Пояснительная записка

Практическая работа

 «Анализ образовательных программ внеурочной деятельности»

Цель работы: систематизация знаний о структуре и содержании образовательных программ внеурочной деятельности.

 

В результате выполнения практической работы обучающийся должен уметь:

– определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;

– анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;

Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:

Для выполнения практической работы обучающийся должен знать:

– образовательные программы, реализуемые во внеурочной деятельности;

– формы организации внеурочной деятельности;

– требования к структуре и содержанию программы внеурочной деятельности.

Задание практической работы:

1. Проведите анализ образовательной программы внеурочной деятельности по предложенному плану.

 

Алгоритм выполнения:

1. Внимательно познакомьтесь с программой внеурочной деятельности в Приложении 3.

2. Дайте общую характеристику программе:

- название программы, кем разработана, на основе каких нормативных документов;

- цель и задачи данного курса;

- на решение каких современных проблем он направлен;

- сформулировано ли в программе как учитывается конкретный социальный заказ детей и родителей;

- каковы ценностные ориентиры содержания учебного курса;

- место учебного курса в учебном плане, продолжительность курса;

- формы организации и режим проведения занятий, возрастные и личностные особенности обучающихся, на которых он ориентирован.

3. Дайте характеристику планируемым результатам курса:

- как сформулированы образовательные результаты;

- соответствует ли определение образовательных результатов требованиям ФГОС НОО: личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса;

- как результаты соотносятся с целями задачами курса;

- есть ли деление образовательных результатов по годам обучения.

4. Дайте характеристику содержанию курса и тематическому плану:

- насколько полон перечень изучаемого учебного материала по классу;

- как содержание программы соответствует её цели и задачам;

- какая преемственность существует с теми обязательными предметами основной образовательной программы, предметную линию которых она продолжает (с какими учебными предметами связь и какая она);

- из каких разделов состоит тематический план;

- какие виды деятельности определены в тематическом плане.

 5. Дайте оценку методической и ресурсной базе программы:

- как описаны подходы к организации образовательной деятельности;

- насколько подробно указаны необходимые дидактические материалы, система оценки образовательных результатов (как, с помощью каких методов и методик планируется оценивать изменения, происходящие в результате реализации данной программы);

- насколько подробно описаны информационных ресурсы, необходимые для реализации программы, в том числе и список литературы;

- насколько подробно описаны необходимые материалы, оборудование.

6. Сделайте вывод о соответствии программы существующим требованиям.

7. Сформулируйте рекомендации по улучшению данной программы.

 

Критерии оценки

Критерии оценки Баллы
1 Дана общая характеристика программы внеурочной деятельности 1
2 Проведен анализ структуры программы внеурочной деятельности: перечислены её разделы, проведено сопоставление разделов программы с примерными требованиями. 1
3 Описана актуальность программы, указано, на решение каких социальных проблем, направлена данная программа 1
4 Определено соответствие формулировки цели и задач установленным требованиям 1
5 Проведен анализ соответствия цели и задач проблематике программы, направлению внеурочной деятельности, возрасту учащихся. 1
6 Перечислены организационные формы реализации программы 1
7 Проведен анализ соответствия организационных форм реализации программы направлению внеурочной деятельности, возрасту учащихся, целям и задачам. 1
8 Проведен анализ соблюдения гигиенических требований (продолжительность занятий, место внеурочного курса в учебном плане) 1
9 Определено соответствие формулировки планируемых результатов курса требованиям ФГОС НОО 1
10 Проведен анализ соответствия планируемых результатов целям и задачам внеурочного курса 1
11 Проведен анализ тематического плана, сделан вывод о его отличительных характеристиках. 1
12 Проведен анализ содержания программы, его соответствия направлению внеурочной деятельности, целям и задач, возрасту учащихся 1
13 Проведен анализ условий реализации программы, их соответствие целям и задачам программы 1
14 Сделан вывод о соответствии программы установленным требованиям и рекомендации по изменению программы. 1
  ИТОГО 14

«отлично» - 14 – 13 баллов; «хорошо» - 12-11 баллов; «удовлетворительно» -10-7баллов.

Приложение 3

 

  СОГЛАСОВАНО Протокол заседания школьного методического объединения учителей от _____________ № ____ _____________ С.Б.Чичаева   СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________Е.И. Сергиенко «_____» _____________ 2015г.   УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Ольявидовская оош _____________ З.А. Ходырева «_____» _____________ 2015г.

 

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

 

МОУ Ольявидовская основная

 общеобразовательная школа

 

Название курса:  Мир театра

 

Класс: 3

 

Рабочая программа составлена:

Стоякиной Ларисой Владимировной

Ф.И.О. учителя (полностью)

 

 

2015г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир театра» является продолжением урочной деятельности, составленная на основе:   

· Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· Приказа Минобразования России от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

· Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Ольявидовской основной общеобразовательной школы.

 

        Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся третьего класса МОУ Ольявидовской основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на два года.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. 

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной среды развития ребенка. Внеурочная художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

        В то же время театральное искусство (театрализация)

· способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;

· пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;

· активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

         Отличительными особенностями и новизной программы является

деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и изобразительное искусство);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

         Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

         Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

 

Цели и задачи

         Цель: воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.

         Задачи:

- формировать навыки зрительской культуры поведения в театре;

- развивать художественный вкус, расширять общий кругозор учащихся;

- развивать воображение, выразительность речи;

- пополнять словарный запас, образный строй речи;

- формировать способность строить диалог друг с другом;

- знакомить детей с терминологией театрального искусства;

- развивать коммуникативную культуру детей;

   - раскрывать творческие способности учащихся;

  - воспитывать в детях добро, любовь к ближним, к родной земле,

   - воспитывать неравнодушное отношение к окружающему миру.

На изучение курса «Мир театра» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

Содержание курса «Мир театра» (34 ч)

 

      «Мастерская тела» (17 ч) включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

«Мастерская чувств» (17 ч) исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

 

1. Вводное занятие.

· Игры на знакомство: «Представься по-доброму», «Автограф» и т.д.

· Ознакомительная беседа о театральном искусстве

· Игры «Муравьи», «Кактус и ива»

· Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

2. Мастерство актёра.

· Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

· одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции,

- на выразительность жеста,

- на развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

· актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

· сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

· Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)

3. Сценическая речь.

· Правила гигиены голоса

· Способы закаливания голоса

· Гигиенический и вибрационный массаж лица

· Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

· Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

- дыхательный тренинг.

· Артикуляционная гимнастика:

· упражнения для языка;

· упражнения для губ;

· упражнения для челюсти.

· Игры и упражнения на речевое дыхание «Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

4. Постановочная работа.

Специальные театральные игры («Зеркало», «Посмотри, что я делаю», «Одно и тоже по- разному», «Превращение предмета»)

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.

Кроме того, возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.

5. Пластика.

· Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.

· Разминка:

- упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.

- упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.

- упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).

Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: