Для написания сочинения – рассуждения по исходному тексту

ПАМЯТКА

Вступление. Выявление и формулирование проблемы

Ошибки
    Цель вступления – подвести к формулировке проблемы. Виды:1) проблемный вопрос;       2) общие сведения о проблемы;         3) ссылка на авторитетное мнение;       4) создание эмоционального настроя. Формулировка основной проблемы исходного текста. Проблема тек ста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. Первый способ формулирования проблемы текста – ПРОБЛЕМА (ЧЕГО?) существительное в Р.п.   Второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Автор размышляет над проблемой… Автор текста затрагивает проблему… В центре внимания автора проблема… В тексте (ФИО автора) поднимается проблема... (ФИО автора) предлагает нам, читателям, задуматься над проблемой… Как (зачем, почему и др.)? Именно эта проблема привлекла внимание автора. Проблема и тема не являются синонимами. НЕЛЬЗЯ: Автор текста затрагивает актуальную проблему. Эта тема выражения чувства благодарности… ОШИБКИ: - подмена проблемы авторской позицией; -подмена формулировки проблемы пересказом.

Комментарий к проблеме

 
Это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Необходимо показать как автор раскрывает проблему.  Комментарий должен осуществляться с опорой на текст.   Автор раскрывает проблему на примере… Ø Автор обращает наше внимание на… Ø Автор особо подчеркивает, что… Ø Автор доказывает (убеждает, приглашает к Ø размышлению…) Ø Автор осуждает (одобряет, иронизирует, восхищается, удивляется)… Ø Автор не случайно использует слово (слова)… Ø Автор упоминает (кого? что?) с целью… Ø Автор подчеркивает, замечает, указывает на… Ø Автор размышляет (над чем)… Ø Автор высказывает интересное предположение… Ø Автор анализирует, характеризует, описывает, разбирает… НЕЛЬЗЯ: пускаться в общие рассуждения по  проблеме, отрываясь от текста. ОШИБКИ: - комментарий не опирается на текст; - комментарий подменяется пересказом,   цитированием, текста или его фрагмента; - прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулирована.           

Позиция автора

 
Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор. Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем автор видит решение проблемы. Ø Позиция автора такова: … Ø Автор считает, что… Ø Автор стремится донести до читателя мысль о том, что Ø По мнению автора, … Ø Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что… Ø Автор убеждает нас в том, что… Ø В тексте доказывается мысль о том, что… Ø Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Ø Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте… Ø Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли…      ОШИБКИ: - - отсутствует формулировка авторской     позиции; - формулируется позиция автора по другой     проблеме,     не заявленной в сочинении;   - позиция автора подменяется мнением героя-     рассказчика.

Собственная позиция

 
  Вы должны четко, конкретно, лаконично выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. Недостаточно лишь заявить о своем мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.       Автор, безусловно, прав, утверждая … Ø Нельзя не признать правоту автора … Ø Я полностью согласен с мнением автора… Ø Я разделяю точку зрения автора… Ø С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых… Ø Не могу во всем согласиться с автором. Позиция автора близка мне, но… Ø В основном соглашаясь с точкой зрения автора, хочется возразить ему лишь в одном… Ø Разделяя точку зрения автора, хочется добавить… Ø Я считаю, что автор не прав, потому что… Ø Я считаю необходимым возразить автору… Ø Я думаю, следует не согласиться с автором… Ø Мне кажется, автор не вполне прав…  

Аргументация собственного мнения

 
  Рассуждение строится по схеме: Ø тезис (положение, которое надо доказать), логический переход, аргумент, микровывод. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения, необходимо также указать конкретных героев, их поступки, СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Каждый аргумент начинается с нового абзаца. Аргументы должны быть высказаны корректно. Г Ø Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений; пословицы и поговорки; Ø Ø примеры из художественной литературы.   Ø Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы из художественной литературы. Во- первых,… Во-вторых, … В-третьих, … Ø В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства…   ОШИБКИ:   - отсутствие аргументов; аргументация подменяется     выражением своего отношения к автору, героям,     событиям исходного текста;   - собственная аргументация подменяется анализом     доводов, используемых автором; отклонение от     тезиса;   - «довод»ученика не развивает тезис, а перефразирует,     повторяет его.           

Заключение

 
  Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над проблемой текста, должно быть органично связано с основным текстом. Заключительная часть сочинения может быть: Ø - резюмирование (повторение в обобщенной форме   - основной идеи текста, позиции автора); Ø - риторический вопрос; Ø - призыв, обращение к читателю; Ø - использование цитаты Ø - открытый финал.     В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)… Ø Обобщая сказанное, можно сделать вывод…    Таким образом,…     Следовательно,…    Итак,…..  

 

Алгоритм выполнения работы следующий: 1.Определяем тему и называем проблему текста. 2.Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4. Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5.Обобщанм сказанное и делаем вывод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: