Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:
1) экономическая информация;
2) учетная информация;
3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки бизнес-плана;
3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадию реализации бизнес-плана.
Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:
1) отзыв потребителей;
2) продукция, выпускаемая конкурентами;
3) мнение работников отдела маркетинга;
4) публикации федерального правительства о патентах;
5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
4. Бизнес-план: цели, основа, виды, сроки
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:
1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;
2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;
3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
Основа бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
По объему, полноте изложения фактов, документально подтвержденных и научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть трех видов.
Полный бизнес-план, содержащий все расчеты, справки, свидетельства, другие материалы (с вариантами и поисковыми рассуждениями). Он должен храниться у руководителя предприятия и предъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц, например инвестору, банкиру.
Достаточный бизнес-план, то есть содержащий все разделы бизнес-плана (компьютерные версии) по предлагаемому варианту, но не обязательно включающий подробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характер относительно перспектив реализации проекта и развития предприятия.
Бизнес-план в виде резюме, то есть представляющий собой краткие выводы по каждому разделу без обоснования и расчетов (может быть приложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной до четырех страниц текста «советов без решений», играет роль «визитной карточки» или даже рекламы предприятия либо разрабатываемой продукции (проекта, программы, услуги).
Бизнес-план — один из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план предприятия, он охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет.
5. Применению компьютерных технологий в бизнес-планировании.
В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. Наиболее часто в нашей стране применяются пакеты прикладных программ СОМFАR и РRОРSРIN, пакет «Альт-Инвест» и пакет «Рrоjесt Ехреrt». Системы типа «Мiсrоsоft рrоjесt», «Тimt linе» и «Рrimаvеrа» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.
Структура данных пакета СОМFАR представлена такими основными блоками, как:
· общие капиталовложения – строительство,
· общие капиталовложения – производство,
· потребность в оборотном капитале,
· источники финансирования,
· таблицы движения денежных средств,
· отчеты о чистой прибыли, проектно-балансовые ведомости.
Пакет «Альт-Инвест» реализован с использованием электронных таблиц Мiсrоsоft wоrкs или ЕХСЕL и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (SuреrСаlс4, Lоtus 1-2-3, QUАТТRО Рrо).
РRОРSРIN предназначен для:
1) формулирования позиций инвестиционного проекта;
2) исследования последствий изменений выбранных параметров;
3) подготовки возможных сценариев, основанных на различных предположениях относительно перспектив проекта.
Пакет «Рrоjесt Ехреrt» – автоматизированная система планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели денежных потоков. В настоящее время пакет распространяется в двух версиях: Рrоjесt Ехреrt fоr Windоws 4.1 (Вusinеss рlаn guidе), предназначенный для планирования и анализа эффективности инвестиций; Рrоjесt Ехреrt fоr Windоws (Вiz рlаnnеr 4.2) – специальная версия для малого и среднего бизнеса.
В практике бизнес-планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета на всех стадиях подготовки бизнес-плана, таких как:
1) формирование бизнес-идеи;
2) исследование товарных рынков;
3) исследование фирменной структуры рынка;
4) изучение потребителей;
5) формирование товарной политики, разработка концепции новых товаров;
6) сервисное обслуживание;
7) формирование гибкой стратегии ценообразования;
8) реализация товаров через Интернет;
9) применение платежных систем Интернета;
10) реклама;
11) связи с общественностью;
12) совершенствование систем внутренних и внешних коммуникаций;
13) реклама бизнес-плана;
14) презентация бизнес-плана;
15) проведение переговоров с партнерами и инвесторами.