Пройти тестирование на знание опасных и вредных факторов на производстве согласно получаемой профессии (сварщик) и (или) специальности

Группа 26 Машинист локомотива

Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности

 Занятие 16.

Тема2.2: Виды потенциальных опасностей в профессиональной деятельности и в быту.

  Цель: Научить обучающихся правильно понимать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту

Задачи:

Образовательные:

- ознакомить обучающихся с потенциальными опасностями в профессиональной деятельности и вбыту

- формировать у обучающихся умения и навыки постановки и достижения целей;

- повышать интерес к дисциплине безопасность жизнедеятельности.

Развивающие:

- развитие знания основных мер защиты и правил поведения в опасных условиях;

- развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в профессиональной деятельности и повседневной жизни;

- развитие интеллекта и кругозора;

- развитие креативных способностей обучающихся;

Воспитывающие:

-воспитывать чувство бережного отношения к своей жизни и здоровью;

- воспитывать чувство коллективизма.

Форма проведения:  изучение нового материала.

Форма обучения: дистанционная

Методы обучения: Наглядные, беседа

Межпредметные связи: Охрана труда

Средства обучения: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкции по охране труда согласно получаемой профессии (специальности)

 

 

Теоретическая часть

  Профессиональная деятельность человека протекает в условиях определенной производственной среды, которая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать выраженное негативное воздействие на его работоспособность и здоровье. Производственная среда как часть окружающей человека внешней среды складывается из природно-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью. Следует различать вредные и травмирующие факторы производственной среды:

­ Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

­ Травмирующий (опасный) фактор — негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

   Опасные и вредные производственные факторы классифицируются на основании требований ГОСТ 12.0.003—74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация». По природе действия они подразделяются на следующие группы

­ физические,

­  химические,

­ биологические,

­  психофизиологические.

Опасными и вредными физическими факторами являются:

­ движущиеся машины и механизмы (различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы, незащищенные подвижные элементы производственного оборудования - приводные и передаточные механизмы, режущие инструменты, вращающиеся и перемещающиеся приспособления и др.);

­ отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента;

­ электрический ток;

­ повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т. д.

К вредным для здоровья физическим опасностям относятся:

­ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

­  высокие влажность и скорость движения воздуха;

­ повышенные уровни шума, вибраций, ультразвука и различных излучений: тепловых, ионизирующих, инфракрасных и др.;

­ запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

­ недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов;

­ повышенная яркость света и пульсация светового потока.

Химические опасные и вредные производственные воздействия по характеру влияния на организм человека подразделяются на следующие группы:

­ общетоксические, раздражающие, канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутагенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, оксид углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, аэрозоли свинца и др.;

­ токсичные пыли, образующиеся, например, при обработке резанием бериллия, свинцовистых бронз, латуней и некоторых пластмасс. К ним относятся также агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые при соприкосновении могут причинить химические ожоги кожного покрова.

Биологически опасные и вредные производственные факторы включают следующие биологические объекты:

­ патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности;

­ микроорганизмы (растения и животные).

    Помимо вредных и опасных факторов, условия труда определяются производственной обстановкой и характером труда. Психофизиологические опасные и вредные производственные негативные воздействия - это физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.). Характер труда, его организация, взаимоотношения, существующие в трудовых коллективах, и организация рабочих мест в ряде случаев могут также оказывать неблагоприятные воздействия на работоспособность или здоровье человека.

   Воздействия, связанные с повышением или понижением температуры человеческого тела могут приводить к травмам или смерти. К таким воздействиям относятся тепловое излучение, конвекция и прямая теплопередача с кожного покрова или к нему, вдыхание чересчур холодного или горячего воздуха, употребление внутрь слишком холодных или горячих жидкостей либо твердых веществ.

  Воздействия, связанные с внезапными изменениями окружающего воздуха, обусловленными действием воздушных ударных волн, могут приводить к травмам или смерти.

   По данным статистики молодые работники в возрасте от 15 до 29 лет на 50% чаще подвергаются риску получения производственной травмы, чем более опытные работники.

  У молодых работников, по мнению специалистов, высокий уровень травматизма обусловлен недостатком опыта, знаний и компетенции. И даже признавая риски, они подчас не принимают необходимые меры, чтобы избежать несчастного случая.

 

Контрольные вопросы:

1. Чем отличаются опасные факторы от вредных?

2. Влияние психофизиологических негативных воздействий на трудоспособность работника, в чем они заключаются.

 

Практическая часть

А теперь представим что вы находитесь на собеседовании в крупной компании «РЖД» с очень высоким уровнем безопасности и с таким же уровнем оплаты труда. В заключительном пункте я как требовательный работодатель попросил продемонстрировать вашу компетентность со стороны безопасности, а именно:

Пройти тестирование на знание опасных и вредных факторов на производстве согласно получаемой профессии (сварщик) и (или) специальности

Используя изученный материал и инструкцию по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава определить профилактические мероприятия, которые на ваш взгляд значительно снизят потенциальную опасность вредных и травмоопасных факторов на производстве.

 

Тест.

1. Какой производственный фактор может вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства?

а) Вредный фактор.

б) Опасный фактор.

2. На сколько групп подразделяются опасные и вредные производственные факторы по природе действия?

а) Три.

б) Четыре.

в) Пять.

3. Какие вредные вещества нарушают процесс усвоения кислорода?

а) Наркотические.

б) Соматические.

в) Удушающие.

4. Что такое предельно допустимый уровень вредного фактора производства?

а) Уровень воздействия шума, вибрации, излучения и т.д., который не приводит к заболеванию в процессе трудового стажа и в более отдаленное время.

б) Уровень жидкости в сосудах с вредными веществами, которые могут повлиять на здоровье работающих.

5. Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются:

а) все работники;

б) работники, выполняющие работы, связанные с газопламенной обработкой материалов (сварочные работы).

6.  Средства индивидуальной защиты:

а) приобретаются сварщиком лично:

б) выдаются бесплатно;

в) покупаются или изготавливаются сварщиком на выдаваемые для этих целей администрацией средства.

7. Производственный фактор, воздействие которого на сварщика может привести к травме:

а) случайный; в) опасный;

б) вредный; г) закономерный.

8*. Опасные и вредные производственные факторы относятся к физическим:

а) пестициды;        б) повышенная или пониженная влажность воздуха, изделия, заготовки, материалы; в) физические перегрузки;

 г) микроорганизмы; высокие уровни шума и вибрации на рабочем месте

9*. Опасные и вредные производственные факторы относятся к психофизиологическим:

 

а) повышенное или пониженное движение воздуха на рабочем месте;

б) нервно-психические перегрузки, физические перегрузки

в) дезинфекционные средства

г) повышенный уровень вибрации

д) перегрузки анализаторов, монотонность труда

е) эмоциональные стрессы

10. * Перечислить воздействие опасных и вредных факторов при выполнении электросварочных работ:

а) расплавленный метал; б) повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей среды; в) движущиеся машины и механизмы; г) повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека.

 

Эталон ответа:

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ                    

 

Критерии оценок тестирования:

Оценка «отлично» 9-10 правильных ответов или 90-100% из 10 предложенных вопросов;

Оценка «хорошо» 7-8 правильных ответов или 70-89% из 10 предложенных вопросов;

Оценка «удовлетворительно» 5-6 правильных ответов или 50-69% из 10 предложенных вопросов;

Оценка неудовлетворительно» 0-4 правильных ответов или 0-49% из 10 предложенных вопросов.

10. Домашнее задание: фото с таблицей теста и 2 задания отослать в группу в контакте «Группа №26 ЯЦПТО. Дистанционное обучение или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе или на страницу в контакте https://vk.com/id133448493      

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Смирнов А.Т.,Хренников Б.О. Основы безопасность жизнедеятельности 11 класс: Учебник. – М., Просвещение, 2016. – 320 с.

2. Косолапова Н.В., Н.А. Прокопенко., Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие. – М., КНОРУС, 216. – 156 с. (Среднее профессиональное образование).

 

Дополнительные источники:

 1. Микрюков В.Ю., Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – М., КНОРУС, 2017. – 284 с. (Среднее профессиональное образование).

Дополнительные источники:

1. Общевоинские Уставы Вооруженных сил Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Электронный ресурс «Российское образование – Федеральный портал»: http://www.edu.ru

2. Электронный ресурс «Образовательный ресурс по безопасности жизнедеятельности»: http://www.alleng.ru

3. Электронный ресурс «МЧС России»: //www.mchs.gov.ru

4. http://safety-mvu.narod.ru/

5. http://www.bibliofond.ru/

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

7. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: //www.rhbz.ru/

8. Сайт главного управления МЧС России по Новосибирской области: //www.54.mchs.gov.ru/

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: