Развивающая предметно-пространственная среда
в групповом помещении
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Согласно комплексной
Образовательной программы
Дошкольного образования
Для детей с ТНР с 3 до 7 лет
Нищевой Н.В.
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде группового помещения в группе компенсирующей направленности
Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.
Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе.
Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.
|
|
6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.
Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.
Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали.
В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.
В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущей возрастной группе.
|
|
Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».
Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.
Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.
Центр «Будем говорить правильно»
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предло-жений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры - «ходилки» по изучаемым темам.
Центр науки и природы
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Стеллаж для пособий.
3. Резиновый коврик.
4. Халатики, передники, нарукавники.
5. Природный материал: песок, глина, разная по составу земля, камушки, минералы, ракушки, семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.
6. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода.
7. Пищевые красители.
8. Емкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы.
9. Совочки, ложки, лопатки, воронки, сито.
10. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.
11. Аптечные весы, безмен.
12. Песочные часы.
13. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты.
14. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл.
15. Соломка для коктейля разной длины и толщины.
16. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
17. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.
18. Коврограф.
19. Игра. «Времена года».
20. Календарь природы, календарь погоды.
21. Комнатные растения с указателями, алгоритм ухода за комнатными растениями.
22. Инвентарь для ухода за комнатными растениями: леечки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки и т. п.
23. Настольно-печатные дидактические игры для формирование первичных естествен-нонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Звери наших лесов» и т. п.)
|
|
24. Альбом «Мир природы. Животные».
25. Альбом «Живая природа. В мире растений».
26. Альбом «Живая природа. В мире животных».
27. Валеологические игры, экологические игры («Мои помощники», «Да и нет», «Можно и нельзя» и др.).