Центр науки и природы

Развивающая предметно-пространственная среда

 в групповом помещении

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ  ГРУППА)

Согласно комплексной

Образовательной программы

Дошкольного образования

Для детей с ТНР с 3 до 7 лет     

Нищевой Н.В.

Требования к организации развивающей предметно-пространственной среде группового помещения в группе компенсирующей направленности

 

    Последний год пребывания дошкольника в детском саду – очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы.

Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе.

    Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

 

     6 лет – сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

 

Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна появиться картотека разнообразных словесных игр.

 

Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали.

В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.

 

        В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущей возрастной группе.

 

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

 

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.

 

 

Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх-соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.

 

 

Центр «Будем говорить правильно»

1.     Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2.     Стульчики для занятий у зеркала.

3.     Полка или этажерка для пособий.

4.     Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница», «Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.), дыхательные тренажеры.

5.     Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

7.     Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.

8.     Сюжетные картины.

9.     Серии сюжетных картин.

10.   Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предло-жений (фишки, семафорчики, флажки, разноцветные геометрические фигуры и т.п.).

12.    Игры для совершенствования грамматического строя речи.

13.    Лото, домино, игры - «ходилки» по изучаемым темам.

 

Центр науки и природы

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий.

3. Резиновый коврик.

4. Халатики, передники, нарукавники.

5. Природный материал: песок, глина, разная по составу земля, камушки, минералы, ракушки, семена и плоды, кора деревьев, мох, листья.

6. Сыпучие продукты: соль, сахарный песок, манка, пшено, крахмал, питьевая сода.

7. Пищевые красители.

8. Емкости разной вместимости: пластиковые контейнеры, стаканы.

9. Совочки, ложки, лопатки, воронки, сито.

10. Микроскоп, лупы, цветные и прозрачные стекла.

11. Аптечные весы, безмен.

12. Песочные часы.

13. Технические материалы: гайки, болты, гвозди, магниты.

14. Вспомогательные материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл.

15.  Соломка для коктейля разной длины и толщины.

16. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

17. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов.

18. Коврограф.

19. Игра. «Времена года».

20. Календарь природы, календарь погоды.

21.  Комнатные растения с указателями, алгоритм ухода за комнатными растениями.

22.  Инвентарь для ухода за комнатными растениями: леечки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы, кисточки и т. п.

23. Настольно-печатные дидактические игры для формирование первичных естествен-нонаучных представлений («С какой ветки детки?», «Во саду ли, в огороде», «За грибами», «Ходит, плавает, летает», «Звери наших лесов» и т. п.)

24.   Альбом «Мир природы. Животные».

25.   Альбом «Живая природа. В мире растений».

26.   Альбом «Живая природа. В мире животных».

27.   Валеологические игры, экологические игры («Мои помощники», «Да и нет», «Можно и нельзя» и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: