыли от продаж к среднегодовой сумме основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственной деятельности.
5. Рентабельность активов (вложенного капитала) — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме активов (вложенного капитала) предприятия за определенный период. Это важный показатель, позволяющий оценить эффективность всех видов деятельности предприятия в совокупности.
6. Рентабельность оборотных активов — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме оборотных активов предприятия за определенный период. Этот
показатель отражает эффективность использования оборотных средств и тесно связан с их оборачиваемостью. Для оценки рентабельности оборотных средств в операционной (производственной) деятельности следует использовать прибыль от продаж и среднюю сумму оборотных средств, функционирующих в производственной деятельности предприятия.
7. Рентабельность основных средств — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме основных средств предприятия за определенный период. Рост
этого показателя связан с повышением фондоотдачи.
8. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к средней сумме собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель характеризует эффективность использования средств собственников предприятия. Собственники предприятия могут сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения своих средств в другие виды бизнеса.






