Тема лекции : Организация технического оснащения торговых предприятий

1.Виды и типы торгово-технологического оборудования магазинов.

2.Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов.

           

 

       Вид предприятия розничной торговли зависит от ассорти­мента реализуемых товаров.

       Предприятия розничной торговли определенного вида под­разделяют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания. Так, универ­сальные магазины представлены гипермаркетами, универмага­ми, магазинами «Детский мир», магазинами-складами, универ­самами (супермаркетами), гастрономами, магазинами «Товары повседневного спроса» и т. п., специализированные продоволь­ственные магазины — магазинами «Рыба», «Мясо», «Колбасы» и т. д.

       Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, содержатся в Государ­ственном стандарте Российской Федерации «Розничная торгов­ля. Классификация предприятий».

       Требования к устройству магазинов и их планировке

       Здания и сооружения, в которых размещают магазины, Должны отвечать технологическим, архитектурно-строитель­ным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

       Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

       Архитектурно-строительные требования предполагают проч­ность здания, строительство индустриальными методами с исполь­зованием готовых элементов заводского изготовления, соответст­вующее оформление фасада и интерьера магазина.

       Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окру­жающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строитель­ства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительст­во торговых зданий должно вестись из экономичных строитель­ных материалов с использованием унифицированных деталей.

       Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и кана­лизации.

       Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.

       Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

       Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон:

подхода и ознакомления с витринами;

отдыха;

паркинга индивидуального транспорта.

       Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.

       Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

       Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.

       По функциональному назначению помещения подразделяют; на следующие группы:

• торговые;

• для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;

• подсобные;

• административно-бытовые;

• технические.

       Торговые помещения занимают важнейшее место в общей со­вокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонст­рации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополни­тельных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти по­мещения несут основную функциональную нагрузку в магазине.

       К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хра­нения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортя­щихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

       Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбуры, вестибюли.

       К административно-бытовым помещениям относят слу­жебные помещения аппарата управления, пункты питания пер­сонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения.

       Технические помещения — вентиляционные камеры, машин­ные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

       Все помещения магазина должны быть расположены с уче­том обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных административно-бытовых помещений должна отвечать сле­дующим основным требованиям:

• торговые помещения должны быть непосредственно свя­заны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное по­полнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

• оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

• торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что ^ особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

• помещения для хранения товаров должны быть непроходны­ми, с максимально приближенными к ним помещениями для приемки и подготовки товаров к продаже;

• помещения для хранения тары, обменного фонда контей­неров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

• пункт приема посуды от населения должен иметь отдельный вход и быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;

• административно-бытовые помещения должны быть связа­ны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необхо­димо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

       Размещение помещений и их планировка должны быть на­правлены на обеспечение максимальных удобств для покупате­лей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широ­кого внедрения современного торгово-технологического обору­дования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень произ­водительности труда работников.

       Устройство и размещение помещений должны быть подчи­нены требованиям сохранности товарно-материальных ценно­стей на торговых предприятиях.

       Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина.

Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.

       Установочная площадь магазина — это часть площади тор­гового зала, занятая оборудованием, предназначенным для вы­кладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включается и площадь, за­нятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торго­вого зала.

Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установоч­ной площади по следующей формуле:

Ку = SУ / SТЗ

где Ку — коэффициент установочной площади;

SУ — установочная площадь, м2;

SТЗ — площадь торгового зала, м2.

       Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под ус­тановку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала обо­рудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки. Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

       Для островных и пристенных универсальных горок экспозиционная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования; перфорированных щитов с кронштейнами — как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их основания на количество полок; для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

       Показателем, характеризующим степень использования площади Я торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади выкладки товаров) к площади торгового зала:

Кэ =Sэ /S т.з.

где Кэ — коэффициент использования экспозиционной площади (площади выкладки);

Sэ — экспозиционная площадь, м2;

S т.з.— площадь торгового зала, м2.

       Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для выкладки товаров. Часть площади торгового зала отводится под зоны для про­ходов покупателей. Ширина проходов устанавливается ГОСТ Р 51773-2001 (см. Приложение 39). В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслужи­вания, выделяется площадь для организации рабочих мест про­давцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между при­лавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования. Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь про­ходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания до­полнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

       Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров ис­пользуют формулу

K= П*в/ п*3600* и

где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П — площадь торгового зала, м2;

в — среднее время расчета с одним покупателем;

п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного поку­пателя, м2;

3600 — количество секунд в 1 ч;

и — коэффициент использования рабочего времени контро­лером-кассиром.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала:

• линейную;

• боксовую;

• смешанную.

       Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

       Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.

       При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

       При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.

       Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

       При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиями

• создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;

• обеспечивать применение самообслуживания при продажей большинства товаров;

• оптимально использовать торговые площади;

• создавать необходимые: условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

       Для оснащения магазинов используют:

- мебель для торговых предприятий;

- торговый инвентарь;

- торговое холодильное оборудование;

- торговое измерительное оборудование;

- контрольно-кассовое оборудование.

       Мебель для торговых предприятий классифицируют по месту применения, назначению, товарному профилю и конструкции. По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных пред­приятий.

       По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды:

- для приемки товаров по качеству (столы для бракеража);

- под­готовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров);

- показа това­ров (витрины);

- выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, при­лавки-витрины, вешала);

- транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);

- расчетов с покупателями (кассовые кабины);

- для об­служивания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подстав­ки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

       По товарному профилю различают универсальную и специа­лизированную торговую мебель. По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью.

       Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы:

- пристенные и островные горки;

- секции замкнутых зон внутри торгового зала;

- прочие товароносители;

- прилавки;

- немеханические кассовые кабины для магазинов самообслу­живания;

- механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;

- корзины для покупок;

- тележки для покупок;

- вешала для одежды.

       Важным дополнением торгово-технологического оборудо­вания магазинов является торговый инвентарь, который пред­ставляет собой приспособления, инструменты и приборы, при­меняемые для показа и обработки товаров в процессе обслужи­вания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций.

       По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

       В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным,магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

       Торговое холодильное оборудование представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли.

       Торговое холодильное оборудование по назначению делят наследующие основные группы:

- для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);

- для показа и продажи товаров (открытые прилавки, вит­рины, прилавки-витрины, лари);

- демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).

       По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждае­мой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обыч­ное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном обо­рудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охла­жденные продукты хранят при температуре 0-2°С.

       Для торгового холодильного оборудования приняты услов­ные буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X — холо­дильный (ая); С — среднетемпературный (ая); Н — низкотемпе­ратурный (ая); Ю — в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.

Для осуществления операций, связанных с приемкой това­ров, подготовкой их к продаже и отпуском, применяется торго­вое измерительное оборудование: весы, гири, меры длины и объема.

       Основными признаками классификации весов служат:

- принцип действия;

- место и способ установки;

- вид указательного устройства;

- вид отсчета показаний взвешивания;

- способ снятия показаний.

       В зависимости от принципа действия различают рычажные и электромеханические весы.

По месту и способу установки весы делят на настольные, передвижные и стационарные.

По виду указательного устройства весы подразделяют на гирные, шкальные, шкально-гирные, циферблатные и цифровые электронные.

       По виду отсчета показаний взвешивания весы бывают с ви­зуальным отсчетом и с документальной регистрацией.

       По способу снятия показаний различают весы с местным и дистанционным способами снятия показаний.

       К весам предъявляются метрологические и эксплуатацион­ные требования. Важнейшими метрологическими требованиями являются: точность взвешивания, чувствительность, постоянст­во показаний и устойчивость.

       Для измерения массы товаров на весах применяют гири об­щего назначения и условные. Торговые гири выпускаются мас­сой 5, 10, 20, 50,100, 200, 500 г и 1, 2, 5, 10 кг. Их форма, основ­ные размеры и допустимые отклонения от номинальной массы установлены стандартом.

       К мерам длины и объема относятся деревянные или метал­лические метры, мерные кружки, мензурки.

       Торговое измерительное оборудование должно своевременно подвергаться поверке и клеймению. Меры длины и объема (кроме стеклянных мер объема) поверяются не реже одного раза в два года, весоизмерительные приборы и гири — не реже одного раза в год.      Стеклянные меры объема клеймятся при выпуске их из производства. При поверке проводят технический осмотр и контрольные испытания измерительного оборудования, чтобы установить пригодность его к эксплуатации. Порядок поверки весов каждого типа определен соответствующим стандартом. Весы, отвечающие всем, требованиям поверки, клеймят. Клеймо ставится на коромысле, съемных чашках, передвижной гире или на пломбе (на циферблатных весах)- Клеймение гирь заключается в нанесении поверительного клейма на алюминиевую пробку, при помощи которой запрессовывается отверстие тарировочной полости гирь после их поверки.

       Поверку и клеймение измерительного оборудования осуществляют непосредственно в лабораториях государственного надзора за измерительной техникой и стандартами Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, куда его доставляют торговые организации и предприятия. Громоздкие стационарные весы клеймят на месте.

       Не прошедшие поверку или с просроченным клеймом весы и гири нельзя хранить в магазине.

       Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контроллером-кассиром и одновременного" учета поступившей суммы с помощью кассовой машины.

       В торговле используют контроль­но-кассовые машины, подразделяющиеся на следующие типы:

- автономные контрольно-кассовые машины;

- пассивные системные контрольно-кассовые машины;

- активные системные контрольно-кассовые машины;

- фискальные регистраторы.

       В автономных контрольно-кассовых машинах расширение функциональных возможностей может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых контрольно-кассовой машиной по размещенным в ней программам. К этому же типу относятся и портативные контролъно-кассовые машины, имеющие возможность работать без постоянного подключения к электросети. Пассивная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но она не имеет возможности управлять работой этой системы. Она же может использоваться и как автономная контрольно-кассовая машина.

       Активная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управ­ляя при этом работой системы.

Фискальный регистратор представляет собой контрольно-кассовую машину, способную работать только в составе компь­ютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.

       К эксплуатации допускаются только модели контрольно-кас­совых машин, которые включены в Госреестр Российской Феде­рации.

       Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:

- соответствие оборудования товарному профилю и разме­рам торгового зала магазина;

- оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи то­варов;

- оборудование должно обеспечивать эффективное исполь­зование торговой площади магазина.

       Оформление магазина должно осуществляться с использо­ванием элементов фирменности, с помощью которых создается его фирменный стиль. Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рек­ламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.

       Основными составляющими фирменного стиля являются:

• товарный знак;

• фирменные цвета;

• логотип;

• рекламный слоган;

• рекламный персонаж.

       Различают словесный и графический товарные знаки. Сло­весный товарный знак представляет собой название фирмы или предприятия, выполненное в определенной графической манере, оригинальным, запоминающимся шрифтом. Графический товарный знак — условное обозначение, принадлежащее данной фирме или предприятию и подлежащее регистрации.

       Для оформления словесного и графического товарных знаков выбираются определенные фирменные цвета, а для особого начертания названия магазина — логотип.

       Рекламный слоган представляет собой краткую фразу или девиз фирмы (предприятия).

       В качестве рекламного персонажа (символа) фирмы может быть использован определенный персонаж, выступающий от имени фирмы при рекламных и других мероприятиях. Он способствует лучшему запоминанию рекламы.

Основными носителями фирменного стиля могут выступать:

• вывеска над входом или у входа в магазин;

• элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки);

• различные виды витрин;

• торговое оборудование;

• указатели и вывески в помещении магазина;

• ценники, наклейки и этикетки;

• пакеты;

• коробки и различные упаковочные материалы;

• одежда персонала.

       Рациональное планировочное: решение торгового зала не только отвечает требованиям эффективной организации совер­шаемых здесь торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует пони­мать как оформление торгового зала, так и организацию внутрен­него пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.

       Поэтому художественные качества интерьера торгового зала определяются уровнем комплексно решенных задач:

• создания оптимальных пропорций помещений, расстановки оборудования с учетом положения колонн, лестниц, панду­сов, эскалаторов, основных проходов и т. д.;

• расположения витрин и различных средств рекламы;

• отделки полов, потолков, стен и колонн;

• цветовой характеристики помещений;

• расположения светильников и местных подсветов;

• устройства подвесных потолков, коробов, стояков с уче­том архитектуры пространства торгового зала.

       Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстети­ческим и эргономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональ­ных зон, при расстановке и конструировании основных элемен­тов интерьера торгового зала, выборе размеров оборудования.

       В интерьерах торговых залов должна широко использовать­ся реклама, информирующая о наличии товаров, о ближайшем их поступлении, о расположении торговых отделов, мест отды­ха, стола находок и т. п. Рекламно-информационное оформление магазина удобнее осуществлять по предварительно разработанному проекту. Приразработке такого проекта следует ознакомиться с расположе­нием здания, его архитектурно-строительными особенностями, технологической планировкой торгового зала, организацией торгово-технологического процесса.

       Внешняя информация торгового предприятия, как правило, включает вывеску, состоящую из названия магазина, отвечаю­щего типу предприятия, фирменного знака, а также указателя времени работы магазина.

       Кроме вывесок применяются указатели, размещаемые вблизи магазинов, на остановках транспорта и в других местах скопления людей. С их помощью можно сообщить адрес магазина, направление движения к нему и т. д.

       При входе в магазин должна быть размещена информация не только о времени его работы, но и о расположении основных товарных групп.

       Одним из основных элементов оформления магазина является торговое оборудование, при выборе и расстановке которого следует учитывать сочетание практической и эстетической сторон.

       Большое влияние на общее впечатление о магазине оказывают витрины. С их помощью информируют покупателей о товарном профиле магазина, рекламируют новые товары, прогрессивные методы продажи, дополнительные услуги, оказываемые магазином. Витрины являются украшением магазинов и улиц населенных пунктов.

       Эффективное рекламное воздействие на покупателей оказывает выкладка товаров на торгово-технологическом оборудовании.

       Кроме перечисленных средств рекламы в магазинах используют световую рекламу в виде вывесок, указателей, табло и т. д. Для их размещения используют фасады и крыши зданий, витрины, торговые залы магазинов.

       Применяемые в магазине рекламные средства следует сочетать с внутримагазинной информацией. К основным средствам внутримагазинной информации относят указатели, ценники, объявления, информационные схемы.

 



 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: