Основы физической культуры

Основы самоконтроля

 (информация из открытых источников)

Общие понятия

Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического развития человека.

На основе ЗУН (знаний, умений и навыков) в области «физической культуры» формируется представление о «самоконтроле», которое зависит от отношения к ЗОЖ (Здоровому Образу Жизни), представления о «здоровье» и стремления к упорядоченной Жизни в системе жизнедеятельности - труд, учёба, любимые увлечения.

Основы физической культуры.

Федеральный закон«физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности».

«Физическая культура» – вид культуры, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения ими социальных обязанностей в обществе.

Цели физической культуры (социальный аспект):

– профилактика заболеваний;

– укрепления здоровья;

– поддержание высокой работоспособности;

– воспитание патриотизма;

– военно-прикладная подготовка;

– развитие и укрепление связей в обществе (политика содружества);

– пропаганда физической культуры и спорта;

– ресурсное обеспечение (строительство и содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, спортивной промышленности);

– поддержание внешне экономической деятельности физкультурно-спортивных организаций;

– воспитательно-образовательные – усовершенствование всех способностей человека, всестороннее развитие, трудовое воспитание (умение и желание активно трудится);

– социально-бытовые – создание через физическую культуру здоровой во всех отношениях культурой среды;

– подготовка кадров и создание более совершенного оборудования в целях повышения эффективности физкультурно-оздоровительной направленности и теории физического воспитания.

 

 

«Физика»/греч. taphysika, от physis – природа / - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира. Физика составляет научный фундамент современной техники и её развитие.

ФИЗИКА ЛИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ – ПРИРОДНАЯ РОЛЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.  

Основные задачи:

- научиться понимать свои цели;

- стремится к познанию работы организма;

- учиться (овладевать умениями) управлять своим телом и эмоциями, реализация личных потребностей для развития личности.

  «Культура» – (от латинского cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практике и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

«Культура» – достижение «совершенства» в процессе развития - воспитания, через образование – обучение.

«Культура» – прежде всего опыт материальной и духовной деятельности, выработанный человеком, который может быть усвоен личностью и стать ее достижением.

Одно из основных направлений Физической Культуры - через развитие «физических» качеств раскрыть потенциальные возможности, заложенные многими поколениями членов семьи (рода) в генетическую память и стремящуюся их реализовать в общественной деятельности в виде физического совершенства.

«Физическое совершенство» – исторически сложившееся представление (понятие) о мере здоровья и уровня всесторонней физической подготовленности, которые наиболее оптимально отвечают требованиям трудовой, общественной, военной деятельности и творческому долголетию людей; – достижение оптимального для соответствующего возраста уровня физической подготовленности и физического развития, сохранение полноценного здоровья с целью обеспечения высоко производительной трудовой деятельности.

 Достижение личного физического совершенства является источником дальнейшего совершенствования на психологическом, ментальном, духовном уровнях через наработку определённых универсальных действий, формирование стереотипа двигательного действия – достижение результатов жизнедеятельности максимально эффективно, экономично, благополучно. Обретение естественной потребности человека – «быть счастливым» через освоение основ достижения благополучия – стать здоровым и гармонично развитым как Идеал.

 

Таким образом, «физическая культура» - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке.

«Физическое образование» - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Как и образование в целом, оно является общей и вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности.

«Спорт» - игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.

«Физическая рекреация» (отдых) - использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность.

«Двигательная реабилитация» (восстановление) - целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановительная деятельность.

«Физическая подготовка» - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности. Она может определяться и как вид общей подготовки специалиста (профессионала) или спортсмена (например, физическая подготовка гимнаста).

«Физическое развитие» - процесс изменения форм и функций организма под воздействием естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений. «Физическое развитие» - это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в любой момент времени (размеры тела и его частей, показатели различных качеств, функциональные возможности органов и систем организма).

«Физические упражнения» - движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Это также и метод физического развития человека. Физические упражнения являются основным средством всех видов физической культуры.

 «Физическая и функциональная подготовленность» - результат физической подготовки. Достигнутый уровень «совершенства» в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.

«Психофизическая подготовленность» - осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природы и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и анализу.

«Двигательная активность» - является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

«Профессиональная направленность» физического воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Основы ЗОЖ личности.

 

Понимание личных ценностей формируется в процессе семейного воспитания или через понимание сути «культуры» - воспитание (питание) как основа обеспечения «продуктами» питания в процессе индивидуального развития. Основным регулятором индивидуального роста являются требования семьи – новый член семьи осваивает те способности, которыми владеют родители или ближайшее окружение, что является проекцией образа жизни на подрастающих членов семьи в виде понимания и освоения определённой формы личности с формированием достаточного уровня благополучия – здоровья.  

«Образ жизни» – (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах;

 – это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях;

 - способ, форма и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений. Основными параметрами образа жизни являются труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Под образом жизни понимаются – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определённом типе жизнедеятельности человека и характеризующая его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Образ жизни – зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма.

Образ жизни включает в себя категории: уровень жизни – экономическая категория; качество жизни – социологическая категория; стиль жизни – социально-психологическая категория; уклад жизни – социально-экономическая.

Личность - персона /от лат. persone – маска, роль актера/ индивид в своём человеческом качестве; - этический феномен, представляющий собой содержание, центр и единство актов направленных на другие личности; - он действующий, наделённый волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, правил, настроений – предстаёт соединённым с другими, такими же человеческими индивидами и узнаёт об их манере общения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их настроениям, ценностям в обществе; - через личное понимание долга, ответственности, самопознание, совесть, самооценку, достоинство, убеждение происходит социализация, т.е. закрепление за индивидуумом какого либо места в социуме (сословии), в соответствии уровнем образования.

«ЗОЖ»   Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «Здоровый Образ Жизни» Личности. «ЗОЖ» личности – это понятие объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

«ЗОЖ» - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

ЗОЖ создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия. В понятие ЗОЖ входят следующие понятия:

 -   режим дня;

 - гигиена;

 - рациональное питание;

 - закаливание;

 - чередование труда и отдыха;

 - организация целесообразного режима двигательной активности;

 - физическая культура - занятия физическими упражнениями и спортом;

 - положительные эмоции;

 - отказ от вредных пристрастий (разрушители здоровья);

 - самоконтроль.      

 

Понятия реализуются в элементах ЗОЖ – в узко-биологическом смысле речь идёт о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействию внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

1. Базовые элементы:

 - воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

 - безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

 - отказ от разрушителей здоровья;

 - здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

 - движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учетом возрастных и физиологических особенностей;

 - личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

 - закаливание.

2. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние:

 - эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

 - интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах, позитивное мышление;

 - социальное самочувствие – способность взаимодействовать с другими людьми;

 - духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

 

Режим дня это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека:

 - сон;

 - зарядку;

 - приём пищи;

 - бодрствование;

 - трудовую деятельность;

 - дневной отдых;

 - увлечения;

 - духовное развитие;

 - досуг;

 - гигиенические процедуры.

 

 Гигиена - (от греч. hygieinos - здоровый) - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

«Гигиена» - это соблюдение оптимальных правил жизнедеятельности, выполнение которых обеспечивает протекание биологических процессов без ущерба общему благополучию. Взаимодействие биологических систем; органических и неорганических формаций; особей одного вида, как в сообществах, так и индивидуально.

.   

Рациональное питание - правильное соотношение по энергоёмкости и калорийности принимаемых продуктов питания с нормой пищи.

Питание – удовлетворение первоочередных потребностей в жизненно необходимых веществах, обеспечение организма пластическими и энергетическими материалами: белками, жирами, углеводами, водой, минеральными веществами, витаминами.

 

Закаливание мероприятия по воздействию неблагоприятных природных факторов на организм, для повышения защитных функций организма, устойчивости к неблагоприятным факторам широкого спектра; - процедуры повышающие сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, положительно влияют на сосуды. Эффективность закаливания повышается, если его сочетать с выполнением физических упражнений на свежем воздухе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: