Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов)

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая информация;

2) учетная информация;

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;

4) политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

 

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительную стадию;

2) стадию разработки бизнес-плана;

3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

4) стадию реализации бизнес-плана.

 

Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

1) отзыв потребителей;

2) продукция, выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации федерального правительства о патентах;

5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

 

4. Бизнес-план: цели, основа, виды, сроки

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

 

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Основа бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

По объему, полноте изложения фактов, документально под­твержденных и научно обоснованных аргументов бизнес-план мо­жет быть трех видов.
Полный бизнес-план, содержащий все расчеты, справки, свиде­тельства, другие материалы (с вариантами и поисковыми рассуж­дениями). Он должен храниться у руководителя предприятия и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц, на­пример инвестору, банкиру.
Достаточный бизнес-план, то есть содержащий все разделы биз­нес-плана (компьютерные версии) по предлагаемому варианту, но не обязательно включающий подробные расчеты по альтернатив­ным вариантам. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия.
Бизнес-план в виде резюме, то есть представляющий собой крат­кие выводы по каждому разделу без обоснования и расчетов (мо­жет быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до четырех страниц текста «советов без решений», играет роль «визитной карточки» или даже рекламы предприятия либо разрабатываемой продукции (проекта, про­граммы, услуги).
         Бизнес-план — один из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план предприятия, он охва­тывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет.

5. Применению компьютерных технологий в бизнес-планировании.

 

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. Наиболее часто в нашей стране применяются пакеты прикладных программ СОМFАR и РRОРSРIN, пакет «Альт-Инвест» и пакет «Рrоjесt Ехреrt». Системы типа «Мiсrоsоft рrоjесt», «Тimt linе» и «Рrimаvеrа» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.

 

Структура данных пакета СОМFАR представлена такими основными блоками, как:

· общие капиталовложения – строительство,

· общие капиталовложения – производство,

· потребность в оборотном капитале,

· источники финансирования,

· таблицы движения денежных средств,

· отчеты о чистой прибыли, проектно-балансовые ведомости.

 

Пакет «Альт-Инвест» реализован с использованием электронных таблиц Мiсrоsоft wоrкs или ЕХСЕL и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (SuреrСаlс4, Lоtus 1-2-3, QUАТТRО Рrо).

 

РRОРSРIN предназначен для:

1) формулирования позиций инвестиционного проекта;

2) исследования последствий изменений выбранных параметров;

3) подготовки возможных сценариев, основанных на различных предположениях относительно перспектив проекта.

 

Пакет «Рrоjесt Ехреrt» – автоматизированная система планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели денежных потоков. В настоящее время пакет распространяется в двух версиях: Рrоjесt Ехреrt fоr Windоws 4.1 (Вusinеss рlаn guidе), предназначенный для планирования и анализа эффективности инвестиций; Рrоjесt Ехреrt fоr Windоws (Вiz рlаnnеr 4.2) – специальная версия для малого и среднего бизнеса.

 

В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета на всех стадиях подготовки бизнес-плана, таких как:

1) формирование бизнес-идеи;

2) исследование товарных рынков;

3) исследование фирменной структуры рынка;

4) изучение потребителей;

5) формирование товарной политики, разработка концепции новых товаров;

6) сервисное обслуживание;

7) формирование гибкой стратегии ценообразования;

8) реализация товаров через Интернет;

9) применение платежных систем Интернета;

10) реклама;

11) связи с общественностью;

12) совершенствование систем внутренних и внешних коммуникаций;

13) реклама бизнес-плана;

14) презентация бизнес-плана;

15) проведение переговоров с партнерами и инвесторами.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: