Состав и функции внутренней среды человека

Работа 5

Задание

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

Ответ необходимо писать в единственном числе, именительном падеже.

 

Пояснение.

К двумембранным органоидам относят ядро, митохондрии и пластиды.

 

 

Ответ: митохондрия|митохондрии

Задание

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровни организации живой природы

 

Уровень Пример
? таёжный лес
клеточный мышечная клетка волка

Пояснение.

Основные уровни организации живой материи:

молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы),

клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки),

органно-тканевой (строение и функции органов),

организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма),

популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения),

биогеоценотический, или экосистемный (межвидовые отношения в сообществах),

биосферный (круговорот веществ в природе).

Таежный лес – это биогеоценоз, и, соответственно, находится на биогеоценотическом (биоценотическом), или экосистемном, уровне организации живого.

 

Ответ: экосистемный или биогеоценотический.

Задание

Фрагмент молекулы ДНК содержит 60 нуклеотидов. Из них 12 нуклеотидов приходится на тимин. Сколько гуаниновых нуклеотидов содержится в этом фрагменте? В ответе запишите только число.

Пояснение.

Количества разных видов нуклеотидов (аденина, тимина, гуанина и цитозина) в составе молекулы ДНК подчиняется правилу Чаргаффа: количество аденина равно количеству тимина, а гуанинацитозину: А=Т, Г=Ц.

 

Количество всех нуклеотидов ДНК по условию задачи составляет 60 штук. Согласно правила Чаргаффа, количество аденина равно количеству тимина (12 нуклеотидов) (А=Т=12), а суммарное количество аденина и тимина равно 24 (А+Т=12+12=24). На гуанин и цитозин остается 36 нуклеотидов (Г+Ц=100-(А+Т)=60-24=36). А так как гуанин и цитозин содержатся в молекуле ДНК в равных количествах, то количество и гуанина, и цитозина составит по 18 нуклеотидов (Г=Ц=36:2=18).

Ответ: 18

Задание

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы инсулина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

 

1) состоит из аминокислот

2) гормон надпочечников

3) катализатор многих химических реакций

4) гормон поджелудочной железы

5) вещество белковой природы

Пояснение.

Для описания инсулина, т. к. это гормон поджелудочной железы можно использовать пункты: состоит из аминокислот, белковой природы.

 

«выпадающие» из общего списка: 2) гормон надпочечников и 3) катализатор многих химических реакций

 

Ответ: 23

Задание

Установите соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:

 

ОСОБЕННОСТИ   ВИДЫ
А) мономер Б) полимер В) растворимы в воде Г) не растворимы в воде Д) входят в состав клеточных стенок растений Е) входят в состав клеточного сока растений   1) целлюлоза 2) глюкоза

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Глюкоза — мономер целлюлозы, растворима в воде и содержится в клеточном соке растений.

 

Ответ: 212112

Задание

Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании гетерозиготных растений ночной красавицы.

Пояснение.

Р: Аа х Аа

G: А А

а а

F: АА 2Аа аа

По второму закону Менделя, при скрещивании гетерозиготных растений в потомстве идет расщепление по генотипу 1:2:1.

 

Ответ: 121

Задание

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) возникновение при действии радиации

2) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе

3) случайное сочетание гамет при оплодотворении

4) рекомбинация генов при кроссинговере

5) изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

Пояснение.

Комбинативная изменчивость возникает при половом размножении в результате перекомбинации родительских генов и потомков. Существует три источника перекомбинации генов, обуславливающих комбинативную изменчивость: 1) кроссинговер – обмен участками между гомологичными хромосомами; 2) независимое расхождение хромосом во время мейоза, обуславливающее случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе; 3) случайное сочетание гамет при оплодотворении.

В задании характеристики (1) и (5) "выпадают", так как не относятся к комбинативной изменчивости, а характеризуют мутационную изменчивость.

 

Ответ: 15

Задание

Мутации ведут к изменению

 

1) первичной структуры белка

2) этапов оплодотворения

3) генофонда популяции

4) нормы реакции признака

5) последовательности фаз митоза

6) полового состава популяции

Пояснение.

Мутации — нарушения наследственной информации (гена, хромосомы или количества хромосом). Нарушения структуры гена (генные мутации) приводят (в большинстве случаев) к изменению первичной структуры кодируемого им белка. Мутации, появляющиеся у отдельных особей, передаются потомкам и накапливаются в популяции, изменяя ее генофонд (совокупность генов). Норма реакции (пределы варьирования) признака наследуется и под действием мутаций может изменяться (сужаться, смещаться в одну или другую сторону значений признака).

Этапы оплодотворения и последовательность фаз митоза — строго детерминированные процессы, изменения порядка следования их этапов (фаз) невозможно. Мутации, как правило, не влияют на половой состав популяции.

 

Ответ: 134

Задание

Выберите три верных ответа из шести. К ленточным червям относятся

 

1) эхинококк

2) свиной цепень

3) широкий лентец

4) кошачья двуустка

5) печёночный сосальщик

6) молочно–белая планария

Пояснение.

Все перечисленные черви — это тип Плоские черви. Под цифрами 1, 2, 3 — ленточные. Под цифрами 4, 5 — кошачья двуустка и печёночный сосальщик — дигенетические сосальщики, или трематоды; 6 — молочно-белая планария — ресничный червь.

 

Ответ: 123

Задание

Установите соответствие между признаками и классами позвоночных животных, для которых они характерны.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАССЫ
А) непостоянная температура тела Б) постоянно интенсивный обмен веществ В) отсутствие мочевого пузыря Г) сердце четырёхкамерное Д) неполная перегородка в желудочке сердца Е) наличие киля   1) Пресмыкающиеся 2) Птицы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Пресмыкающиеся: непостоянная температура тела, неполная перегородка в желудочке сердца. Птицы: постоянно интенсивный обмен веществ, отсутствие мочевого пузыря, сердце четырёхкамерное, наличие киля.

 

Ответ: 122212

Задание

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животных, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) воробьинообразные

2) дрозд рябинник

3) хордовые

4) птицы

5) дроздовые

6) дрозд

Пояснение.

Последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого маленького таксона: Вид дрозд рябинник → род дрозд → семейство дроздовые → отряд воробьинообразные → класс Птицы → тип Хордовые.

 

Ответ: 265143

Задание

Функции промежуточного мозга — регуляция

 

1) работы сердца

2) температуры тела

3) обмена веществ

4) мочеиспускания

5) работы желез внутренней секреции

6) дыхания

Пояснение.

Под цифрами 2, 3, 5 — функции промежуточного мозга. Остальные перечисленные признаки регулирует продолговатый отдел головного мозга.

 

Ответ: 235

Задание

Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят.

 

ЖЕЛЕЗА   ТИП ЖЕЛЁЗ
A) поджелудочная Б) щитовидная B) слёзная Г) сальная Д) половая Е) надпочечник   1) внутренней секреции 2) смешанной секреции 3) внешней секреции

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Внутренней секреции: щитовидная, надпочечник. Смешанной секреции: поджелудочная, половая. Внешней секреции: слёзная, сальная.

Железами внутренней секреции, или эндокринными, называют железы, не имеющие выводных протоков. Продукты своей жизнедеятельности — гормоны — они выделяют во внутреннюю среду организма, т. е. в кровь, лимфу, тканевую жидкость.

Железы внешней секреции вырабатывают секреты, которые через выводные протоки выделяются в полость или на поверхность тела. Таковы пищеварительные, потовые, молочные, сальные и некоторые другие железы.

Железы смешанной секреции имеют выводные протоки, через которые выделяются их секреты, но отдельные участки таких желез не связаны с протоками и выделяют гормоны непосредственно в кровь. Примерами желез смешанной секреции могут служить поджелудочная и половые железы.

 

Ответ: 213321

Задание

Установите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления кислорода в ткани. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) лёгкие

2) трахея

3) носоглотка

4) бронхи

5) кровь

6) гортань

7) ткани

Пояснение.

Последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления кислорода в ткани: носоглотка → гортань → трахея → бронхи → лёгкие → кровь → ткани.

 

Ответ: 3624157

Задание

Укажите характерные признаки биологического прогресса. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) увеличение численности вида

2) расширение ареала вида

3) появление надвидовых систематических групп

4) большое количество мутаций в популяции

5) множество модификационных изменений у особей популяции

6) снижение плотности популяции

Пояснение.

Признаки биологического прогресса: увеличение численности вида, расширение ареала вида, появление надвидовых систематических групп.

 

Ответ: 123

Задание

Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) колючки кактуса и колючки барбариса Б) останки зверозубых ящеров В) филогенетический ряд лошади Г) многососковость у человека Д) аппендикс у человека   1) палеонтологический 2) сравнительно-анатомический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Методы изучения эволюции — это доказательства эволюции живой природы. Палеонтологический метод: останки зверозубых ящеров; филогенетический ряд лошади. Сравнительно-анатомический метод: колючки кактуса и колючки барбариса; многососковость у человека; аппендикс у человека.

 

Ответ: 21122.

 

Примечание.

Палеонтология — наука, изучающая остатки вымерших организмов, выявляющая их сходства и различия с современными организмами. Благодаря палеонтологическим данным удалось установить переходные формы и филогенетические ряды.

Филогенетические ряды — последовательные ряды ископаемых форм организмов, эволюция которых совершалась в указанных направлениях. Такие ряды видов, последовательно сменяющих друг друга организмов, свидетельствуют о существовании эволюционного процесса.

Задание

Укажите признаки агроценоза.

 

1) устойчивая, саморегулирующаяся система

2) имеет хорошо разветвлённые сети питания

3) характеризуется большим видовым разнообразием

4) нуждается в дополнительных источниках энергии

5) в нём незамкнутый круговорот веществ

6) в системе снижена способность к саморегуляции

Пояснение.

Агроценоз — это искусственная система, она нуждается в человеческом уходе; вносятся удобрения, что является дополнительным источником питания, в нем незамкнутый круговорот веществ, т. к. мы собираем урожай, вынося органические вещества, а, значит, там снижена способность к саморегуляции.

 

Ответ: 456.

 

Примечание:

Дополнительные источники энергии в агроценозе: энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель, механический труд (энергия для работы трактора, комбайна и т.д), энергия, потраченная человеком на обработку агроценоза и т. п.

Задание

Установите соответствие между особенностями и типами питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ   ТИПЫ ПИТАНИЯ
А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза Г) используют готовые органические вещества Д) способны к хемосинтезу Е) используют энергию окисления неорганических веществ   1) автотрофы 2) гетеротрофы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) автотрофы:А) преобразуют солнечную энергию в энергию органических веществ; В) выделяют кислород при фотолизе воды в процессе фотосинтеза; Д) способны к хемосинтезу; Е) используют энергию окисления неорганических веществ

 

2) гетеротрофы:Б) питаются за счёт фагоцитоза или осмотрофного способа питания; Г) используют готовые органические вещества;

 

Ответ: 121211.

Задание

Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

 

1) развитие заростка

2) оплодотворение

3) развитие спорофита

4) образование архегониев и антеридиев

5) образование спорангиев

6) прорастание споры

Пояснение.

После оплодотворения из зиготы образуется спорофит, на котором развиваются спорангии, спора прорастает в заросток, на котором образуются архегонии и антеридии с половыми клетками.

 

Ответ: 235614

Задание

Проанализируйте таблицу «Состав и функции внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите

соответствующий термин или процесс из предложенного списка.

 

Состав и функции внутренней среды человека

 

Компоненты Местонахождение Функции
Тканевая жидкость (Б) ________________ Транспорт веществ между кровью и клетками организма
Кровь Сердце и кровеносные сосуды (В) ________________
(А) ________________ Сосуды, протоки и узлы Обеззараживание и возвращение в кровь тканевой жидкости

 

Список терминов

 

1. плазма

2. лимфа

3. перенос газов и питательных веществ

4. транспортная, иммунная, гуморальная, терморегуляционная

5. сохранение постоянной температуры тела

6. в спинномозговом канале головного и спинного мозга

7. в крупных и мелких сосудах организма

8. промежутки между клетками

 

Запишите выбранные цифры в соответствии с буквами.

Пояснение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: