Характеристика юридического мира драматурга А. Н. Островского

Юридический мир драматурга А. Н. Островского

 

  Оценка: _____________ Дата защиты «___» ________ 2020 г. Руководитель: ____________ Выполнила: студентка I курса группы ПСА-118 специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование Саубанова Арина Ильдаровна. Руководитель: Аллаярова Зиля Ришатовна.

 

 

Стерлитамак, 2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

§1.Характеристика юридического мира драматурга А.Н.Островского………………………………………………………………….5

§2. Описание процесса создания иллюстративного альбома о юридическом мире драматурга А.Н.Островского……………………………………….…… 15

Заключение……………………………………………………………………… 18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение


 


Введение

Александр Николаевич Островский - известный русский писатель и талантливый драматург, создатель репертуара национального драматического театра, основатель Артистического кружка, член-корреспондент Петербургской Академии наук и обладатель премии Уварова.

Жизненный путь и творчество А. Н. Островского нашли отражение в фундаментальном исследовании крупнейшего отечественного литературоведа, сподвижника А. Т. Твардовского по «Новому миру» Владимира Яковлевича Лакшина, в многочисленных трудах профессора Александра Ивановича Ревякина, а также работах М. П. Лобанова и др. К правовой тематике в жизни и творчестве А. Н. Островского обращались известный отечественный криминолог профессор А. И. Алексеев, юрист и литератор В. Д. Сысоев; специальное внимание московским юридическим связям драматурга уделил в одной из своих работ А. И. Ревякин. Из серьезных публикаций последнего десятилетия необходимо упомянуть монографическое исследование В. И. Мильдона «Философия русской драмы: мир Островского».

Отображая в своих бессмертных произведениях все стороны современной ему российской действительности, представив галерею реалистических образов, Островский не мог пройти мимо тех явлений, которые в той или иной степени связаны с правом, юриспруденцией

Островский А.Н. хорошо знал традиции и суть адвокатской профессии, равно как и иных юридических профессий (судейской и прокурорской). Знал, что называется, изнутри. Кроме своего отца, успешного судебного стряпчего, «секреты» адвокатской профессии он наблюдал, будучи чиновником Коммерческого Суда и почетным мировым судьей, общаясь с адвокатами, учеными-юристами на протяжении многих лет, поэтому нравственная и социально-правовая составляющие его лучших произведений были и остаются необычайно актуальными.

Актуальность работы заключается в том, что основа любой настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Юридический мир драматурга А.Н Островского», с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Проблема данного проекта заключается в том, что в современном обществе многие знают А.Н. Островского как великого русского драматурга, но мало кто знает о том, как тесно он был связан с юриспруденцией, и как это отразилось на его творчестве.

Тема проекта: «Юридический мир драматурга А.Н Островского».

Конечный продукт будет выполнен в виде альбома «Юридический мир драматурга А.Н Островского.

Цель проекта: создание альбома по теме «Юридический мир драматурга А.Н Островского».

Задачи проекта:

1) Изучить и систематизировать литературу о юридическом мире драматурга А.Н Островского;

2) Охарактеризовать юридический мир драматурга А.Н Островского;

3) Описать процесс создания альбома о юридическом мире драматурга А.Н Островского.

 


 


Характеристика юридического мира драматурга А. Н. Островского

 

Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 году. Всю жизнь он провел в родном городе и любил Москву как сердце русского народа, как историческое сосредоточие его жизни и культуры. Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, рано ушла из жизни, когда Александру шел всего восьмой год. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло — она окружила их заботой и продолжила заниматься их учебой.

Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо - мещанским бытом. Ему легче легкого было исполнить совет Пушкина: "Не худо нам иногда прислушиваться к московским просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком". Бабушка Наталья Ивановна жила в семье Островских и служила просвирней в приходе. Нянюшка Авдотья Ивановна Кутузова славилась, как большая мастерица сказывать сказки. Его крестный отец - титулярный советник, его крестная мать - надворная советница. От них и от бывавших в доме сослуживцев отца будущий автор "Доходного места" мог вдоволь понаслышаться чиновничьих разговоров. А с тех пор как отец оставляет службу и становиться частным поверенным по делам торговых фирм, в доме не переводятся купцы [1, c. 179].

Александр еще в детстве пристрастился к чтению, получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки. Когда Александру минуло тринадцать лет, отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. С ее приходом заметно меняется домашний уклад, чиновный быт перекраивается на дворянский манер, изменяется окружение, в доме раздаются новые речи. К этому времени будущим драматургом перечитана чуть ли не вся отцовская библиотека.

В 1835 году Островский поступил в третий класс первой Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). Пристрастившись к сцене еще в гимназические годы, Островский становится завсегдатаем старейшего русского театра.

Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также его соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. С. Лескова, А. К. Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который не мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя [2, c. 89].

В середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса стремительность и катастрофичность совершающихся в стране перемен создавали условия для подъема и расцвета драматического искусства. Русская литература и ответила на эти исторические перемены явлением Островского.

Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей литературе 60-х годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается "все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от человеческого".

Поэтому драма Островского, в отличие от драмы западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец. Это придает произведениям Островского открытый характер: жизнь началась до того, как был поднят занавес, и продолжится после того, как он опущен. Конфликт разрешен, но лишь относительно: он не развязал всей сложности жизненных коллизий [3, c. 187].

Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, замечал, что русскому драматургу "как будто не хочется прибегать к фабуле - эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта,- и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе". Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено.

Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их "пьесами жизни". Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом. Совершенная форма - свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам [4, c. 289].

Отталкивание от изощренной драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Английский критик Рольстон писал об Островском: "Преобладающие качества английских или французских драматургов - талант композиции и сложность интриги. Здесь, наоборот, драма развивается с простотой, равную которой можно встретить на театре японском или китайском и от которой веет примитивным искусством". Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счете, глубокой жизненной мудростью. Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощренности и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в ее основах, сводящего каждую сложность к таящейся в ее недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто доверяет мудрости известной народной пословицы: "На всякого мудреца довольно простоты".

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта - "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим - останавливается у первой станции железной дороги..."

1 января 1886 года Островский был назначен заведующим репертуарной частью императорских московских театров. Он с увлечением отдался любимому делу, но сил уже не осталось. 14 июня 1886 года он скоропостижно скончался в Щелыкове и там же был погребен. За четыре года до кончины Островский писал: «Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов, а наконец, и для всего света». Таковы произведения самого Островского, они тесно связаны с жизнью русского народа в его настоящем и прошлом, народны в самом глубоком значении этого слова: в них трепещет любовь ко всему истинно человеческому [3, c. 136].

В 1824 г. Островский-старший уже секретарь при обер-прокурорских делах департамента Сената, а в следующем году получает чин титулярного советника и переходит из канцелярии Сената на должность секретаря первого департамента Московской палаты гражданского суда. Мечтая о собственном доме, Николай Федорович занялся частной юридической практикой, в качестве стряпчего он ведет дела купцов и мещан.

Московский коммерческий суд был открыт в 1833 г., и его первый председатель С. И. Любимов на торжественной церемонии по этому поводу провозгласил: «Душа торговли есть кредит, но там нет кредита, где нет честности и правоты. Путь к честности указывает нам чистая совесть, а к правоте - закон». Замечательные слова, не потерявшие своей актуальности и сегодня [6, c. 110].

Организация и деятельность Коммерческого суда регулировалась законодательным актом - «Учреждение коммерческих судов и устава их судопроизводства» 1832 г., так как в соответствии с примечанием к ч. 2 «Учреждения судебных установлений» предписано, что «судебная власть духовных, военных, коммерческих, крестьянских судов определяется особыми о них постановлениями». Именно в Коммерческом суде Островскому открылись все бездны человеческой низости, обмана, преступлений, небывалой изобретательности ума, наклонного к мошенничеству, и рядом с этим, хоть и куда реже - внезапные озарения благородства, душевной простоты. Все это отразится в дальнейшем в его театральном репертуаре (пьесы «Свои люди - сочтемся!», «Пучина», «Тяжелые дни», «Доходное место» и т. д.). В то же время Островский «рос» и как юрист, работая с обширной судебной практикой применения законов, с гражданским и уголовным процессуальным законодательством. На годы работы в Коммерческом суде приходится и первая «проба пера» - наброски пьес «Исковое прошение» и «Несостоявшийся должник» [5, c. 97].

В 1870-е гг. в основу сюжетов А. Н. Островского все чаще попадают события из современной ему судебноуголовной хроники. Что не случайно: как раз в то время (21 марта 1872 г.) он был избран почетным мировым судьей Кинешемского уезда Костромской губернии (состоял в этой должности по 11 октября 1884 г.). Мировые суды были первым, низшим, звеном судебной системы и рассматривали гражданские и уголовные дела. Согласно Уставу гражданского судопроизводства 1864 г. к подсудности мирового судьи относились: иски по личным обязательствам и договорам и о движимости «ценою не выше 300 рублей». Иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда их размер не превышает 300 рублей или же на момент предъявления иска не установлен; иски о личных обидах и оскорблениях; иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев; и т. д.. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. мировой судья имел право назначать виновным выговоры, замечания и внушения; накладывать на них денежные взыскания не свыше 300 рублей; подвергать аресту сроком не свыше трех месяцев; заключать в тюрьму на срок не превышающий одного года [4, c. 346].

Драматургу довелось принять на себя (пусть на короткое время) и другую ответственную судебную ношу – в ноябре 1877 г. он две недели исполнял обязанности присяжного заседателя в Московском окружном суде. К компетенции окружных судов, согласно Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г., относились гражданские дела с суммой иска свыше 300 рублей и уголовные дела, за которые мера наказания превышала один год тюрьмы. Окружной суд был один на несколько уездов, и его судьи во главе с председателем назначались императором по представлению министра юстиции. Все тяжкие преступления (от убийств до крупных имущественных преступлений) рассматривались с участием коллегии присяжных. Последняя формировалась из представителей всех сословий, мужчин русского подданства в возрасте от 25 до 70 лет, проживающих не менее трех лет в данном городе (уезде) и отвечающих определенному имущественному цензу (за исключением отдельных групп населения – военных, священнослужителей, учителей народных школ, несостоятельных должников, слепых и глухих и некоторых других). Присяжные в зале судебных заседаний располагались отдельно от так называемых коронных, то есть назначенных лично императором, судей. Они имели право осматривать вещественные доказательства, через председателя суда задавать вопросы допрашиваемым лицам и просить у председателя суда разъяснения по всем обстоятельствам дела. Высшими инстанциями по отношению к окружным судам были Окружная апелляционная палата и Сенат.

Существовали две категории мировых судей – почетные и участковые, в каждом участке избирался один участковый мировой судья, количество почетных было непостоянным. Правовой статус мировых судей определялся Учреждением судебных установлений от 20 ноября 1864 г. [2, c. 86].

Еще на стадии подготовки судебной реформы в Государственном совете было определено, что почетные мировые судьи вводятся «для облегчения исполнения многочисленных обязанностей мирового (участкового) судьи и, в особенности, для того, чтобы лица, заслуживающие полного доверия и уважения, не лишались возможности, не оставляя своих домашних занятий и обязанностей, оказывать своим влиянием содействие к охранению порядка и спокойствия...». Почетные мировые судьи пользовались такими же правами при рассмотрении дел, как и обычные мировые судьи. Но, в отличие от последних, они не получали вознаграждения, даже когда исполняли обязанности участковых судей (в случае их отстранения, отсутствия, болезни или смерти). От участковых они отличались и тем, что могли занимать должности в государственных и общественных учреждениях и не обязывались законом жить в том округе, где были избраны. Ввиду того что почетные мировые судьи решали дела лишь в том случае, если обе стороны сами обращались в суд с просьбой об их посредничестве, подсудность дел, подлежащих рассмотрению почетных мировых судей, была значительно шире, чем у участковых, и фактически распространялась на всю территорию округа. Что же касается характера дел, то здесь подсудность, напротив, была уже, поскольку деятельность почетных мировых судей становилась в зависимость от желания истца и ответчика и имела место только в отношении тех дел, которые возбуждались в порядке частного обвинения (такие дела нередко заканчивались примирением). В тех случаях, когда почетные судьи заменяли участковых судей по причине болезни, отпуска или смерти, они рассматривали подсудные им дела [1, c. 69].

Мировой судья избирался сроком на три года. Им мог стать только материально независимый и уважаемый человек, нравственно безупречный, обладающий авторитетом, который позволил бы склонить тяжущиеся стороны к заключению мирового соглашения. Таковым требованиям, безусловно, отвечал и великий драматург. Помимо многих иных условий, предъявляемых к лицам – кандидатам в мировые судьи, был обязателен и образовательный ценз: наличие высшего или среднего образования и стаж службы не менее трех лет в должностях, связанных с судебно-правовой сферой. Тот кандидат, который на уездных земских собраниях получал большинство голосов, становился участковым, все остальные избранные – почетными мировыми судьями.

А. Н. Островский регулярно принимал участие в работе съездов мировых судей (высшей апелляционной инстанции для мировой юстиции, в кассационном порядке решения мирового суда могли быть обжалованы в Сенат). Съезды проводились в назначенные сроки для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Также съезды рассматривали жалобы на решения судей, и их постановления считались окончательными (обжалование допускалось только в кассационном порядке). Съезды мировых судей обсуждали и административно-организационные мероприятия, например о распределении судебных участков между участковыми мировыми судьями [4, c. 290].

Сохранились свидетельства очевидцев об исключительно ответственном отношении А. Н. Островского к своим обязанностям судьи и о теплом, уважительном отношении к нему со стороны коллег. Чего стоит хотя бы такой известный факт: в связи с тем, что съезды судей часто приходились на день празднование именин Островского, он неизменно приглашал практически участников съезда практически всех участников съезда в свое щелыковское имение.

Вволю наслушавшись и насмотревшись в суде, возвращался каждый день с государственной службы канцелярский служитель Александр Островский с одного конца Москвы на другой - от Воскресенской площади или Моховой улицы на Яузу, в свое Воробино.

В течение всей своей жизни Островский успешно совмещал работу в качестве почетного мирового судьи с драматургической деятельностью, с театром. В Кинешемском уезде ему пришлось выполнять и иные общественные поручения: дважды (в 1874 и 1877 гг.) он избирался в гласные уездного земского собрания; в компетенцию земств входили местные хозяйственные дела. Островский деятельно участвовал в решении вопросов, связанных с развитием просвещения и земледелия, строительством проселочных дорог, удешевлением перевоза через Волгу, ликвидацией недоимок, регламентацией земских сборов и штрафов, и др. Его служение на судебном поприще, с высоты осмысления творческой судьбы, представляется отнюдь не случайным эпизодом. Напротив, оно является закономерным проявлением жизненного пути нравственного человека, являвшего пример профессионализма и честного зарабатывания денег [2, c. 95].

Таким образом, можно сделать вывод, что Островского на всем протяжение его жизненного пути судьба сводила со многими значительными представителями юридической России, юристами были многие его родственники, да и самому ему было уготовлено, по-видимому, поприще поверенного. Однако судьба распорядилась иначе. Поэтому и столь часто обращается драматург в своих сюжетах к правовой тематике, демонстрируя незаурядную юридическую осведомлённость. Нравственная и социально-правовая составляющая лучших произведений была и остается необычной и актуальной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: