Прослушивание фрагмента

(Композитор показывает вместе с рассветом в природе и наступлением нового дня, как рождается и расцветает чувство Татьяны. Музыка очень выразительна.)

— Только после этой сцены мы слышим в опере первую музыкальную характеристику героя романа. Каков Онегин у Пушкина?

(Используя текст романа, ученики отвечают: он умён, образован, ему присуще "души прямое благородство”, "мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлаждённый ум”. Он разочарован светской жизнью, но его упорные попытки избавиться от "хандры” оказываются напрасными: "хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена”.)

— А вот каков его образ в музыке.

Прослушивание арии Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…».

— Как характеризует Онегина композитор?

(Мелодия его арии очень проста, строга, сдержанна, спокойна, написана в медленном темпе. Онегин не верит в возможное счастье, отсюда его равнодушное спокойствие, его "проповедь”.)

— Проходит время, и мы видим Онегина в другой сцене. Он встречает Татьяну через несколько лет на балу. Послушайте музыку и скажите, какие изменения произошли в герое.

Просмотр сцены фильма-оперы (со слов арии "Увы, сомненья нет…” и далее).

(Онегин влюблён. Он очень изменился. Меняется его музыкальная интонация — она становится взволнованной, порывистой. В его арии много остановок, пауз, мелодия звучит в быстром темпе. Му­зыкальная тема Онегина включает в себя интонации Татьяны из сцены письма на словах: "Увы! Сомненья нет…” С героем происходит то же, что и с Татьяной, писавшей когда-то ему письмо.)

— Как показывает режиссёр фильма перемены, произошедшие с героем?

(Глаза Онегина то сверкают, то грустны и задумчивы. Движения его стремительны и порывисты. Всё это свидетельствует о том, что герой охвачен чувством, влюблён.)

— Волнение Онегина усиливается после встречи и разговора с Греминым. По­слушаем арию «Любви все возрасты покорны».

Прослушивание арии Гремина.

— Мелодия арии спокойная, неторопливая, сдержанная, напевная. "В ней жизнь, и молодость, и счастье”, — поёт Гремин. Пушкин говорит об этом персонаже очень коротко, почти никак не характеризуя его. Найдите в тексте строки, посвящённые мужу Татьяны. Для Чайковского этот герой очень важен. Композитор пишет для него целую арию, отдельный номер. Почему?

(По нашему мнению, композитор хочет показать, что генерал порядочный, серьёзный, способный на глубокое чувство человек, он достоин Татьяны и постарается сделать её счастливой. Именно такой человек нужен для счастья героине.)

— Вернёмся к началу урока. Итак, кто же является главным героем оперы П.И. Чайковского?

(Татьяна. С этого образа, показанного в увертюре, начинается опера.)

— А у Пушкина?

(В романе героиня появляется не сразу, а только в середине второй главы. В начале романа много места уделено Онегину, подробному его описанию. И называет Пушкин свой роман «Евгений Онегин».)

— Для композитора же главный и любимый образ — Татьяна. Многого из того, что есть в романе у Пушкина, нет в музыке Чайковского. Композитор не стремился передать в опере всё содержание романа. Что же для него было главным, какую цель он ставил перед собой? Возможно, ему важно было показать в опере драму Татьяны, историю крушения её светлых грёз о счастье.

Спасибо за активную работу на уроке, ребята! Вы большие молодцы!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: