Достоинства и недостатки Таможенного союза

 

Как известно, таможенный союз - это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа в отношении других государств. В качестве цели таможенного союза инициаторами такого объединения России, Белоруссии и Казахстана заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Предполагается, что за счет увеличения рынка и установления общих правил ведения бизнеса страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, а к 2015 г. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1%, Казахстан - 14,7% и вместе они заработают более 400 млрд. дол.

Единое таможенное пространство трех государств с совокупным населением 170 млн. чел. представляется делом крайне выгодным, особенно для России, где сосредоточена значительная часть производителей товаров и услуг. За счет ликвидации пошлин этим производителям будет значительно легче конкурировать с производителями других стран (в первую очередь Китая и Европейского союза) на рынках Казахстана и Белоруссии.

Казахстан, крайне заинтересованный в эффективном функционировании и развитии таможенного союза, еще до подписания документов по нему предлагал России согласовать вопросы, связанные с транспортировкой нефти и газа, а так же с железнодорожными тарифами. Транспортировка своих энергоресурсов на западные рынки по оптимальным тарифам - одна из ключевых задач для этого государства. Кроме того, с созданием таможенного союза потребители Казахстана получат более качественные энергоносители. Будут, наконец, решены проблемы искусственной диспропорции цен на бензин, а так же дефицита топлива.

Белоруссия возлагает на таможенный союз свои надежды. В его рамках Россия может пойти на создание более комфортных условий для поставки белорусской продукции на российский рынок и продажи своих энергоносителей.

Участие в таможенном союзе поможет Белоруссии привлечь инвесторов для создания производства по сборке легковых автомобилей. Рынок страны с населением в 10 млн. чел. вряд ли привлечет инвестора. Иное дело - авторынок в 170 млн. чел. Ситуация может еще улучшиться, если Россия предоставит Белоруссии некоторые льготы в части формирования пошлин на легковые автомобили. Но не размер пошлин на импорт автомобилей может стать камнем преткновения в таможенном союзе, а вопрос поставки из России более дешевых газа и нефти.

У России так же есть определенный интерес к таможенному союзу. Снятие таможенных барьеров позволит в разы увеличить объемы торговли энергоносителями или урановым сырьем и защитить наших производителей от экспансии третьих стран.

Итак, позитивных ожиданий от функционирования и развития таможенного союза не мало. После длительного обсуждения стороны достигли одной из ключевых договоренностей - о распределении доходов от взимания импортных пошлин между бюджетами стран-участниц: Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 %, Казахстан - 7,33 %.

Однако потери российского бизнеса, федерального бюджета, внешне экономической деятельности и теневой сферы, прежде всего «околотаможенной», будут весьма существенными. Причем, не все потенциальные убытки видны сейчас, некоторые станут осознаваться лишь через несколько лет.

Если предположить, что основной транзитный маршрут пройдет через Казахстан, помимо российских транспортных компаний, не только они, но и федеральный бюджет России неизбежно понесет убытки.

Известно, что значительная часть доходов российской казны складывается из таможенных пошлин и сборов, которые в основном формируются за счет корректировки таможенной стоимости товаров. От этой стоимости зависит объем платежей, взимаемых с той или иной партии товаров, поскольку пошлины обычно рассчитываются в процентном выражении от цены ввозимого груза: меньше указанная в декларации цена - меньше надо платить.

В 2009 г. процедуре корректировки таможенной стоимости подверглось примерно 98 % ввезенных в Россию грузов. Из 3,5 трлн руб., собранных таможней за год, около 63 % пришлось на экспортные таможенные отчисления, которые за счет корректировок таможенной стоимости в силу природы вывозимых товаров поднять сложно. Импорт составил 37%, или 1,3 трлн. руб., при этом доля ввозной пошлины в структуре сборов таможни составила 13,3%, то есть 467,2 млрд. руб. Сумма же, полученная благодаря корректировке таможенной стоимости, составила 27,75 млрд. руб. Цифры не слишком велики, но российские таможенники могут лишиться важного рычага в деле выполнения планов по перечислениям в бюджет. Вопрос в том, будут ли белорусские и казахстанские таможенники столь же старательно выжимать из участников внешнеэкономической деятельности максимально возможный объем платежей, если подавляющая их часть все равно отправится в Россию.

По оценке Министерства экономического развития РФ, транзит через территорию Казахстана и Белоруссии дешевле, чем через Россию, на 30%. Весь рынок транспортно-логистических услуг составляет сейчас в России 48,5 млрд. дол. Даже если таможенный союз уведет хотя бы десятую часть потока, потери окажутся серьезными.

Но важно то, что таможенный союз дает принципиально новые возможности. Прежде всего, мы можем воссоединить утраченный потенциал предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это означает сохранение критически важных технологических рубежей. Второе позитивное обстоятельство заключается в том, что мы получаем возможность реализовывать очень крупные транзитные проекты.

Таким образом, главной движущей силой интеграции видится осознание правящими элитами того факта, что стратегические выгоды от создания таможенного союза для всех его участников значительно выше текущих экономических потерь. Во многом перспективы интеграции будут зависеть от эффективности механизма согласования национальных интересов, институционально оформленного в виде Комиссии Таможенного союза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: